Биография Самары в проектах TATLIN

Судьба Самары — это путь от пограничной крепости на волжских берегах до крупного культурного центра страны. Меняя статусы, назначения и даже названия, Самара сохранила свою уникальность, которую издательство TATLIN раскрывает в своих проектах. Приглашаем и вас увидеть Самару заново: пройти сквозь века — от точки на средневековой карте «Samar» до города с федеральным культурным значением.

Самара – Куйбышев – Самара

Первое упоминание названия «Самара» относится к 1367 году. Оно находилось на карте-портолане, составленной братьями Франческо и Доменико Пицигано. На карте было показано устье реки, впадающей в Волгу, с подписью «Samar», в последствии именно по названию реки получил имя и город.

Однако официальная история Самары началась в 1586 году с основания крепости для защиты восточных границ России от набегов кочевых племен. К XVII веку город стал дипломатическим и экономическим центром, соединяющим Россию и Восток. В 1851 году Самара стала центром Самарской губернии, что стало важнейшим этапом в развитии города. К началу XX века Самара превратилась в ведущий торгово-промышленный центр Поволжья с населением 100 тысяч человек, чему способствовали мукомольные, хлебопекарные предприятия, а также чугунолитейный завод, Жигулёвский пивоваренный завод и др.

В 1935 году Самара была переименована в Куйбышев в честь одного из лидеров большевиков — Валериана Куйбышева. Во время Второй мировой войны город был выбран запасной столицей Советского Союза, куда эвакуировали государственные организации, посольства и ведущие культурные учреждения вместе с сотрудниками. Серьезную роль город Куйбышев сыграл и как промышленный центр, снабжая страну военными самолетами, огнестрельным оружием и другими боеприпасами. В период холодной войны Куйбышев стал закрытым городом более чем на 40 лет, поскольку на территории началось развитие авиации и космической программы. Историческое название – Самара – городу было возвращено в январе 1991 года и с тех пор больше не изменялось.

Фото-альбом: начало

Исторический центр Самары

В первые годы советской власти Самара развивалась без генерального плана, его разработкой занялись только в 1937 году, когда Самара состояла в основном из исторического центра и разрозненных промышленных предприятий с прилегающими к ним рабочими посёлками. Генеральный план 1937 года должен был урегулировать бурную урбанизацию и беспрецедентный рост города. В этом генплане отчётливо проявилась идея линейного города с разделением территории на производственную, жилую и рекреационную зоны (принцип: труд, быт, отдых). Центр города хотели разместить в географическом центре Самары. Это было выражением идеологического подхода государства — всеобщего равенства. Осуществить это не удалось, и в итоге, официальным центром Самары в 2005 году была признана территория «старого города».

Значимость исторического центра Самары обусловлена его самобытной архитектурой и особой планировкой. Большие габариты исторических кварталов способствовали возникновению уникального модуля городской ткани — самарского двора. Самарский двор – особый пример эстетики, общественного пространства и сообщества, живущего в центре большого города, а также уникальный предмет для тематического исследования, нашедший свое отражение в одной из книг TATLIN, посвященных Самаре.

Фото-альбом: Самарский двор

Самара (Куйбышев) в 1920–1930-е годы

Начало 20-го столетия характеризуется становлением СССР, главным политическим приоритетом которой было развитие экономики и промышленности. Серия централизованных государственных планов – план ГОЭЛРО и план пятилеток (1928–1941) – позволили СССР в сжатые сроки стать крупной индустриальной державой. За период довоенных пятилеток Куйбышев (Самара) превратился в важный центр оборонной, авиационной, нефтяной и энергетической промышленности. Основным двигающим предприятием в городе стала Самарская ГРЭС им. Г. М. Кржижановского, которая до настоящего времени активно функционирует (Однако сейчас она носит название Самарская ТЭЦ. – Прим. ред.), снабжая электричеством и теплом историческую часть Самары. Главный корпус станции представляет собой уникальный образец архитектуры постконструктивизма и играет градостроительную роль в формировании береговой самарской панорамы.

Справившись к концу 1920-х годов с экономическими трудностями, советская власть приступила к решению другой проблемы — формированию у населения коммунистического мировоззрения. На смену культовым объектам должны были прийти клубные здания. Стали появляться здания новой типологии — символы сменившейся власти: Дворцы культуры, Дворцы труда, Дома Советов, рабочие клубы, планетарии, Дома промышленности и сельского хозяйства, госторги, административно-деловые и конторские здания.

Клуб им. Ф. Э. Дзержинского, построенный в начале 1930-х годов, относится к числу наиболее ярких построек зрелого конструктивизма в Самаре. Здание клуба является главным элементом административно-жилого комплекса ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление) и запроектировано как крупная градостроительная форма – цилиндр в шесть этажей с фойе и открытыми прогулочными галереями находится между двумя объёмами лестнично-лифтовых блоков.

Клуб Дзержинского играл заметную роль в общественной жизни Куйбышева в 1940–1950-е годы. В течение всех этих лет он выполнял функцию городского «джаз-клуба». Зрительный зал «Дзержинки», так это место называли жители города, принимал джазовые оркестры и исполнителей со всей страны, а сам клуб был оплотом местных джазменов.

Фото-альбом: тэц

Самара (Куйбышев) в 1960–1970-е годы

1960-1970-е годы для СССР стали периодом «развитого социализма», когда страна уже добилась статуса сверхдержавы. Главной визитной карточкой того времени стало масштабное развитие космической отрасли, в чем город Куйбышев сыграл ключевую роль. Потенциал, накопленный городом в годы индустриализации довоенных пятилеток, военного и послевоенного строительства, превратил Куйбышев в крупный промышленный центр. Наличие крупнейшего промышленного узла Безымянка, крупнейшей в стране Волжской ГЭС, ведущего комплекса машиностроительных предприятий и мощного железнодорожного узла к концу 1950-х создали условия для становления авиационной и космической отраслей промышленности и, как следствие, развития градостроительства и архитектуры на новых принципах.

Новым принципом оказалось постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», а главной стратегией в области проектирования и строительства в стране стала максимальная стандартизация и унификация строительного процесса. К концу 1960-х начали появляться типовые здания школ, кинотеатров, универсамов, больниц, комбинатов обслуживания, домов быта, жилья и других объектов.

Особым аспектом развития города была застройка прибрежной зоны и превращение ее в главный рекреационный элемент – Куйбышевскую набережную.

Самара сегодня

Еще одной особенностью процесса урбанизации в городах СССР и унификации строительных процессов являлась монополизация всех структур строительного комплекса для обеспечения лучшей управляемости процессами. В 1920-х в Самаре начали создаваться службы «Единого заказчика», «Единого проектировщика», «Единого подрядчика», а также отделение Нарпита (Позднее Центральный рабочий кооператив), которое занималось вопросами организации питания в городе. 21 октября 1929 года Средне-Волжский областной комитет содействия общественному питанию поручил правлению Центрального рабочего кооператива совместно с уполномоченным от Нарпита и представителем Облпрофсовета проработать вопрос о постройке фабрики-кухни в Самаре, которая бы удовлетворяла обедами широкие общественные массы. Так в 1932 году в Самаре появилась знаменитая Фабрика-кухня в форме советских символов – серпа и молота.

За технологические и архитектурные решения в проекте отвечала Екатерина Максимова. Самарская Фабрика-кухня стала ее главной и единственной работой в короткой биографии. В основу Фабрики-кухни ей был положен принцип чёткого деления производственной («молот») и торговой («серп») частей предприятия. Весь производственный корпус обращён во двор, в глубине которого расположен хозяйственный корпус с котельной, прачечной, общежитием и гаражом. Входящий через центральный вход посетитель должен был пройти мимо «большого фронта вешалок» к умывальным и по одной из двух лестниц подняться на второй этаж в обеденный зал. На крыше здания проектом предусмотрена терраса и «культурный уголок».

В течении многих лет облик и предназначение самарской Фабрики-кухни кардинально изменялись и ее авангардистский характер утрачивался. В 2008 году эксплуатация Фабрики-кухни прекращается, здание постепенно разрушалось вплоть до 2014 года, когда Фабрика наконец обрела статус федерального памятника, чему в значительной части помогла местная медиамашина. Однако ситуация с восстановлением памятника не улучшалась, запустение продолжалось до конца 2017 года – в этом году было принято долгожданное решение передать здание ответственному собственнику. Спасителем оказалась Третьяковская галерея. Фабрика-кухня стала новым филиалом, посвященным искусству XX и XXI веков. Проект адаптировали к программе Третьяковки: здание трактовалось уже как уникальный в региональном масштабе и единственный в стране научно-образовательный и культурный центр, консолидирующий вокруг себя множество ранее существовавших культурных институций.

С этого момента угроза существованию памятника авангарда была снята. Началась новая жизнь Фабрики-кухни — филиала главной национальной галереи России.

Судьба самарской Фабрики-кухни стала примером наилучшей адаптации памятников архитектуры под современное использование, где здание становится не фоном, а главным экспонатом.

Фото-альбом: Фабрика-кухня
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: