Лучшие одежды Волги

До Октябрьской революции 1917 года Самара представляла собой провинциальный купеческий город. Основу промышленности составляли предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, в основном это были мукомольные заводы. Так называемый Старый город размещался между реками Волгой и Самарой и был ограничен улицами Спортивной и Полевой. После революции наступил кардинально новый этап развития города. Изменение архитектурно-планировочной структуры и среды Самары было продиктовано задачами индустриализации государства и планового ведения хозяйства. Так, в конце 1920-х годов городские власти начали предпринимать активные действия по изменению функциональной направленности использования городской набережной. Планировалось не просто улучшить санитарные условия, а сделать фасад Волги главным архитектурным фасадом города, превратить набережную в нарядный и выразительный многокилометровый парк. TATLIN публикует вводный текст исследователей архитектуры Валентина Пастушенко, Виталия Самогорова и Анатолия Синельникова к маршруту, протянувшемуся от Хлебной площади до площади Революции и захватывающему самые интересные объекты 1920–1940-х годов, имеющие непосредственную связь с набережной.  

Для района Старого города типичными являются прямоугольные кварталы размером 120х240 метров (60 на 120 саженей) при ширине улиц 24–25 метров. Таких кварталов в исторической части насчитывается 140. 

На Стрелке, у слияния рек Волги и Самары, сформировался исторический промрайон. В его состав входили предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, в основном мукомольной промышленности. Большая часть предприятий возникла в дореволюционный период. Крупнейшими среди них были: пивоваренный завод Вакано и Фабера, ликёро-водочный завод, элеватор Госбанка, комбикормовый завод, мельница Соколовых (мукомольный завод № 1), мельница Субботина, затем Товарищества (мукомольный завод № 2), мельница Башкирова (мукомольный завод № 3), мельница Зворыкина. В границах Старого города размещались Трубочный завод, штамповочная фабрика Зимина, судоремонтный завод Журавлёва, главные вагоноремонтные мастерские железной дороги, дрожжевой завод Афанасьева, макаронная фабрика Кеницера, кондитерская фабрика Савиных, швейная фабрика, обувная фабрика, электростанция и другие, более мелкие предприятия.

Карта Самары и окрестностей, чертёж 1927 года

Наличие рек и железной дороги определили дальнейшее развитие предприятий в этой части города. Так, в 1930-е годы здесь появились крупнейшие предприятия Средне-Волжского края — Куйбышевский элеватор (1936, снесён в 2012 году), грузовой порт (ВГРП), завод «Автотрактордеталь» (1932, в настоящее время закрыт), филиал завода №42 (завода имени Масленникова, в настоящее время закрыт). В структуре застройки размещались кондитерская и макаронная фабрики, несколько хлебзаводов, молокозавод, ликёро-водочный завод (в настоящее время закрыт), станкозавод (в настоящее время закрыт), пивоваренный завод, ГРЭС и другие. Все они стали точками роста промышленности советского Куйбышева в 1930-е годы. В Старом городе разместились крупнейшие ведомственные общественные комплексы, соответствовавшие статусу Куйбышева как столицы Средне-Волжского края — Управление МВД, Штаб ПриВО, Управление ВГРП, Дом социалистического сельского хозяйства, Управление Куйбышевской железной дороги и другие.

В начале 1930-х годов начались работы по формированию набережной реки Волги. Состояние набережной в пределах границ Старого города наглядно представлено в короткой справке ГОКХ’а, составленной в 1928 году: «Набережная имеет каменную облицовку только на протяжении трех кварталов, остальные восемь кварталов представляют из себя типичный размываемый берег с обрывистыми краями, ежегодно подступающий всё ближе и ближе к береговым постройкам.

Панорама Самары с Волги, фото конца 1920-х годов

Высокие подъёмы и бурные проходы весенних вод последних лет значительно ухудшили положение набережной, устройство каменной одежды является неотложной необходимостью для обеспечения не только Самары от потери незатопляемой береговой полосы, но и для сохранения берега для перевалки транзитных грузов. Починка берега, производимая кустарным способом при помощи навоза и мусора, загрязняет береговую полосу и ухудшает без того плохое санитарное состояние её. Тип каменной одежды, построенной в 1891 году на протяжении 3-х кварталов, оправдал себя в течение многих лет».

В конце 1920-х годов городские власти начали предпринимать действия, направленные на улучшение санитарного состояния набережной и изменение функциональной направленности её использования.

Но пока о какой-то особой значимости набережной Волги в архитектурном оформлении города речи не шло. Ситуация изменились, когда АПУ горкомхоза стал разрабатывать Генеральный проект планировки и реконструкции Самары и в 1935 году представил основные концепции этой работы.

Набережная реки Волги, фото первой половины 1950-х годов

В частности, провозглашалось, что главным архитектурным фасадом города должен стать фасад реки Волги. Этот фасад организовывался по проекту застройкой склона Волжского откоса и верхней его бровки, а набережная превращалась в многокилометровый парк, создающий условия для отдыха и занятия физкультурой горожан, связывающий жилые кварталы с пляжами.

В протоколе №36 заседания президиума Куйбышевского горсовета от 25.12.1935 года «Об устройстве Набережной против Городского ПКиО» говорилось: «Считать необходимым в границах между Красноармейским спуском и Вилоновской улицей по ширине от улицы Горького до железной дороги устроить набережную с горизонтальной площадкой в уровень с улицей Горького».

В мае 1939 года проект благоустройства набережной Волги от Некрасовской улицы до Вилоновской улицы, разработанный АПУ (по проекту докладывали архитектор Носин и инженер Попов), был рассмотрен отделением Союза советских архитекторов и одобрен президиумом Куйбышевского горсовета. Согласно проекту перепланировке подвергался Струковский сад, которому придавалось значение верхней террасы набережной. Укреплённые и озеленённые откосы сада оборудовались видовыми площадками, на которых располагались декоративные скульптуры. Нижняя терраса набережной украшалась каскадом фонтанов, стройными колоннадами беседок и павильонов, нарядными лестницами, декоративными посадками кустарников и цветов.

Яхт-клуб со стороны реки Волги, фото 1930-х годов

На постройку набережной ушли годы (первая очередь была сдана в 1956 году), огромные средства, но в конце концов удалось создать объект, ставший по своей художественной выразительности и функциональности лучшим на всей Волге.

По данному маршруту располагались два объекта, заслуживающие упоминания в связи с их высокими архитектурными качествами, построенные из дерева и снесённые в 1950–1960-е годы. Одним из них был яхт-клуб Гупрофсовета, выполненный по проекту архитектора П.А. Щербачёва в 1929 году на набережной реки Волги в составе 1-й очереди строительства. Работая в самарской городской строительной конторе горкомхоза, П.А. Щербачёв в 1928 году разрабатывает уникальный проект деревянного здания яхт-клуба. Здание, состоявшее из террасы и вышки, размещалось на берегу реки Волги по оси ул. Рабочей под Струковским садом. Кровля была покрыта железом и окрашена суриком. Наружные стены, фронтон и карниз были оштукатурены и окрашены в светлые тона. Здание яхт-клуба по форме напоминало корабль. Оконные проёмы имели форму иллюминаторов, мачта имела круглые смотровые площадки. Вышка в виде рубки и горизонтальные козырьки метафорически передавали образ корабля. Общая композиция объекта по духу приближалась к супрематическим экспериментам отечественных художников 1920-х годов. Это здание играло важную роль в формировании береговой панорамы города, однако, в связи с реконструкцией набережной в 1950-е годы, этот уникальный объект эпохи конструктивизма был разобран.

Другим утраченным объектом был деревянный речной вокзал архитектора Л.А. Волкова, также расположенный на 1-й очереди набережной, под Струковским садом. В начале 1936 года здание речного вокзала было принято в эксплуатацию. Архитектура здания выполнена в стиле рациональной классики. Вокзал состоял из двух просторных летних павильонов, соединённых между собой крытой галереей с акцентированным выходом на пристань. В здании вокзала располагались билетные кассы, справочное бюро, камера хранения багажа, буфет с холодными и горячими закусками, парикмахерская, комната отдыха, комната матери и ребёнка, залы ожидания. Причальный дебаркадер имел зал ожидания, ресторан, коммерческие гостиничные номера.

Яхт-клуб со стороны реки Волги, фото 1930-х годов

Практически все строительные работы на территории Старого города вёл Строительный трест «Крайсредволгопромстрой», преобразованный позже в Государственный трест союзного значения «Волгопромстрой». Как правило, это были здания раннего конструктивизма, практически лишённые всякой отделки. До 1930-х годов это были здания с гладкими оштукатуренными стенами, горизонтальными или вертикальными членениями фасадов за счёт небольшой разницы в толщине штукатурки, прямоугольными проёмами с мелкой расстекловкой, квадратными по форме деревянными переплётами и скатными кровлями. Однако уже в начале 1930-х годов в центральной части города появляются постройки, поверхности которых оформлены неглубоким рустом, наличниками, несложными карнизами. Окна, как правило, имели прямоугольную форму, а переплёты представляли собой прямоугольные решётки с небольшими размерами ячеек.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: