Наравне с мужчинами

Фабрика-­кухня при заводе №42 (ЗИМ) находится в центральной части Самары, на пересечении проспекта Масленникова и улицы Ново­Садовая. Сейчас ведется большая общественная работа по сохранению фабрики-кухни, так как этот памятник советской архитектуры находится под угрозой уничтожения. Фабрика­-кухня в плане имеет очертания символа советского государства — «серп и молот». В последние годы в профессиональной среде существовал интерес к личности автора, запроектировавшего здание фабрики-­кухни. В архивных чертежах проекта фабрики-­кухни, датируемых 1930 годом, которые хранятся в архиве ГАСО, в штампе проектной организации стоит подпись — «Е. Максимова». 

Фабрика­-кухня при заводе №42 (ЗИМ) находится в центральной части Самары, на пересечении проспекта Масленникова и улицы Ново-­Садовая. Сейчас ведется большая общественная работа по сохранению фабрики-­кухни, так как этот памятник советской архитектуры находится под угрозой уничтожения. Фабрика-­кухня в плане имеет очертания символа советского государства — «серп и молот». В последние годы в профессиональной среде существовал интерес к личности автора, запроектировавшего здание фабрики-­кухни. В архивных чертежах проекта фабрики-­кухни, датируемых 1930 годом, которые хранятся в архиве ГАСО, в штампе проектной организации стоит подпись — «Е. Максимова».

Исследование других источников самарских архивов, где могла содержаться хоть какая-то информация об архитекторе, не дало никаких результатов. В связи с этим началась работа по изучению всех возможных изданий, где фигурировали фамилии архитекторов, работавших в 1920–30­-е годы. После анализа обширного материала, первая ссылка на Е.Н. Максимову была обнаружена в книге «Первые женщины инженеры»: «Максимова Екатерина Николаевна. Приема 1909 г. Инженер-­архитектор. Работала главным архитектором строительного отдела московского центрального универмага. Стаж работы 11 лет. Трагически погибла в Москве в 1932 г.».

Максимова Екатерина Николаевна

Эта краткая биографическая заметка определила два возможных направления поиска. Во-­первых, по отчеству архитектора было предварительно установлено место учебы — «Санкт­-Петербургские. Женские политехнические курсы». Год поступления — 1909. Во-­вторых, информация о трагической гибели в 1932 году косвенно подтверждала авторство Е.Н. Максимовой, так как именно в том году была сдана в эксплуатацию самарская фабрика-­кухня при заводе №42, — 1 января 1932 года.

В центральной газете Советского Союза «Известия» была обнаружена заметка: «Максимова Екатерина Николаевна, инженер-­архитектор строй-объединения «Мосторга», похоронена 20 марта 1932 г. на Ваганьковском кладбище». 

Сам факт подобной публикации в центральной газете страны говорил о незаурядной личности погибшей.

Информация о месте захоронения Е.Н. Максимовой позволила разыскать родственников и установить с ними контакт. В декабре 2009 года на Ваганьковском кладбище была найдена могила Максимовой Екатерины Николаевны. На памятнике архитектору, изготовленному из черного мрамора, не было ни фотографии Е.Н. Максимовой, ни даты рождения, лишь год гибели — «1932».

В феврале 2010 года в музее МАРХИ, в Биографическом словаре архитекторов народов СССР, составленном А.Ф. Крашенинниковым, была найдена запись об архитекторе Е.Н. Максимовой, с приблизительной датой рождения «ок. 1890 (?)».

Далее была организована встреча с исследователем архитектуры 1920–30­х годов — Казусем Игорем Александровичем. На основании имеющегося у него списка архитекторов И.А. Казусь предположил, что возможно у Е.Н. Максимовой был брат Владимир Николаевич, герой монографии А.Ф. Крашенинникова — «В.Н. Максимов. Зодчий русского национального стиля. 1882–1942». По материалам книги подтвердилось предположение о том, что Е.Н. Максимова действительно была родной сестрой Владимира Николаевича Максимова. Но информации было мало, имелась лишь запись о гибели сестры Владимира Николаевича и их совместной жизни в последние годы.

В начале мая 2010 года удалось связаться с родственниками Е.Н. Максимовой. При встрече выяснилось, что это были внуки Е.Н. Максимовой — Екатерина Никитична и Павел Никитич. В процессе общения исследователи получили уникальный биографический материал и некоторые сохранившиеся документы. В результате были восстановлены биография и творческое наследие архитектора Максимовой Екатерины Николаевны.

Максимова Екатерина Николаевна родилась 12 декабря 1891 года в городе Казань, в православной семье. Ее родители были глубоко верующие люди. Весь их род был из Башкирии, из-под города Стерлитамака. Отец, имевший частицу татарской крови и свободно владевший татарским языком, работал учителем в национальной татарской школе, готовившей ремесленников. По семейной легенде, фамилия звучит как «Максимов». 

В переводе с башкирского или с татарского языка «Максус» — означает особый, особенный. Следовательно, предки Екатерины Николаевны чем-­то выделялись. Уже позднее, после принятия православия, они стали Максимовыми.

После успешного окончания Казанской художественной школы Екатерина Николаевна решила связать свою профессиональную жизнь с архитектурой. В 1910 году она подала документы во Второй Петроградский политехнический институт. К этому моменту ее родной старший брат — Владимир Николаевич — уже приступил к работе архитектора в Санкт-Петербурге, где он окончил Высшее художественное училище при Академии художеств.

Студентки Женских политехнических курсов

Е.Н. Максимова в 1910 году поступила на архитектурный факультет Второго Петроградского политехнического института и с отличием его окончила, выполнив дипломную работу на тему «Гостиница-­санаторий».

Данное учебное заведение было открыто за четыре года до поступления Максимовой, и это было большим событием в сфере образования в Российской империи. В 1906 году в Петербурге открылись Женские политехнические курсы. 

Это событие взволновало все прогрессивные круги русского общества. Женщина завоевала еще одну, недоступную ей до сих пор область знаний — технику. 

Уже к октябрю 1905 года на эти курсы поступило около семисот заявлений. Отбор слушательниц происходил по конкурсу аттестатов средних учебных заведений. Было принято двести тридцать четыре человека.

Занятия начались 15 января 1906 года. Преподавание велось по предметной системе, дававшей курсисткам право свободно посещать лекции и возможность сдавать экзамены в течение всего учебного года. Система непривычная для вчерашних школьниц, и быстро приспособиться к ней удавалось далеко не каждой. Обучение на первых двух курсах велось по общей для всех слушательниц программе.

Студентки Женских политехнических курсов 

Кроме архитектурных проектов, слушательницы должны были сдавать проекты по канализации и водоснабжению, отоплению и вентиляции, электротехнике, дорогам и статике сооружений. К особым предметам относились декоративное искусство, композиция, акварель и лепка. Заключительной работой являлся дипломный проект с предварительной клаузурой.

Дипломный проект, требовавший полугодовой, иногда даже годовой работы, выполнялся на темы: «Здание исторического музея», «Народный дом», «Здание Государственной думы» и другие.

В 1914 году Е.Н. Максимова участвовала в проектировании земского дома в Киеве. В трудовой книжке с этого года ведется отсчет ее профессиональной деятельности.

В дальнейшем, в период с 1915 по 1918 годы, она работала в качестве помощника архитектора по проектированию и производству у различных архитекторов Санкт-­Петербурга. В 1918 году участвовала в составлении различной проектной документации для строительства в Санкт­Петербурге.

В 1922 году в Санкт-Петербурге у Максимовой родился сын Никита, в это время в стране был голод, гражданская война. Выживать в эти трагические годы было непросто, а в условиях тотального голода в большом городе это было просто нереально. И для того чтобы прокормиться и просто выжить, Максимова приняла решение уехать в город Белебей в Башкирию, где после выхода на пенсию жили ее отец и мать. Туда же приехал со своей семьей старший брат Максимовой — Владимир Николаевич. Всей большой семьей выживали сообща, поддерживая друг друга. В городе Белебей Максимова устроилась на работу преподавателем специальных предметов в технической школе и там же, в девятилетней школе, преподавала физику. 

В маленьком провинциальном городке о работе архитектором не было и речи, в это непростое революционное время нужно было элементарно выживать.

В 1923 году Максимова приезжает в Москву. Ее брат Владимир Николаевич до революции активно сотрудничал с академиком архитектуры А.В. Щусевым. В результате Екатерина Николаевна получила возможность поработать с А.В. Щусевым, помогая в проектировании Казанского вокзала. Так, с 1923 по 1925 годы она активно трудилась в составе проектного подразделения на строительстве Казанского вокзала.

Максимова восстановила связь с родным братом Владимиром Николаевичем. Он в это время со своей семьей бедствовал в городе Клин (Московская область), будучи безработным. После революции брат Максимовой по идеологическим соображениям не работал на советскую власть, заявив, что это власть безбожная и на нее он работать не будет. Кормильцем в семье была Екатерина Николаевна, Владимир Николаевич помогал ей в проектах, но ни в одном проектном штампе не фигурировал.

Здание Казанского вокзала

В это время Екатерине Николаевне как работнику наркомата путей сообщения (она работала в проектной группе по строительству Казанского вокзала) выделили участок под строительство дома в поселке Кратово.

С 1925 года Е.Н. Максимова переходит на должность инженера-­архитектора в «Нарпит» и вместе с вновь организованной группой инженеров, архитекторов, технологов начинает с чистого листа разрабатывать методологию проектирования объектов с особой функциональной задачей — организацией общественного питания, в дальнейшем такие объекты получили название «фабрика­кухня». Е.Н. Максимова внесла огромный вклад в дело проектирования фабрик-­кухонь в СССР. Она постоянно ездила в командировки, с ее участием составлялись проекты московских фабрик­-кухонь, а также на Днепрострое, в Свердловске (Екатеринбурге), в Магнитогорске и во многих других городах. Одной из последних построенных по ее проекту фабрик-­кухонь была самарская, которая вобрала в себя многолетние наработки функционально-­планировочных и архитектурных решений ранее запроектированных объектов.

Фабрика-кухня Выборгского района Ленинграда (Санкт-Петербурга). Арх. А. К. Барутчев, И. А. Гильтер, И. А. Меерзон, Я. О. Рубанчик, 1929–31 годы

В апреле 1932 года, по сфабрикованному делу, был арестован брат Максимовой — Владимир Николаевич. Брат был глубоко верующим человеком, до революции занимался проектами для семьи Романовых в Царском селе. Император Николай II был крестным отцом у сына Максимова — Арсения. Государственная политика и борьба с церковью привели к тому, что в 1932 году была объявлена пятилетка безбожия. ОГПУ весной 1932 года провело операцию «пасхальный набор», в результате которой многие священнослужители были арестованы. Владимир Николаевич был причислен к тайной православной организации «Истинно православная церковь», в результате на него и сына был выписан ордер на арест.

Трагически сложилась судьба Е.Н. Максимовой — она погибла в марте 1932 года, попав под поезд. Она не увидела свой наиболее самобытный, яркий и символичный проект — самарскую фабрику­кухню. Обстоятельства гибели Екатерины Николаевны очень запутаны, судя по документам, она трагически погибла под поездом, было это несчастным случаем или нет, сейчас говорить сложно. В тот день она с проектами возвращалась домой в поселок Кратово. После гибели архитектора спустя месяц в дом пришли сотрудники ОГПУ и предъявили ордер на арест Максимовой Екатерины Николаевны, брат уже к тому моменту отбывал заключение. В ответ родственники сообщили, что Максимова погибла и арестовывать некого. Вскоре после трагической гибели Екатерины Николаевны на Ваганьковском кладбище сотрудниками «Нарпита» ей был установлен памятник.

Фабрика-кухня после реконструкции 1944 года

Слева-направо: план подвала; план 2-го этажа; план 1-го этажа; план кровли. Все — авторская реконструкция проекта 1930 года архитектора Е.Н. Максимовой


Фабрика-кухня в Самаре, спроектированная Е.Н. Максимовой, будет включена в путеводитель по самарскому конструктивизму. В настоящее время идет кампания по сбору средств на публикацию проекта, который можно поддержать здесь.  

Статья из этой книги:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: