Клуб — новый, бурно развивающийся в стране Советов
1930-х годов тип общественного здания, получивший широкое распространение и на
Урале, особенно в столице индустриального региона. В отличие от своих
предшественников он имел необычайно важную роль в созидании нового социального
устройства государства на основе советской идеологии. Значимость этой роли
заключалась в многочисленных функциях: от занятий по интересам до массовых
общественно-политических мероприятий. Одной из основных задач клубов было
просвещение, обучение грамоте и профессиональным навыкам, приобщение к вновь
создаваемой и противоречивой советской культуре.
Сегодня клубы 1930-х —
наиболее интересная часть архитектурного наследия этого времени. Каждое из
зданий имеет свою удивительную историю и неповторимую архитектуру — не малую
роль в разнообразии пластических решений играли сами архитекторы, которые не
только предлагали новые проекты, но и собственное видение, основы которого
утверждали в своих статьях. Так, например, знаменитый советский архитектор Яков
Корнфельд (1896–1962), на счету которого более десятка реализованных
проектов клубов, часто публиковался в передовых журналах своего времени. Ко дню
рождения мастера TATLIN публикует фрагмент его
статьи «Клубное строительство к XI годовщине Октября», изданной в газете «Правда»
почти 90 лет назад.
Новизна и исключительная сложность типа клубного
здания заставляют неустанно работать над совершенствованием решения этой
увлекательной задачи. В 1923 году был объявлен первый конкурс на Дворец труда в
Москве. И с тех пор на ряде конкурсов, объявленных в Москве, отдельными
городами и профсоюзами, постепенно складывались черты клубного здания.
В данное
время программа клуба в основных чертах установлена, но продолжается ревизия ее
деталей, и хотя нет еще достаточного опыта эксплуатации выстроенных зданий, но
ряд поправок к программам уже наметился отчетливо.
Сокращение
удельного веса театральной части, повышение числа этажей, четкая группировка
помещений, удобно соединяемых и разобщаемых по желанию, использование
монолитных — теплобетонных или каркасных конструкций с легкими заполнениями и,
наконец, изменение форм зданий, обусловленное указанными поправками и
требованием большей монументальности и праздничности вида клубов.
Клуб строителей в Свердловске. Южный фасад. Архитектор Я. Корнфельд. Фото начала 1930-х годов.
МГСПС
(Государственный Академический театр имени Моссовета — прим. ред.) объявляет
конкурс на проектирования клуба с целью подвести итог всему проделанному опыту
строительства. Здесь найдет место выражение всех новых идей и проектирование
следующей серии рабочих клубов сможет широко использовать результаты этого
конкурса.
Осуществление
клубного строительства встретилось с большими трудностями из-за отсутствия ряда
строительных материалов, но еще большие затруднения создало отсутствие
подготовленного строительного аппарата. Госконторы, занимающиеся почти
исключительно промышленным строительством, сделались неожиданно для себя
строителями клуба. Считая этот эпизод своей деятельности случайным и временным,
конторы старались с минимальными отклонениями от своего обычного курса и с
минимальными изменениями в своем штате и в своих навыках выполнить порученное
им строительство.
Клуб Союза коммунальников им. Русакова в Москве. 1929 год. Архитектор К. Мельников. Общий вид, фасад, продольный разрез. Фото 1930-х годов
Результаты
не замедлили сказаться в ряде упущений, недомыслий, в бездушном и ремесленном
выполнении. Перед профсоюзами стоит вопрос, как быть дальше, кому поручать
работу. И тут следует указать на интересную идею, выдвинутую на последнем
пленуме ВЦСПС, о создании конторы специально для общественных сооружений, которых
мы строим каждый год все больше и больше.
Необходимость
в такой стройконторе ощущается каждым, кто вплотную соприкасается с этим видом
строительства, имеющим серьезные художественные задачи. При такой конторе
возможна постановка ряда подсобных производств предметов и материалов, без
которых нельзя как следует оборудовать общественное здание.
Дом культуры «Профинтерн». 1928 год. Инженер К. Коржинский. Фото 1970-х годов
Разрабатываемые
в данное время профсоюзами пятилетние планы позволят с достаточной точностью
учесть объем строительства, который мог бы быть возложен на такую контору, и
бронировать материалы, необходимые для его осуществления.
Эта идея
объединения и организованности несравненно более ценна, чем высказанная на том
же пленуме идея распыления строительства и поручения его хозорганам, у которых,
кстати сказать, значительно уменьшены штаты строительных отделов в расчете на
концентрацию строительных работ в руках стройконтор.
Не меньшие
трудности представляют вопросы убранства, оборудования мебелью и электроарматурой.
Хозорганы производят эти вещи, считаясь с нуждами наиболее широкого рынка по
стандартным образцам, годным для жилых и служебных помещений.
Клуб кожевников «Буревестник» в Москве. Архитектор К.
Мельников. Фото 1930-х годов
Производство
других видов мебели или оборудований не налажено главным образом из-за
разрозненности предъявляемых к ним требований. В этом деле на помощь может
придти тот же метод организованности: выработка типов основных предметов и их
массовое изготовление. Предстоящий конкурс на предметы мебели и
электрооборудования, организуемый МГСПС, поможет установить эти типы и
облегчить задачу оборудования клубов.
Клубам
предстоит роль форпостов в культурном подходе. Через них будет организовано
мощное воздействие всех видов искусств на широкие массы посетителей и членов
клубов. В клубе обеспечивается возможность театральных постановок, кино,
концертов. Устройству зрительного зала и сценической части уделяется все больше
внимания, и в данное время МГСПС разрабатывает материалы, которые помогут
профсоюзам и проектировщикам избежать многих ошибок, имевших место в недавнем
прошлом. В клубе будут широко привлечены изобразительные искусства, все виды
живописи, до фресок включительно, и произведения скульптуры украсят просторы
клубных зал.
Сейчас
в МГСПС разрабатывается метод массового привлечения художников к исполнению
произведений на ряд тем, выработанных профсоюзами. Эти произведения, помещенные
в клубах, приблизят широкие круги трудящихся к художественному творчеству.
«Правда», 11 ноября 1928 г.