Размах клубного строительства в России пришелся на конец 1920-х годов. Именно тогда клубы стали необыкновенно привлекательными для посетителей, утративших в революционной сумятице традиционный патриархальный уклад жизни. В основном клубные здания были построены в течение пяти лет, с 1928 по 1932 год, и принадлежали по стилистике к советскому архитектурному авангарду — самобытному творческому явлению в отечественной архитектуре XX века. На Урале строительство клубов в стилистических формах конструктивизма в силу провинциальной инертности продолжалось до конца 1930-х годов.
- Текст:Людмила Токменинова17 января 2017
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Клуб должен был соответствовать требованиям эпохи не только внешним архитектурным образом, но и интерьером, а также содержанием проводимой в нем работы. Он противопоставлялся традиционному собранию по интересам или месту внутрисословного общения. Клуб представлялся универсальным центром объединения людей. По архитектуре и замыслу его строение не должно быть в стилях «ренессанс», «ампир» и т. д., так как они никак не смогут отразить основных клубных установок. Архитектура здания должна отражать эпоху культурной революции, развивающейся на базе индустриализации страны. Архитектурный замысел должен помочь раскрывать содержание нашей эпохи.
Клуб им. Зуева в Москве. 1929 год. Архитектор И. Голосов. Общий вид.
Возведение в 1930-х годах в Свердловске многочисленных клубных зданий внесло весомый вклад в формирование этого социально нового типа в советской архитектуре. Успешной разработке клубных зданий в Свердловске способствовали условия бурного строительства города и реконструкции его центра.
Выбор места для строительства клуба не был случайным. Еще до революции 1917 года площадь Парижской коммуны (дровяная, затем театральная) становилась городским культурным центром. За новым театром было запланировано строительство музея УОЛЕ (уральское общество любителей естествознания – прим. ред). На расстоянии одного квартала от площади пролегала улица Клубная (современная Первомайская), которая была средоточием общественных культурных учреждений. Первым здесь появилось здание общественного собрания в 1870-х годах (на пересечении современных улиц Первомайской и Карла Либкнехта), перестроенное из усадебного дома купцов Баландиных с публичным садом.
Дом культуры «Профинтерн». 1928 год. Инженер К. В. Коржинский. Фото 1970-х годов.
Позднее это здание было расширено корпусом со зрительным залом. На рубеже веков на противоположной стороне Клубной улицы было возведено здание концертного зала И. З. Маклецкого — уникальный тип здания, построенного архитектором Ю. О. Дютелем специально для исполнения музыки, единственное в Уральском регионе. Еще одно клубное здание было начато строительством в 1910 году. Это был деловой клуб, первый проект которого принадлежал архитектору К. А. Полкову. Завершено строительство делового клуба в 1927 году по проекту архитекторов Г. П. Валенкова и Е. Н. Короткова. Следует отметить, что новые власти продолжили «тему клубного строительства» в этой части города. Здесь же, на Клубной улице, теперь уже Первомайской, из усадебных домов возводится Клуб пищевиков, а невдалеке на противоположной стороне улицы — клуб Рабпроса, переданный затем Окружному Дому Офицеров. На противоположной стороне проспекта от Клуба строителей в составе Городка чекистов возводится ДК Дзержинского.
Конкурсный проект клуба строителей в Свердловске. Архитектор В. Д. Соколов. Проект 1930 года.
Проектировался и строился Клуб строителей в столице Урала — Свердловске по заказу профсоюза строителей. Его проектированию предшествовал архитектурный конкурс на лучший проект этого здания. В конкурсе участвовали многие архитекторы, в частности сохранился проект известного свердловского архитектора В. Д. Соколова, автора проекта спортивного клуба «Дом физкультуры» (дом-корабль) на стрелке городского пруда в Екатеринбурге (Свердловске). Лучшим в конкурсе «Клуба строителей в Свердловске» был признан проект известного московского архитектора Я. А. Корнфельда — одного из лидеров советского конструктивизма.
Проект был закончен автором в 1929 году и содержал наиболее яркие идеи клубного строительства в стилистике авангарда. Строительство здания было закончено в 1933 году. В условиях конкурса для размещения клуба предлагался участок на пересечении главного городского проспекта и улицы Луначарского.
Макет середины 1990-х годов. Выполнен по авторским чертежам студентами УралГАХА.
Угловое расположение участка было обусловлено уже сложившимися традициями советского клубного строительства, когда три стороны здания соприкасаются с общественным пространством улиц и площадей, а четвертая — с соседствующей застройкой. Кроме того, здание клуба должно было участвовать в формировании пространства площади областного значения — Парижской коммуны, с Оперным театром в центре, где новыми властями размещались крупнейшие административные и культурно-массовые учреждения региона, такие как Дом промышленности известного советского архитектора Д. Ф. Фридмана, гостиница «Большой Урал», возведенная по переработанному конкурсному проекту, в котором участвовали знаменитые конструктивисты А. А. и Л. А. Веснины, Дом печати, проект московского архитектора А. И. Сигова. На противоположной от Клуба строителей стороне проспекта одновременно строился широко известный Городок чекистов, и было начато в 1931 году строительство Синтетического театра по конкурсному проекту М. Я. Гинзбурга, ведущего теоретика конструктивизма.
Проект Синтетического театра в Свердловске (конкурс). Архитектор М. Я. Гинзбург. Проект 1931 года.
Сегодня здание Клуба строителей по-прежнему находится на важном градоформирующем участке и представляется значительным архитектурным акцентом проспекта Ленина. Главным углообразным фасадом здание ориентировано на пространство перекрестка. Сложное композиционное решение объема здания со смещением основных частей образует небольшую площадь, которая предусматривалась еще в условиях конкурса и была традиционной для клубных зданий этого периода. Функциональное назначение этой площади — концентрация собравшихся и их распределение в трех направлениях: в клубный корпус, в зрелищный и спортивный корпуса (через арочный проход между ними), игровым площадкам и скверу, расположенным во внутреннем дворе, образованном объемами здания. Уютная миниатюрная площадь в проекте автора была озеленена и украшена скульптурой вождя пролетариата.
Клуб строителей заметно отличается по архитектурным характеристикам от соседней застройки квартала 1950–1970-х годов — жилых домов с магазинами в первом этаже и общественных зданий.
В соответствии с объемной композицией, здание имеет сложную конфигурацию плана, в основе которого сочетание трех прямоугольников, расположенных перпендикулярно друг к другу. Этажи корпусов связаны между собой лестничными клетками и современными эскалаторами. Планировка трехэтажного клубного корпуса решена по коридорному типу с односторонним в третьем этаже и двухсторонним в первом и втором этажах расположением помещений. В двухэтажном спортивном корпусе находится двусветный зал. Большую часть внутреннего пространства зрелищной части здания занимает зрительный зал с фойе. После приспособления в 1943 году здания для киностудии здесь располагался павильон киносъемки. Над зрительным залом на плоской кровле был солярий.
Клуб строителей — часть грандиозного замысла по формированию площади Парижской коммуны, который не осуществлен полностью.
С 1974 года здание является памятником архитектуры федерального значения. До 1990-х годов оно представляло ценность с точки зрения высокой степени сохранности и как одно из немногих в Свердловске клубных зданий, выполненных с минимальными изменениями авторского замысла, а также как постройка, избежавшая (во второй половине 1930-х годов) реконструкции с применением стилизованного классического декора.
Клуб строителей. Вид с перекрестка пр. Ленина — ул. Луначарского. Фото начала 1940-х годов.
Главной особенностью Клуба строителей является наиболее полное воплощение объемно-пространственных и функционально-планировочных принципов архитектуры конструктивизма. Здание отличается гармоничными пропорциями, многоаспектностью восприятия, впечатляющим архитектурным образом, удачным размещением в структуре городской застройки. Мастерское использование всех функционально-планировочных и композиционно-эстетических приемов архитектуры конструктивизма позволяет поставить его в один ряд с наиболее значительными образцами архитектуры советского архитектурного авангарда.
Клубный комплекс имеет сложную систему коммуникаций с вертикальным сообщением по лестничным клеткам и горизонтальным — по переходам на уровне второго этажа, что позволяет свободно передвигаться по внутреннему пространству всех трех объемов. В систему коммуникаций здания вписывалось и многофункциональное пространство внутреннего двора с мастерски вписанной композицией игровых площадок и сквера.
План первого этажа.
Перестройки и утраты клуба начались в 1943 году в связи с изменением функционального назначения здания. 9 февраля 1943 года была создана Свердловская киностудия, которая объединяла эвакуированных с запада страны на Урал деятелей киноискусства. Через пять лет к киностудии была присоединена Новосибирская студия учебных фильмов, в 1951 году — Свердловская студия кинохроники. Киностудия просуществовала в здании клуба до 1990-х годов. К сожалению, с ее пребыванием связаны перепланировки внутренних помещений, перестройка зрительного зала под павильон для съемки, закладка витража над уличным входом клубного корпуса. В конце 1940-х годов были декорированы стены и потолки в фойе второго этажа и на главной лестничной клетке клубного объема.
В 1950–1960-х годах было утрачено характерное для стилистического решения здания окружающее пространство, в связи с чем сегодня затруднено зрительное восприятие памятника со всех сторон. Утрачена зона отдыха (участок в глубине квартала) со спортивными площадками, газонами и сквером, функционально дополнявшая спортивную часть.
К 1973 году заложен переход между основными объемами клуба, окна в зальной части здания, сделана скатная кровля вместо террасы. В процессе реконструкции и приспособления здания в 2002 году под торговый центр утрачено стилистическое единство фасадов и интерьеров здания. Стены и потолки помещений облицованы современными материалами, для перегородок использованы прозрачные материалы. Проведена значительная перепланировка помещений. Театральный зал полностью перестроен. Его пространство разделено на 4 уровня (этажа) с верхним светом и установлен эскалатор. Устроена площадка для кафе на кровле двухэтажного объема театральной части.
Фрагмент главного фасада с входом в клубную часть. Фото 1970-х годов.
Установлена металлическая лестница перед фасадом театральной части, препятствующая целостному восприятию архитектурного образа здания. Однако окна в двухэтажном объеме театральной части, ранее заложенные, были открыты, и здесь вновь устроена площадка, как это было в 1930-е годы. Оформление входных помещений (входных групп) также противоречит стилистике здания. Утрачены сохранявшиеся до 2000-х годов дубовые паркеты и полы из метлахской плитки, филенчатые дверные полотна и другие столярные изделия. Уцелевшая часть внутреннего двора утратила озеленение. Она полностью заасфальтирована, здесь устроены проезды и парковки.
- Фото:Денис Есаков
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: