Клуб им. Ф.Э. Дзержинского в Самаре

Изменение социально-экономических условий в России после Октябрьской революции и, как следствие, выдвижение новых ориентиров строительства социалистического общества вызвали появление новых типов общественных зданий, среди которых одним из наиболее революционных были клубы для рабочих. Их многофункциональная структура была продиктована стратегической задачей государства обеспечить в кратчайшие сроки, наряду с индустриализацией страны, воспитание всесторонне развитой личности. Одним из наиболее ярких примеров клубной архитектуры первой третий XX века является клуб им. Ф.Э. Дзержинского в Самаре, которому и посвящена новая брошюра из серии Archive. В преддверие выхода этого долгожданного издания, Tatlin публикует небольшой отрывок об истории знаменитого городского «джаз-клуба».

1920–1930-е годы оказались временем поиска нового функционального содержания, типологической структуры и особенностей архитектурного образа клубного здания. Все это потребовало проведение большого числа профессиональных конкурсов и определило экспериментальный характер разрабатываемых проектов. Клубное строительство и конструктивизм оказались парой явлений, через взаимное определение которых раскрывается их смысл. В процессе реализации проектных идей организации клубных зданий в Москве, Ленинграде, Горьком, Свердловске, Ростове-на-Дону, Куйбышеве и других индустриальных центрах страны уточнились стилистические и типологические характеристики этого символа новой эпохи.

Клуб им. Ф.Э. Дзержинского (1930–1932), построенный в начале 1930-х годов на пересечении улиц Пионерской и Степана Разина (бывший проезд им. Дзержинского), относится к числу наиболее ярких построек зрелого конструктивизма в Самаре. Здание клуба является главным элементом административно-жилого комплекса ОГПУ и запроектировано как крупная градостроительная форма.

Перспектива. Оригинальный чертеж. 1930 год.

Цилиндр в шесть этажей с фойе и открытыми прогулочными галереями находится между двумя объемами лестнично-лифтовых блоков. Главным планировочным элементом здания является зрительный зал на 600 мест, продольная ось которого расположена под углом 45 градусов к направлению улиц. Вход в клуб осуществляется тактично, не с угла, а сбоку за лестнично-лифтовым блоком со стороны улицы Степана Разина, благодаря чему главная цилиндрическая форма остается цельной. Вынос консолей прогулочных галерей, ориентированных на перекресток, достигает трех метров, за счет применения монолитной ребристой конструкции перекрытия, что в условиях того времени было явным технологическим достижением. Объемы помещений спортивного блока по ул. Пионерской каскадом спускаются по рельефу в сторону Волги.

Интерьеры клуба. Фото 1950-х годов.

На первом этаже запроектирована входная зона с гардеробом, фойе и санузлами. На втором этаже располагается еще один гардероб. По периметру зрительного зала организовано фойе с санузлами и курительными комнатами. Из фойе зрители могут попадать на открытые террасы с видом на город. Зрительный зал имеет классическую структуру — партер, балкон, сцена со сценической коробкой и артистическими помещениями. С третьего по шестой этажи в цилиндрической части размещаются клубные помещения. 

Вход в спортивную часть осуществляется с улицы Пионерской, с промежуточной междуэтажной отметки. На втором и третьем этажах располагаются гардероб, клубные помещения, читальный зал, раздевалки, двухсветный спортивный зал. Интерьеры здания были отделаны деревом, гранитом и мрамором. Рисунок пола выполнен из дуба. Однако в ходе последующих реконструкций первоначальные интерьеры были изменены.

Интерьеры клуба. Фото 1950-х годов.

Клуб Дзержинского играл заметную роль в общественной жизни Куйбышева в 1940–1950-е годы. В течение всех этих лет он выполнял функцию городского «джаз-клуба». Зрительный зал «Дзержинки», так это место называли жители города, принимал джазовые оркестры и исполнителей со всей страны, а сам клуб был оплотом местных джазменов.

Самарские исследователи истории джаза И. Вощинин и Ю. Хмельницкий вспоминают: «В клубе им. Дзержинского в начале 40-х годов появился первый в городе подлинно профессиональный оркестр. Организовал его, каким-то образом оказавшийся в Куйбышеве выходец из Бессарабии, талантливый музыкант Моисей Зон-Поляков. Парадоксально звучит, но первым в городе джазовым биг-бэндом стал… оркестр НКВД, так как “Дзержинка”, всегда была ведомственным клубом силовых структур. Еще более удивляет трогательная забота начальника клуба, солидного офицера Госбезопасности А.В. Левкова об оркестре, играющем «вражескую», практически запрещенную в стране “музыку толстых”. 

Джаз Малышева. Фото 1956 года.

И далее, «… биг-бэнд “Дзержинки” стал и первым, кто представил в 1957 году джаз на только что начавшем работу Куйбышевском телевидении. В живом эфире в течение часа транслировалось выступление находящегося в студии оркестра. А в выходные дни биг-бэнд в несколько уменьшенном составе обслуживал танцевальные вечера, за что музыканты уже получали зарплату. Оркестр из клубных был в городе тогда лучшим, и “Дзержинка” стала самым популярным местом общения молодежи. Лишние билеты на вечера танцев отлавливались за два квартала до клуба. Верхнее фойе, где играл оркестр, было небольшим, и нередко танцы одновременно устраивались и в нижнем или боковых вестибюлях, но уже под воспроизводимые через усилитель звукозаписи (тогда это называлось — танцы под радиолу)» [И. Вощинин, Ю. Хмельницкий «Джаз в Самаре: вчера и сегодня», Самара, 2013, с. 6–8]. По словам И. С. Вощинина, открывавшего в 1993 году XVII Самарский джазовый фестиваль на сцене клуба им. Дзержинского, клуб называли «роддомом самарского джаза». Это определение закрепилось и стало кочевать по страницам местных журналов и газет. 

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: