История одного шедевра

В 1971–1972 годах прошли два тура конкурса на проект здания аэровокзала Звартноц в Ереване. Два варианта, представленных А. Тарханяном, С. Хачикяном, Ж. Шехляном и Л. Черкезяном, были решены в виде вытянутых объемов по так называемой «линейной» схеме (такой аэропорт был построен в 1980 году в Таллинне). Звартноц также был построен в 1980 году. Но это был круглый в плане аэропорт. Он получил форму двух усеченных конусов — большого (зона отлета), в одной части «разорванного» двухуровневой системой автодорог, и малого (зона прилета), запрятанного в большом. Из малого конуса выступает башня, завершающаяся круглым объемом, где расположены ресторан и диспетчерская служба.

Композиционное решение архитектуры аэровокзала построено на оппозиционной взаимосвязи внешнего и внутреннего пространств. Разрыв, образованный в большом конусе лентами автодорог, как бы выявляет его внутреннюю структуру — расставленные по кругу треугольные рамы, составляющие основу несущей конструкции (здание аэровокзала сооружено целиком из сборного железобетона). Обращенные друг к другу торцы — «фронтоны» несут характеристику внутреннего пространства, в то же время являются как бы пропилеями, внешним элементом, ведущим в «кратер» большого конуса, интерьерное пространство которого организовано формами внешней архитектуры: малый конус решен в том же композиционном ключе, что и большой, круговые ленты автодорог — также элемент внешней архитектуры, наконец, отсюда вырастает башня — внешняя вертикальная доминанта всей композиции. 

Двенадцать основных пространственных уровней взаимосвязаны по вертикали и раскрываются один в другой, свободно проникая вовне и внутрь аэровокзала. Одна из важных линий оппозиции «внешнее — внутреннее» раскрывается в многократном решении системы одномаршевых лестниц. Важный элемент решения композиции — обнаженно выступающая внешняя конструктивная система во внутреннем пространстве. «Интерьерность» вообще сведена до минимума, внутреннеe пространство решено просто, без нарочитого оформления: железобетон оштукатурен или облицован камнем. 

Идущее «от пространства» рациональное решение «доведено» в формах: «открытая» конструкция, грамотное использование материала, функциональная композиция. В сложном организме современного аэропорта технологические связи оказываются жестче строительных и в значительной степени диктуют архитектурное решение, и добиться удобной рационально-логической простоты, к которой стремились в Звартноце, далеко не просто.

Звартноц был замыслен как футуристическое сооружение, однако для реализации этого образа ему недоставало отточенности: изысков изделий из металла, стекла, качества отделки. 

Когда архитекторы создавали Звартноц, они, несомненно, видели его в пространстве Араратской равнины и в контексте своего времени. При этом они не обозначили формальных связей с историей, не стали создавать «узнаваемую визитную карточку» в традиционном стилe. Возможно, оставив в окончательном решении место для размышлений, архитекторы на этот банальный ход не пошли. Связь современности с историей в Звартноце иная, опосредованная. Расчерчивая в пространстве силуэт конуса аэровокзала в контексте с вечными вершинами Арарата, архитекторы как бы расчерчивали его во времени. Развалины близлежащего, сохранившего только свой круглый план древнего Звартноца — вечные свидетели немеркнувшего гения народа — легли отблеском времени на круглый план технологической схемы воздушной гавани столицы. Но традиция духа не только в названии и в форме контура. Народ, соорудивший у подножия Арарата «Новый Звартноц», сделал это с проявлением присущей ему культурной традиции и созидаемой им культуры новой. В 1985 году Звартноц был отмечен Государственной премией Армении.

Звартноц перед Араратом должен был оставаться пространственным и образным знаком. Но проблемой современных аэропортов остается вопрос их расширения — авиация стремительно развивается. Звартноц не имел потенциала реконструироваться. Его жесткая скульптурная композиция собрана вокруг внутреннего стержня, она неизменна. В перспективе Звартноц должен был быть скопирован — рядом предполагалось построить второй, похожий. Это всегда казалось несколько странным. 

И в результате — Звартноц распался функционально: когда Армения стала суверенной страной, появились новые необходимые функции, связанные с границей государства. Этого в Звартноце предусмотрено не было. 

В результате построен новый терминал — обычный и банально стеклянный. И почему-то очень близко к круглому Звартноцу, создав несимметричную, неравновесную ситуацию.

Статья из этой книги:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: