Даниловский продовольственный рынок

    • Место
      Россия, Москва, ул. Мытная, вл. 74
    • Архитекторы
      Ф. Новиков, гГ. Акулов
    • Конструкторы
      Э. Жуковский, В. Шабля

Даниловский рынок является древнейшим в Москве местом торговли. Свое название рынок получил от Даниловского монастыря, вблизи которого он расположен. Данилов монастырь — первый и древнейший в Москве — был основан в 1282 году святым князем Даниилом, младшим сыном благоверного князя Александра Невского. А вблизи монастырей на оживленном месте всегда процветала торговля. Это позволяет предположить, что Даниловский, как место торговли, существует с XIII–XIV века. К слову, в советские годы о князе Данииле, даже не о князе, а об имени князя, в округе напоминал только Даниловский рынок, возникший в конце 1986 году. Сооруженный с применением самых прогрессивных на тот момент технологий, имеющий огромный, но одновременно с тем изящный купол, Даниловский рынок стал настоящим воплощением модернистских идей. В 2016 году была запланирована реконструкция рынка, однако — с полным сохранением его архитектурного облика. И сегодня, когда двери реконструированного Даниловского рынка открыты вновь, можно говорить о значимом прецеденте для истории советского архитектурного модернизма — стиля, красота и ценность которого только сегодня становится очевидной для зрителя.

Даниловская площадь, на которой расположен рынок, представляет собой «точку схождения эпох». Оттолкнувшись от этой точки, можно за несколько минут дойти до важнейших образцов, наверное, всех архитектурных стилей, существовавших в СССР.

Буквально «за рынком» находится хавско-шаболовский жилмассив — выдающийся образец советского авангарда, убедительное свидетельство строительства новой жизни в полунищем государстве конца 1920-х годов. И рядом — воплощенный символ надежд на лучшую жизнь — Шаболовская радиобашня инженера В.Г. Шухова. Неподалеку от рынка расположен яркий пример советской «торговой» архитектуры — знаменитый Даниловский универмаг (В.Г. Олтаржевский, 1934).

Феликс Новиковархитектор«В 1949 году я выбрал для преддипломного проекта тему “Крытый рынок”. В этом случае не обязательно было следовать классическим традициям. За купол с распалубками, кроющий круглое сооружение, мне поставили “отлично”. Спустя тридцать лет я вновь столкнулся с подобной задачей. Участок, отведенный для строительства Даниловского рынка, подходил для такого решения, а научное отделение МНИИТЭП и его экспериментальная база обеспечивали выполнение данной конструкции. Со стороны науки в работу включился архитектор Гавриил Акулов, вместе с которым мы уточняли очертания будущего купола. В 1979 году проект был утвержден. Весной 80-го мне предложили возглавить мастерскую ЦНИИЭП и вести проектирование туристских центров в исторической среде Самарканда и Бухары. Я его принял и оставил МНИИТЭП. Дальнейшую разработку проекта рынка вели мои коллеги». 

Если пойти на Люсиновскую улицу — здесь можно встретить прекрасный образец послевоенного сталинского ампира (дом 53/12, Г.А. Захаров, З.С. Чернышова, 1954). По плану застройки Москвы еще 1935 года, Люсиновская, как центральная магистраль южного направления, должна была стать образцово-парадной.

Однако, в середине 1950-х, на смену ампиру пришел модернизм, и именно он сформировал облик Даниловской площади и уходящего от нее Варшавского шоссе, вдоль которого расположены многочисленные «стекляшки» НИИ.

Эскиз объемно-пластического решения

Среди окружающих Даниловскую площадь модернистских объектов важно упомянуть Московский монетный двор Гознака (Даниловский вал, д. 1, В.Л. Воскресенский, 1981), а также причину многочисленных острых споров — не оставляющий никого равнодушным Дом-корабль, построенный в начале 1980-х годов по проекту В.Л. Воскресенского и В.Д. Бабада. Своим обликом этот дом продолжает традицию домов-коммун конца 1920-х – здесь уместно вспомнить, например, расположенное поблизости на ул. Орджоникидзе общежитие, построенное по проекту И. Николаева, и дом Наркомфина М. Гинзбурга на Новинском бульваре.

На фоне гигантских зданий, окружающих Даниловскую площадь, здание рынка выглядит совсем не большим, однако его выразительный облик притягивает к себе внимание.

Собственно, продовольственный рынок на его месте был на протяжении многих веков, однако в конце 1970-х годов такой вид торговли решено было упорядочить, и историческим рынкам в Москве захотели придать новый, современный эпохе облик. Тогда и началось проектирование новых зданий Бауманского, Черемушкинского, Дорогомиловского, Усачевского и других известных рынков, а в числе прочих — и Даниловского колхозного, как он в то время назывался. Большинство из них строили крытыми, с применением самых прогрессивных на тот момент технологий — железобетонных сводчатых оболочек.

Вид на купол изнутри

Идея покрытия Даниловского рынка куполом принадлежала архитекторам Феликсу Новикову и Гавриилу Акулову. «Наводкой» для архитектурного образа послужил складчатый купол спортзала «Дружба», строящийся тогда к московской Олимпиаде в Лужниках (1979) и получивший у москвичей прозвище «Черепашка». Его проектирование  вело научное отделение МНИИТЭП, а изготовление конструкций выполняла экспериментальная база института. Однако по замыслу архитектора для купола рынка нужны были более крупные, по сравнению со зданием спортзала, ритмы, и необходимы были распалубки. Конструктивная разработка купола выполнялась инженером Виктором Шаблей — тем самым, который прежде проектировал «Дружбу».

В эпоху модернизма, когда изобретались новые, все более сложные перекрытия, роль конструктора при проектировании подобных зданий была невероятно важна — не менее, чем роль архитектора.

С инженерной точки зрения, огромный, диаметром 72 м, но при этом изящный купол представляет собой весьма остроумное решение. Можно представить себе, что купол рынка состоит из двух основных элементов. Во-первых, это 14-лепестковая железобетонная «ромашка»,  «упирающаяся» кончиками своих лепестков в землю. Сердцевина «цветка», находящаяся на высоте 16 метров от земли, представляет собой маленький геодезический купол — привет от любимого и чтимого в СССР еще после выставки 1958 года в Сокольниках американского инженера Ричарда Б. Фуллера. Этот небольшой остекленный куполок — светоаэрационный фонарь диаметром около 15 м, необходимый для освещения и вентиляции.

Виктор ШабляКонструктор «Рынок стоит на небольшом подиуме, он проектировался как доминанта площади. Купол покрыт медью, и эта медь должна была блестеть, как блестят купола на Даниловом монастыре поблизости, чтобы между ними создавалась «перекличка». Сегодня медь окислилась и выглядит темной. Рынок выполнен полностью из железобетона, все было отлито в опалубочной форме. Толщина плиты — 40-50 мм, а пролет при этом — 72 м. Это очень экономичная конструкция, только возводить ее сложно. Она — как единый панцирь. В природе есть аналогичные конструкции, к примеру, куриное яйцо такой выгнутой формы, что раздавить его сложно. Подобного типа бетонные оболочки всегда очень хорошо работают на сжатие, а встроенная арматура работает на растяжение — в результате получается очень прочная конструкция». 

Конструктивно вытянутые ромбовидные лепестки «ромашки» представляют собой 14 сборно-монолитных складчатых оболочек, по центру которых проходят ребра жесткости. Каждый «лепесток» состоит из трапециевидных железобетонных плит, отливавшихся прямо на месте, одна за одной, при помощи специальной опалубки. Плиты изготавливались на заводе, доставлялись на место и собирались на специальных лесах, а затем уже швы между плитами заливались монолитным бетоном.

План 1-го этажа

Толщина бетонных плит в некоторых местах — не более 4 см, при этом прочность их очень высока. Кроме того, перед началом строительства самого рынка была построена его модель в масштабе 1:10 (то есть порядка 7,2 м), над которой проводились испытания и снегом, и ветром, и другими «стихиями». Конструкция кровли такова, что она не нуждается в зачистке от снега и льда даже в самую «зимнюю» погоду.

Другим конструктивным элементом купола рынка являются расположенные между узкими «лепестками» ромашки «паруса», на самом деле — треугольные консольные оболочки, раскрывающиеся по внешнему периметру рынка.

Они выполнены из сборных железо-бетонных плит по той же технологии и образуют по кругу цепочку изящных стрельчатых арок. Края этих арок имеют толщину около 35 мм и выглядят как бы «прочерченными» в воздухе. Пространство под «парусами», по замыслу авторов, должно было оставаться открытым, незастекленным, и в летнее время образовывать навесы для торговли. Стрельчатые тонкие профили арок, их ритм и глубокая тень под ними должны были значительно обогатить образ рынка, усилить его оригинальный эффект. К сожалению, вопреки и в ущерб авторскому замыслу, сейчас эти арки закрыты глухими тентами.

Естественно, предполагалось, что рынок будет работать не только в летнее время. Для этого под его куполом было спроектировано круговое витражное остекление. Стеклянная «стена» должна была, с одной стороны, защищать от холода, с другой — давать дополнительный, помимо верхнего, боковой свет. Это безусловно эффектное решение не было реализовано в самом начале эксплуатации рынка — оно требовало уменьшения «зимнего» торгового пространства.

Для достижения необходимой прочности конструкция оболочки была укреплена тремя кольцами, работающими на сжатие. Одно из них расположено в месте «смыкания лепестков» вокруг стеклянного купола, другое — в месте соединения «лепестков» с «парусами». Оба эти кольца хорошо видны изнутри, под сводом рынка. Третье кольцо, в которое «упираются» кончики «лепестков» и на которое опираются стрельчатые арки, — расположено под землей. Функционально необходимые для работы рынка складские и административные помещения, а также гостиница «спрятаны» в вытянутом корпусе позади купола и не отвлекают внимания от основного объема.

Внутреннее пространство рынка — единое, просторное и светлое, в лучших традициях модернизма. При этом вся конструкция купола «читается» под его сводами — все по-честному. Видны и материал — серый бетон, и кольца, стягивающие конструкцию, и границы, и форма бетонных плит, образующих поверхность купола. Такая «честность», незамаскированность материала и конструкции — один из важных и ярких принципов архитектуры модернизма.

Надо сказать, что кровли сложной формы — парящие, складчатые, криволинейные — стали одной из главных тем модернистской архитектуры (в отличие от периода сталинского ампира, в котором «пятый», «верхний» фасад не играл никакой роли), и не только в СССР.

Сборный складчатый купол, смонтированный над торговым залом Даниловского рынка, стал самой яркой творческой интерпретацией идеи волнистого железобетонного покрытия, воплощенной в 1980-е годы. 

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: