Свердловская ТЭЦ

Свердловская ТЭЦ сыграла большую роль в реализации планов первых пятилеток на Урале, а в годы Великой Отечественной войны ее мощности позволили организовать бесперебойный выпуск оборонной продукции. Построенная в начале 1930-х годов за пределами города, сегодня она находится в центре тепловых и энергетических нагрузок Екатеринбурга.

Курс на индустриализацию страны, взятый большевиками в 1920-­е годы, предполагал и ее электрификацию. Иначе создать промышленность, в том числе завод тяжелого машиностроения, подобный мировым лидерам Krupp и Skoda, было невозможно.

На строившихся заводах проблема электрификации решалась локально: вместе с заводами возводились электроотопительные станции (позже их стали называть ТЭЦ). Обозначена такая станция и на самом первом генеральном плане Уралмашзавода.

Для возведения завода тяжелого машиностроения неподалеку от Свердловска и соцгорода при нем был выделен участок леса недалеко от важного железнодорожного узла, вблизи источников водоснабжения — озера Шувакиш и Верх-­Исетского пруда.

Свою роль в выборе места для строительства крупного машиностроительного предприятия сыграл еще один важный фактор — значительные залежи торфа на расстоянии 25 километров от будущего завода. Торф предполагалось использовать как единственное топливо для заводской ТЭЦ и сырье для получения газа для металлургических цехов на газогенераторной станции. Площадку для строительства завода выбрали на высоте 274 метра над уровнем Балтийского моря. Благодаря трещиноватости пород она почти всегда сухая, что немаловажно для производственных цехов, особенно металлургических. Только южная часть заводской территории оказалась в низине. Там и наметили строительство ТЭЦ и газогенераторной станции.

Выбор места для ТЭЦ был обусловлен необходимостью доставки на электростанцию множества вагонов с торфом (на завод ежегодно должно было поступать около 1,7 млн. тонн торфа).

Генплан завода и соцгорода при нем. Чертеж 1932 годаТакая электроотопительная станция, какую задумали специалисты Уралмашиностроя, на Урале строилась впервые. Никакого опыта в создании подобных объектов не было даже у главного инженера проекта Владимира Федоровича Фидлера. Но людей того времени отличала дерзкая уверенность в себе, в том, что любое самое масштабное дело им по плечу.

К строительству электроотопительной станции приступили уже в сентябре 1930 года, когда оборудование для многих энергоемких цехов еще только подбиралось, и практически сразу после пуска начались работы по увеличению мощности ТЭЦ. Здание ТЭЦ проектировали архитекторы Уралмашиностроя в лучших традициях модного тогда конструктивизма.

Еще в процессе проектирования уралмашевскую ТЭЦ окрестили энергетическим сердцем завода. Действительно, от нее, как артерии в живом организме, должны были расходиться коммуникации, питающие электроэнергией и теплом все цеха завода и прилегающие жилые районы. 

Затраты на строительство энергетического тоннеля были огромные, равные возведению крупного цеха. Но они оправдались, трубы в нем не подвергаются коррозии. Строительные работы на водопроводе под руководством прораба Н. П. Емельянова развернулись с января 1931 года. Первая нитка водопровода была построена из труб диаметром 16 дюймов, хотя по проекту следовало использовать трубы диаметром 20 дюймов, но их в России не нашли. Поэтому подачу воды на станцию в запланированном объеме обеспечили позже, когда построили вторую нитку водопровода. Общая протяженность водопровода от водозабора на Верх-­Исетском пруду до ТЭЦ составила 4 720 метров. В нескольких местах водопровод пересекал железнодорожные линии, поэтому пришлось строить тоннели.

Поперечный разрез корпуса ТЭЦ. Чертеж 1933 годаПлан 1-го этажа корпуса ТЭЦ. Чертеж 1933 годаС пуском электроотопительной станции поторапливались, потому что постепенно начинали работать цех за цехом Уралмашзавода, и ЛЭП с ВИЗа уже не справлялись с нагрузкой. Производству сильно мешали постоянные аварийные отключения электроэнергии, бывали случаи, когда в цехах останавливались краны с ковшами, полными жидкого металла. Первые вагоны торфа для котлов ТЭЦ загружались вручную, корзинами. К железной дороге торф подвозили на лошадях. Только во второй половине 1932 года появились краны и экскаваторы. На случай перебоев с поставками топлива был построен склад, рассчитанный на трехсуточный запас торфа.

Зимой 1931–1932­-х годов удалось организовать механизированную добычу торфа и доставку его к зданию ТЭЦ железнодорожным транспортом. Подача торфа осуществлялась при помощи наклонного торфоподъемника, выполненного в виде эстакады с фуникулером, на котором был установлен электромотор. Тележка вместе с вагоном для торфа поднималась на бункера станции, где вагоны ставились на разгрузку.

В январе 1932 года на ТЭЦ были смонтированы первые четыре котла площадью по 500 м2 каждый и паропроизводительностью по 25 тонн в час. 29 января водоводы нескольких цехов были наполнены водой из первого котла, нагретой до 95 градусов. Механизмы котельной были подключены пока к электролинии с Верх­-Исетского завода. Первого февраля 1932 года горячая вода поступила в тепловоды всех действующих цехов Уралмашзавода. Тогда же состоялся пробный пуск первого турбогенератора. Эта дата считается днем пуска станции в эксплуатацию. Вскоре уралмашевская ТЭЦ оказалась самой эффективной в СССР: КПД зимой — 0,71, летом — 0,56.Завершение строительства промышленного водопровода и водонапорной башни. Фото 1931 года

Своевременный пуск ТЭЦ дал возможность ввести в эксплуатацию самое современное станочное оборудование. В результате Уралмашзавод с самого начала отличался в лучшую сторону от старых машиностроительных предприятий, где нередко в механообрабатывающих цехах станки еще приводились в движение временной передачей от общего вала, который крутила паровая машина. В октябре 1932 года к отоплению от ТЭЦ были подключены первые капитальные дома соцгорода Уралмаш по улицам Ильича, Стахановской, Краснознаменной, Красных борцов.

Вскоре после пуска ТЭЦ производственные мощности Уралмашзавода превысили те, что замышлялись в первоначальном проекте. Намечалось строительство новых цехов, в том числе мехцеха № 3 (теперь это блок цехов № 9), в котором следовало установить более тысячи станков. 

Там планировалось выпускать ежегодно до 6 тысяч артиллерийских орудий. Но в первую очередь надо было значительно увеличить подачу пара в кузнечно­прессовый цех, где начался монтаж одного из самых мощных в мире ковочных прессов усилием 10 тысяч тонн. Он должен был ковать заготовки артиллерийских стволов, валов турбогенераторов, крупных прокатных валков. Поэтому в 1935 году были введены в эксплуатацию еще два паровых котла. А в 1939 году сдан в эксплуатацию третий турбогенератор мощностью 12 МВт.

В годы войны Свердловск, как и весь Средний Урал, задыхался от дефицита электроэнергии. Дело в том, что в город прибыло много эвакуированного оборудования: с Украины, из Ленинграда и Калининграда Московской области (ныне город Королев). На Уралмашзаводе устанавливали не только станки, но и другое энергоемкое оборудование. Дело доходило до отключения цехов оборонных предприятий по особому графику. Дефицит электроэнергии сдерживал наращивание объемов производства оборонной продукции. Мало помогало даже то, что в пиковые нагрузки от электросети отключался соцгород Уралмаш. Электричество отключали даже в школах, и занятия приходилось проводить при тусклом свете коптилок.

Все резервы электростанций «Уралэнерго» были исчерпаны, но диспетчеры энергосистемы требовали от каждой электростанции нагрузки сверх нормы. В результате в системе снизилась частота тока, что могло привести к поломке лопаток турбин. Положение улучшилось только после того как в феврале 1942 года в небывало короткий срок смонтировали и запустили уже четвертый по счету турбогенератор мощностью 6 МВт. Пар для турбины дал котел, доставленный из блокадного Ленинграда.

Строительство энергетического тоннеля. Фото 1931 года

Но была еще одна очень серьезная проблема — сбои в поставках торфа. Рабочие торфопредприятия оказались незабронированными и были мобилизованы в действующую армию. В результате топливо на ТЭЦ стало поступать с перебоями, в то время как нагрузка котлов возросла. Взамен торфа на ТЭЦ предложили сжигать в топках бурый уголь, что удалось не сразу. К тому же возникли проблемы с золоудалением. Здесь помогли конструкторы Уралмашзавода, предложившие простой и легкоосуществимый способ решения такой задачи.

После окончания войны перед энергетиками была поставлена задача реконструкции ТЭЦ и увеличения ее мощности. Дело в том, что Уралмашзавод развивался, росли объемы производства очень важных для страны машин.

В начале 1950-­х годов горячей воды для бытовых нужд в соцгороде не хватало. В отдельных домах ее подавали раз в неделю на несколько часов, в других горячей воды не было вообще, хотя в квартирах имелись ванны. Положение коренным образом изменилось с 1953 года, когда на ТЭЦ был сдан в эксплуатацию котел № 8.

В связи с проводимой реконструкцией Уралмашзавода, с резким увеличением его производственных мощностей в 1958 году на ТЭЦ был пущен пятый турбогенератор мощностью 12 МВт и смонтирована новая бойлерная установка суммарной производительностью 200 Гкал/час. В те же годы была проведена реконструкция ГРУ 6 кВ, заменены многообъемные масляные выключатели на малообъемные. Релейная защита и автоматика оснащены оборудованием более высокого уровня. Но на этом развитие ТЭЦ не завершилось — в 1962 году ввели в эксплуатацию девятый паровой котел, затем десятый и одиннадцатый водогрейные. Проблема отопления быстроразвивающегося соцгорода Уралмаш была решена.

В начале 1960­-х годов управление экономикой СССР осуществлялось не по отраслевому, а по территориальному принципу, что позволяло эффективно решать многие задачи, в том числе повышения эффективности производства. В связи с этим было принято решение о передаче уралмашевской ТЭЦ на баланс РЭУ «Свердловэнерго». С тех пор она стала называться Свердловской ТЭЦ.

Уже в 1964 году были введены в эксплуатацию новые котлы № 10 и № 11. А с 1965 года началось переоборудование котлов на сжигание природного газа. Свердловская ТЭЦ стала первопроходцем в этом важном деле на Урале. Переход был постепенным и завершился только в 1987 году.

В 1969 году была проведена полная реконструкция электрической схемы станции с включением новой подстанции 110/6 кВ, изменением схемы ГРУ на двухсистемную. Одновременно была проведена полная реконструкция главного щита управления с заменой РЗА, панелей и пультов управления. Последний турбогенератор на ТЭЦ был смонтирован в 1998 году. Его мощность — 12 МВт.Турбинный цех. Фото 1969 годаВ настоящее время Свердловская ТЭЦ вырабатывает 36 МВт электроэнергии и 1430 Гкал/час тепловой энергии. Бывшая ТЭЦ Уралмашзавода, построенная в 1930-­х за пределами города, сегодня оказалась в центре тепловых и электрических нагрузок столицы Урала. Она снабжает электроэнергией и теплом не только цеха Уралмашзавода и прилегающие жилые районы микрорайона Уралмаш, но и Сортировку, ВИЗ, центральные кварталы города. Всего Свердловская ТЭЦ отапливает и обеспечивает электроэнергией примерно 40% территории Екатеринбурга и входит в число наиболее экономичных электростанций Свердловской области. 

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: