Аэропорт небесных ангелов

Осенью 1980 года принял первых пассажиров новый терминал международного аэропорта Еревана Звартноц. Терминал получил свое название от находящегося на небольшом отдалении средневекового храма Звартноц — одного из главных шедевров армянской архитектуры.

Храм Звартноц был построен в 643–652-х годах вблизи Эчмиадзина — резиденции армянских католикосов, и представлял собой уникальную художественную и конструктивную трехъярусную систему с круглым планом. Согласно армянскому историку Себеосу, храм построен при католикосе Нерсесе III Строителе, планировавшем перенести свою резиденцию из Двина в Вагаршапат. 

План храма Звартноц, 643–652 гг. (слева). Статуя царя Гагика Багратуни, построившего около 1 000 года в Ани храм Святого Григория Просветителя по образцу храма Звартноц

Нерсесу III также приписываются строительство сооружений в Двине и Хор-Вирапе и похожей на Звартноц церкви в его родном селе Ишхан в Тайке. На церемонии освящения колоссального храма присутствовал византийский император Констант II, пожелавший построить такой же в Константинополе.

Звартноц простоял три столетия, испытав не одно землетрясение. Однако в период арабского завоевания оставался в запустении. Его сложнейшие конструкции подверглись постепенным разрушениям и, не выдержав очередного сильного землетрясения из-за слабости узлов опор второго яруса, храм обвалился в X веке.

Тогда же в столице Армении Ани царем Гагиком и зодчим Трдатом была сделана попытка воссоздать Звартноц. Но и это сооружение постигла та же участь — анийский храм, названный в честь его ктитора Гагикашеном, также разрушился.

Фасад и разрез храма Звартноц. Реконструкция Т. Тораманяна

Подобно римским форумам, руины Звартноца на многие столетия оказались укрытыми землей. Храм был раскопан в начале ХХ века крупнейшим исследователем Средневековья архитектором Торосом Тораманяном, который и воссоздал его первоначальный облик.

Храм, по реконструкции Т. Тораманяна, представлял собой круглое трехъярусное купольное сооружение (диаметр нижнего яруса 35,75 м). В круг основания вписан крест, три крыла которого образованы по полукругу шестью колоннами, а восточное крыло — апсида — было глухой стеной, которую покрывали мозаики и фрески. У алтарной апсиды — высокое возвышение, с одной стороны — амвон, впереди — крестильная купель. Сзади к апсиде примыкало квадратное помещение, видимо, ризница, из которой поднимались по лестнице в коридор, шедший по верху первого яруса.

Фасады храма были украшены аркатурой, резьбой, рельефными плитами с орнаментами и гроздьями граната и винограда. Колонны Звартноца увенчаны массивными капителями с изображениями крестов, орлов и донаторов храма.

Влияние Звартноца очевидно на памятниках второй половины VII века — храмы в Аруче, Зораворе, Талине, Егварде; церкви Спасителя и Пастушья в Ани; X–XI веков — церкви в монастырях Хцконк и Мармашен. Звартноц копируют храмы в Банак и Гагикашен в Ани, а также церковь в селе Лекит.

Во второй половине ХХ столетия ученые-реставраторы частично восстановили первый ярус Звартноца. В 2000 году руины храма и археологическая территория вокруг него были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Храм Звартноц. Аэросъемка. Фото 1960-х годов (слева). Аэропорт Звартноц в Ереване. Фундаменты, конструкции внешнего радиуса. Фото конца 1970-х годов (справа)

Одновременно стали высказываться предложения (в частности, профессором В. Арутюняном) соорудить по соседству с руинами старого Звартноца новый, но уже с железобетонной основой — фактически воссоздать модель храма в натуральную величину — и тем самым дать возможность воочию увидеть величайшее творение армянского архитектурного гения. Аналогичное предложение содержится в исследовании известного ученого-культуролога Левона Абраамяна, который обосновывает правильность строительства нового кафедрального собора в Ереване в формах Звартноца. Л. Абраамян в своем тексте ссылается на мнение каталикоса Вазгена I, мечтой которого было соорудить новый кафедральный собор в формах храма Звартноц, но в увеличенном масштабе.

Это не бесспорное предложение, тем не менее, реализовано не было. Но в середине 1970-х годов при проектировании нового терминала для начавшего принимать международные рейсы ереванского аэропорта архитекторы придали его планам форму круга, обнаружив, таким образом, связь между новой модернистской постройкой и памятником.

Храм Звартноц. 643–652 гг. Современное состояние. Частичная реставрация. Архитекторы Л. Садоян, Т. Геворгян, 1980-е годы. Фото 2000-х годов

Действительно, в руинированном состоянии храм Звартноц представляет собой разомкнутый с западной стороны круг. Точно так же, в виде разомкнутого круга, внутрь которого вливаются полосы автодорог, построен план терминала.

При подлете к Еревану пассажиры, сидящие у окон слева, за несколько секунд до посадки могут увидеть с высоты птичьего полета круг храма, а затем, при касании самолета бетонной полосы, пронестись мимо круга аэропорта.

Новый Звартноц. Аэропорт конца ХХ века. Соединение современности и традиции, высокотехнологичное модернистское сооружение — свидетельство прогресса и развития.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: