Свердловский цирк может по праву считаться одним из самых ярких примеров архитектуры советского модернизма. Находясь во главе ансамбля новых построек, дворец циркового искусства в будущем должен был возглавить первый отсчет в ритме высотных зданий у поймы реки Исеть, а также взять на себя роль градостроительного акцента, олицетворяющего путь к укрупнению масштаба города. Несмотря на активную реализацию индивидуальных проектов зрелищной архитектуры, здание цирка стало своего рода вершиной экспериментаторских решений — начиная с возведения огромного сетчатого купола и заканчивая обильным применением местных отделочных материалов. В феврале 1980 года цирк открыл свои двери для посетителей и по сей день не прекращает принимать многочисленных гостей.
- МестоРоссия, Екатеринбург (Свердловск), перекресток ул. 8 марта — Куйбышева
- Архитекторы и конструкторыЦНИИЭП зрелищных зданий: Ю. Шварцбрейн, М. Коробов, Н. Никитин
- Год1969—1980
- Текст:Ульяна Яковлева13 мая 2016
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Согласно Генеральному плану 1972 года в Свердловске предусматривалось дальнейшее расширение общегородского торгового центра, который расположился южнее площади 1905 года, а именно по направлению улиц 8 Марта и Вайнера вплоть до улицы Куйбышева. Подразумевалось, что эта территория будет застраиваться в основном зданиями малой этажности, наиболее удобными для передвижения больших потоков посетителей. Большое внимание между тем уделялось заново создаваемой зеленой зоне — месту, определенному под отдых и размещение сооружений, связанных с идейно-воспитательной работой и спортом. В границах зоны находился парадный участок зеленого диаметра поймы реки Исеть, благоустройство которого планировалось по типу регулярных парков с широким использованием формованной зелени, фонтанов, скульптур, памятников монументальной пропаганды, малых архитектурных форм. И именно здесь, среди малоэтажных домов и свежих насаждений, было уготовано место для реализации одного из самых масштабных и ожидаемых проектов — городского цирка.
Старый деревянный цирк
За один год до обнародования градостроительного плана Свердловск посетил заместитель министра культуры СССР Н.И. Мохов с целью ознакомления с работой местных учреждений культуры по выполнению плана XXIV съезда партии. В одном из интервью 1971 года Мохов сообщил о том, что кроме посещения нижнетагильского завода «Уралец» планировалось разрешить вопросы касательно строительства зрелищных зданий. По словам заместителя министра культуры, в Нижнем Тагиле строительство дворца циркового искусства законсервировано, в то время как в Свердловске начало работ стоит буквально на повестке дня.
На тот момент уже было известно расположение одного из самых красивых и монументальных зданий города — территория для воздвижения цирка была отведена между улицами 8 марта, Куйбышева, Народной воли и Степана Разина. Архитектором назначили Ю.Л. Шварцбрейна, который уже был известен проектом сочинского цирка и приморского корпуса гостиницы «Сочи».
Постепенно план завершения строительства был скорректирован, датой окончания работ выбрано 18 ноября 1979 года. Таким образом, цирк задумывался как большой подарок жителям в честь празднования Дня города. Девятое управление треста «Свердловскгражданстрой» вместе со специализированными организациями «Главсредуралстроя» и «Минмонтажспецстроя» СССР сооружали объект по индустриальному проекту московских архитекторов Е. Пескова и Р. Иванова из ЦНИИЭП зрелищных зданий. Цирк задумывался грандиозным, вмещающим 3000 зрителей.
Макет нового Свердловского цирка
Дворец циркового искусства строился методом народной стройки. Среди участников в горкоме КПСС числилось свыше 150 строителей. На первом этапе подготовительных работ было вбито около 600 свай для укрепления грунта, выполнена гребенка амфитеатра. Также была подсыпана земля с целью в дальнейшем сделать берег реки таким же привлекательным, как и в Историческом сквере. Многие технологии применялись впервые.
Подкупольную часть цирка образовывало двухэтажное кирпичное строение, внутри которого разместились вестибюль, фойе, гримерные, и другие служебные помещения. Внутри самого здания планировалось устроить 2 манежа: рабочий и репетиционный. Такой подход являл собой значительное отличие свердловского цирка от других. Размеры манежа традиционны как во всех цирках мира — 13 м в диаметре. Высота шатра от манежа — 23 м. Широкие гранитные ступени вели внутрь здания — к арене и окольцевавшим ее 20 ярусам сидений. Под внутренним куполом разместилась выдвижная лестница для парадного выхода артистов. Во вспомогательных помещениях цирка было отведено место конюшне на 30 лошадей, отделениям хищников, крупных и мелких животных.
Но особенное внимание было отведено необычному круглому сквозному куполу. Согласно плану профессора Н. Никитина, известного разработкой плана строительства московской Останкинской башни, купол должен был возвышаться на 32-х решетчатых и ребристых полуарках.
Владимир Гатих, звеньевой из бригады К. Квяткевича, внес предложение заменить монолитные участки рабочего купола на бетонные плиты собственного изготовления. В связи с этим была заказана выработка марки бетона с морозостойкостью 400. Стальное кружево каркаса ажурного купола было «связано» бригадой А.В. Жукова из треста «Уралстальконструкция». Перед строителями стояла задача «одеть кружево» в 1200 тонн бетона, иначе говоря, бетонировать «ребра купола». Купол весил 300 тонн и располагался на высоте 50 м. Нижний стальной купол подвешивался на тридцати двух вантах к верхнему, «собранному» из железобетона. Для бетонирования одной пары лучей — ребер, образующих арку купола, требовалось около 48 часов. Работа велась непрерывно и одновременно с двух противоположных сторон купола, нагрузка в этом случае должна была наращиваться равномерно. По словам очевидцев, опрокинутая чаша ажурного купола нового Свердловского цирка напоминала вызревший, готовый распуститься бутон гигантского белого цветка, а не тяжеловесную конструкцию.
Пространство между куполом и шатром
Рабочий купол имел вид усеченного конуса. Главный инженер проекта Е. Песков так комментировал процесс принятия конструктивных решений: «Целесообразность подобного технического решения заключается в том, что ребра жесткости держат шатер и позволяют обходиться без колонн внутри помещения». Впервые в практике строительства в Свердловске была применена катучая объемно-металлическая опалубка, которая позволяла увеличить производительность труда в несколько раз. На площадке можно было увидеть довольно необычные металлоконструкции. Вес одной из них, так называемого ванта, достигал семи тонн. Шестнадцать таких вантов были подняты и установлены по точно заданной схеме. Вся нагрузка купола легла на сформированный металлический скелет.
Фасад же цирка был облицован гранитом, алюминиевыми витражами, мрамором облицовали и главные лестницы. Площадь пола составляла 3400 м², на высушенную, крепкую и гладкую цементную поверхность был залит новый пол.
Эта современная технология гарантировала прочность выше привычного мозаичного оснащения, блестящий пол красного цвета в совокупности с отделочным лаком давал эффект настоящего зеркала. Плиты из белого коелгинского мрамора должны были украсить внутреннее пространство цирка, в облицовке колонн и гардеробных стоек применялся камень красного цвета и зеленый змеевик. В фойе были использованы подвесные потолки из легкой плитки, а стены покрыты тонким слоем акустической штукатурки.
Цирк. Современный вид. Фото: Виталий Караван
Величественно на фоне неба выглядел ажурный купол вкупе с нарядными парадными входами, массивные белоснежные колонны держали на своих «плечах» строгий квадрат второго этажа. Оригинальная отделка фасада придавала зданию особенный характер. Декоративная фактурная штукатурка с мраморной крошкой и слюдой создавали эффект мерцания и блеска. По эскизам и моделям группы московских мастеров, которую возглавлял заслуженный художник РСФСР Б. Широков, были выполнены 12 горельефов. Именно они украсили фасады нового здания. Акробаты, клоуны, жонглеры, иллюзионисты, дрессировщики и животные — вот сюжеты скульптурных работ, общая площадь которых составила 260 м².
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: