Культура модернизма
- Текст:2 октября 2020
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Дом культуры «Звезда»
Перспектива. Ю.В. Храмов. Рисунок 1970-х годов
Самара (бывший Куйбышев)
архитектор: Ю. Храмов
инженер: П. Огуз
начало проектирования: 1968
окончание строительства: начало 1970-х
Дом культуры «Звезда» представляет собой яркий пример архитектуры советского модернизма в Куйбышеве. Это был первый реализованный проект архитектора Юрия Храмова, приехавшего в Куйбышев после окончания Московского архитектурного института. Вот что говорил сам архитектор о стилистической направленности своего творчества: «Тогда, в конце 1960-х — начале 1970-х, господствовал такой стиль как модернизм, что в переводе с французского означает “современная архитектура”. Ну и, собственно, мы со студенческих времён были заражены этим стилем. Преклонялись перед ним».
Так как в 1970-е нельзя было строить новые индивидуальные
здания, проект был оформлен как реконструкция Дома культуры завода им.
Масленникова, построенного в довоенные годы. В этом здании воплощены известные
корбюзианские принципы: здание на опорах, ленточное остекление, свободный фасад
(в данном случае полностью остеклённой), плоская кровля.
Фасад. Ю.В. Храмов. Рисунок 1970-х годов
Дом культуры состоит из двух блоков: одного — с киноконцертным залом на 1200 мест, библиотекой, танцзалом и второго — с лекторием на 420 мест. Они объединены вставкой административной части комплекса. Витражное остекление фойе и холлов, перетекающие двухсветные пространства с открытыми галереями и прозрачными лестницами на косоурах делают функциональное деление здания условным. Модуль остекления имел крупные размеры — 3 х 4 м.
Общий вид с ул. Ново-Садовая. Фото 1970-х годов
В этом объекте был воплощён важный модернистский принцип взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространств. Особую элегантность архитектурному решению здания придаёт лёгкий изгиб нижней горизонтальной плоскости и острый угол боковых плоскостей объёма второго этажа, парящего над стеклянным объёмом первого. Дом культуры «Звезда» не только оказал влияние на дальнейшее развитие архитектуры Куйбышева, но стал одной из лучших построек в архитектуре города 1960–1970-х, в которой воплотились такие черты, как романтизм, чувство стиля, рациональность, индивидуальность.
Дворец культуры, искусства и творчества
Современное состояние Дворца культуры Автозаводского района
архитектор: Б. Рубаненко
начало проектирования: 1960-е
окончание строительства: 1984
Тольяттинский Дворец культуры впитал в себя зарубежный модернизм, под влиянием которого действовал Борис Рубаненко. В результате умелого использования он послужил отправной точкой для нового взлёта советской дворцовой архитектуры.
Современное состояние Дворца культуры Автозаводского района
С точки зрения технического и эстетического оснащения это здание на городском фоне Тольятти выглядит самым лучшим образом. Его металлический каркас, состоящий из множества шестиметровых модулей, легко несёт стены и полы, смонтированные из сборных бетонных панелей. Фасады здания были облицованы белым известняком, который, по мнению Бориса Рубаненко, всегда выражал «традиционный русский характер». Пожалуй, это был единственный случай, когда архитектор пытался демонстративно установить преемственную связь с архитектурным прошлым. Действительно, этот материал внешне напоминал о технологии строительства древних монастырей или русских дворцов XVII и XVIII веков из песчанистого известняка.
Витраж и мраморная мозаика во Дворце культуры. Андрей Васнецов. 1980
Исключая эту строгую монументальную облицовку из камня,
интерьеры здания отличались также своей отделкой в дворцовом духе: гранит,
травертин, мраморная мозаика, настенная керамика, стук, паркет, анодированный
алюминий. Все это способствовало тому, чтобы Дворец культуры имел роскошный
вид, считавшийся необходимым в брежневскую эпоху. Но что удивляет, так это то,
что в оформлении этого здания нет никаких идеологических коннотаций, нет
обычных советских символов. Во Дворце
нет ничего, что прямо указывало бы на существующий строй или красноречиво
связывало бы с прошлым, как это было принято раньше в советском обществе.
Эскиз Дворца культуры Автозаводского района. Борис Рубаненко
Каркас основного здания, предназначенного для библиотеки и концертного зала, простоял долгие годы, пока не был завершён… в 1984 году! Возникшие трудности не позволили реализовать в полном объёме намеченный план: ни высокая башня мэрии, ни большой зрелищно-концертный зал, ни лестницы стилобата не были построены вообще.
Финальный проект общественного и культурного комплекса Автозаводского района. Борис Рубаненко
Дворец культуры профсоюзов
Дворовый фасад Дворца культуры профсоюзов. 2011
архитекторы: Я. Олтаржевский (руководитель мастерской), Богословский, Андреев, Бруханская
инженер: Г. Гуревич
начало проектирования: 1968
окончание строительства: 1971
Дворец культуры представляет собой протяжённое здание, включающее в себя театральную группу помещений со зрительным залом на 1 200 мест, клубную часть с малым зрительным залом на 330 мест, библиотекой с читальным залом, комнатами для работы кружков и спортивную — с большим зрительным залом, залом для тяжёлой атлетики и обслуживающими помещениями. В клубной части на первом этаже находится детский сектор с техническим кабинетом, фотолабораторией, своей библиотекой, кружковыми комнатами и залом для собраний и игр. Во внутреннем дворе с бассейном, раскрытом на улицу Спасскую, организована зона отдыха.
Главный вход Дворца культуры профсоюзов. 2011
Главный вход в здание решён с улицы Карла Маркса. Вестибюльная группа помещений с фойе решена двухсветной. На второй этаж ведут две парадные лестницы, расположенные симметрично относительно главного входа. Смело вынесенная вперёд горизонтальная плоскость проходит через витраж главного фасада, объединяя внутреннее и внешнее пространства входной зоны. В вечернее время этому эффекту способствовал единый приём организации искусственного освещения интерьера и экстерьера в виде светильников в форме цилиндров, выступающих из плоскости козырька.
Панорамное остекление визуально связывает внутреннее пространство концертного блока с городской средой и доминирующими объёмами гостиницы «Венец» и Мемориального комплекса, позволяя соотнести интерьерное пространство комплекса с градостроительной идеей архитектурного ансамбля центральной части.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: