Ленинский мемориал

    • Генпроектировщик
      ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений
    • Архитекторы
      Б.С. Мезенцев, М.П. Константинов, Г.Г. Исакович, В.А. Шульрихтер
    • Конструктор
      Н.В. Никитин
    • Инженеры
      Л.Б. Фабрикант, И. Рогачев, В. Молчанов, К. Лео
    • Автор экспозиции
      Р.С. Файерштейн
    • Годы строительства
      1966–1970
    • Место
      Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 1

Город Ульяновск — безусловная мекка советского модернизма. Объекты, построенные здесь в 1970-е годы, обладают специфическим архитектурным языком. Среди его сновных признаков можно выделить: рационализм и лаконичность решений; взаимосвязь внутреннего и внешнего пространств и их взаимопроникновение; использование приемов в структуре зданий, связывающих городскую и волжскую панораму; применение многосветных внутренних пространств; организация внутренних дворов, связанных через проемы и колоннады с окружением и другие. Самые яркие объекты ульяновского модернизма наглядно иллюстрируют все вышеперечисленные элементы, представляя как их отдельное звучание, так и симбиоз. Но самый яркий объект — это, вне всяких сомнений, Ленинский мемориал, являющийся композиционной доминантой всего ядра исторического центра современного Ульяновска. 

Творческий коллектив создателей Ленинского Мемориала работал над проектом в период 1966–1968 годы. Проект был утвержден Советом Министров РСФСР 21 февраля 1967 года и положен в основу строительства.

Мемориальный комплекс представляет собой здание многофункционального назначения, включающее в себя филиал Центрального музея В.И. Ленина, Дом политического просвещения, Большой зал универсального назначения.

Кроме большого коллектива проектировщиков ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, в разработке рабочего проекта здания Мемориала принимали участие около десяти проектных институтов. Моспроект-1 разрабатывал несущие металлические и железобетонные конструкции, конструкции и узлы алюминиевых витражей здания. «Тяжпромэлектропроект» Минмонтажспецстроя СССР проектировал электрооборудование, трансформаторные подстанции, освещение здания, наружное освещение площади. ЦНИИЭП инженерного оборудования разрабатывал все инженерные разделы санитарной техники здания. Гипротеатр проектировал звукофикацию сцены и зала, телевизионную и радиовещательную трансляцию, связь и сигнализацию. Реставрационные мастерские министерства культуры разрабатывали проект реставрации памятных домов. Мастерские Худфонда РСФСР выполняли проект экспозиционного оборудования Музея им. В.И. Ленина.

Планы 1-го и 2-го уровней Мемориального комплекса

Закладка здания Ленинского мемориала состоялась 22 апреля 1967 года, в день 97-й годовщины со дня рождения Ленина. В начале апреля 1970 года Мемориал был сдан Государственной приемочной комиссии. На открытии Мемориала 16 апреля 1970 года присутствовал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.

Объемно-пространственное решение комплекса развивает корбюзианскую идею дома на опорах, реализованную в вилле «Савой». В основу построения объемно-пространственной композиции здания Мемориала положен квадратный в плане объем со сторонами 109,5 м, опирающийся на колонны высотой 7,5 м, поднятый до 19 м в центре Мемориальной площади. Внутри основного квадратного объема запроектирован открытый двор, в котором находятся здания, связанные с жизнью Ленина.

Над внутренним двором на высоту 35 м поднят объем Ленинского торжественного зала, который завершается квадратной плитой высотой 8 м со сторонами 28 м. В ней размещается научная библиотека.

Главная ось сооружения, совпадающая с осью эспланады, идущей от площади Ленина к Мемориалу, не соответствует геометрической оси сооружения — она смещена к открытому пространству реки. Ось сооружения фиксируется доминантой Ленинского торжественного зала, венчающего основной объем здания, и открытым двором, в котором размещены памятные дома. Входы в здание расположены под основным квадратным объемом, за колоннадой. Четкая квадратная форма здания в плане сочетается с несимметричной организацией здания.

Вид на центральные кварталы, снесенные при строительстве Ленинского мемориала. 1960-е годы

Строительство Мемориального комплекса. Вторая половина 1960-х годов

Несмотря на монументальность основной формы здания, продиктованную идеологической задачей и требованием определения размера здания, сомасштабного береговому откосу реки Волги, сооружение не противопоставлено пространству, а раскрыто для него и пропускает его через себя. Пространство как материализованный компонент здания пронизывает его повсюду снизу доверху. Площадь естественно продолжается под поднятым объемом здания, переходит во внутренний двор, поднимается через проемы вверх, проникая во внутреннее пространство комплекса. Чтобы избежать ощущения тяжести объема здания, колонны поставлены с широким шагом 14,5 м. Стены вестибюлей находятся внутри колоннады и выполнены из стекла, что также направлено на взаимопроникновение внешнего и внутреннего пространства.

Различия в природной и градостроительной среде предопределили различия в организации четырех фасадов. Главный, южный фасад, выходящий на площадь, имеет лоджию-трибуну. На оси фасада здания расположен картуш с горельефом В.И. Ленина, скульптора Н.В. Томского. Восточный фасад, выходящий на Волгу, запроектирован с большой открытой лоджией для обозрения безграничных просторов реки. Западный фасад, выходящий на улицу Советскую, имеет крупные остекленные витражи, позволяющие обозревать городской пейзаж. Северный фасад, за которым находятся помещения Дома политического просвещения, выходят на наиболее тихую зону бульвара Пластова. Он имеет отдельные окна, объединенные выступающим мраморным эркером. Важная роль внутреннего двора размером 45 х 75 м с размещенными в нем памятными домами определила раскрытие на него интерьера большими остекленными проемами, а также появление обзорной галереи на втором этаже, спускающейся на первый уровень двора. В архитектурную композицию комплекса включены три исторических дома, связанных с рождением и жизнью Ленина.

Архитектура здания имеет безупречные пропорции. Ощущение стройности и легкости зданию придает облицовка его поверхностей белым мрамором.

Ночной вид на Мемориальный комплекс со стороны бульвара Новый Венец. 1970-е годы

Ночной вид на Мемориальный комплекс со стороны пединститута. 1970-е годы 

Демократичность и общедоступность здания подчеркивается тем, что любой посетитель может пройти под зданием, не попадая в него, подняться по лестнице на открытую галерею второго этажа, попасть на террасу. Отрытые галереи и видовые площадки включены в структуру здания.

Комплекс был задуман как единое целое, позволяющее его частям функционировать как автономно, так и совместно, дополняя друг друга. Такая мобильность позволяет использовать это здание в разных режимах, с различными связями его помещений, что придает ему новые функциональные качества многофункционального здания.

Самостоятельные входы и вестибюли дают возможность раздельного функционирования частей здания. Входные группы размещаются на уровне первого этажа, главные залы и помещения — на втором этаже, хорошие горизонтальные связи обеспечивают их совместное функционирование.

Наиболее важный компонент Мемориала — филиал Центрального музея Ленина. В его экспозиции собраны документы и материалы, освещающие жизнь и деятельность Ленина. В кинозале на 200 мест демонстрируются художественные и документальные фильмы.

Особую роль в комплексе Мемориала играет Ленинский торжественный зал. В нем представлено скульптурное изображение В.И. Ленина из белого уральского мрамора на фоне стены с панно из золотой мозаики, мрамора и смальты. Архитектура, скульптура и мозаика создают единый художественный образ зала.

Универсальный зал вместимостью 1400 человек предназначен для общественных, политических и культурных мероприятий. Он может использоваться для конгрессов, съездов, симпозиумов и других тожественных мероприятий. Оборудование, снабженное современными системами озвучивания, звукоусиления и перевода речи на иностранные языки, создает условия для широкого использования зала. Его сцена имеет подъемно-опускной антрактный занавес, подъемно-опускные кулисы и акустические щиты, декоративные индивидуальные подъемники, многоплановые занавесы, трансформируемую оркестровую яму и универсальную систему сценического освещения. Это дает возможность проводить концерты симфонической, камерной и инструментальной музыки, концерты вокалистов и хоровых ансамблей, выступления балетных и танцевальных коллективов, театральные представления и эстрадные программы.

Вид на Мемориальный комплекс со стороны гостиницы «Венец». 1970-е годы

Интерьер музея Мемориального комплекса. 1970-е годы

На экране Универсального зала могут демонстрироваться широкоформатные, стереофонические, широкоэкранные и обычные кинофильмы. Развитый состав технологических помещений, оснащенных всеми необходимыми техническими и инженерными средствами, соответствует требованиям многоцелевого использования зала.

Третья составная часть архитектурного комплекса Мемориала — Дом политического просвещения, предназначенный для политической учебы. В нем размещаются следующие помещения: лекционный зал на 500 мест; малый лекционный зал на 110 мест; учебные аудитории, оснащенные по тем временам новейшими техническими средствами; библиотека с читальным залом и книгохранилищем; кафе. Кулуары Дома политического просвещения обращены во внутренний двор Мемориала и предназначены для организации выставок и проведения торжественных мероприятий.

Смысловым и композиционным центром Музея В.И. Ленина стал Ленинский торжественный зал. Он решен в виде объема, венчающего Мемориал и имеющего в плане очертания квадрата со сторонами 14 м, высотой 17 м. В нем установлена скульптура Ленина из белоснежного мрамора работы Народного художника РСФСР П.И. Бондаренко.

Зал освещается верхним светом, переливаясь бликами на мозаичной стене. Монументальная мозаика придает Ленинскому залу торжественный вид. От самого пола по беломраморным стенам устремляются ввысь яркие лучи, выложенные из смальты. Всю стену, переплетаясь с сияющими золотыми лучами, занимают серп и молот – символ советского государства.

Здание Мемориала запроектировано с внутренним металлическим каркасом. Конструктивная система здания построена на крупной сетке колонн 14,5 х 14,5 м с четырехметровыми консолями, определяющими контур ограждающих конструкций второго этажа. В той части здания, где находится Универсальный зал на 1400 мест, принята сетка колонн 7,25 х 9 м. Пространственная жесткость здания обеспечена рамными узлами в местах соединения колонн с фундаментами и с ригелями перекрытий, поперечной диафрагмой жесткости и двумя кирпичными лестничными клетками.

Под частью здания, наиболее удаленной от откоса, запроектирован подвал высотой до 7 м. В нем размещены технические службы — венткамеры, трансформаторные и другие. Фундаменты представляют собой буронабивные сваи диаметром 1,8 м, глубиной 10-13 м.

Интерьер универсального зала Мемориального комплекса. 1970-е годы

Интерьер зала на 300 мест Мемориального комплекса. 1970-е годы

Колонны первого этажа выполнены из сборного железобетона, основные несущие конструкции каркаса — металлические. Перекрытия — из сборных железобетонных плит. Зал на 1400 мест перекрыт металлическими фермами с пролетами 27,7 и 30 м. Наружные стены — кирпичные, с двойными остекленными витражами. Навесные кирпичные стены выполнены из эффективного пустотного кирпича. С наружной стороны кирпичные стены облицованы мраморными плитами толщиной 25 мм.

В отделке Мемориала широко использованы традиционные естественные материалы – гранит, мрамор, дерево, декоративный естественный камень. Применены современные индустриальные материалы: акустическая плитка акмигран, синтетические ковры, пластики, искусственная кожа, алюминий, стеклопакеты и цветные металлы. Основной объем здания Мемориала облицован шлифованными плитами из белого уральского мрамора «коелга». Облицовка вертикальными плитами размером 120 х 60 см без перевязки швов усиливает ощущение монолитности стен и их масштаба.

Подиум, на котором возвышается здание, его платформа и ступени выполнены из серых украинских гранитов Коростошевского и Янцевского месторождений. Наружная гранитная лестница, ведущая на открытую террасу внутреннего двора, облицована красным гранитом Емельяновского месторождения. Семиметровые железобетонные колонны, на которых покоится здание Мемориала, облицованы криволинейными блоками белого мрамора.

В витражах на фасадах и во внутренних перегородках применены анодированные алюминиевые профили. Наружные витражи заполнены стеклопакетами, изготовленными на Саратовском стекольном заводе. Витражи вестибюлей металлическо-деревянные: рамы из дуба, раскладки из полированных латунных профилей. Полы вестибюлей и парадные лестницы облицованы мраморными плитами, стены вестибюля теплого золотистого цвета — фильзитом слоистой фактуры.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: