Союз влюбленных сердец

В конце 1950­х – начале 1960­х задача ускоренного градостроительного и архитектурного развития Куйбышева потребовала привлечения большого количества архитекторов и градостроителей. В это время на смену декорированной «под классику» стене пришел стеклянный витраж. Архитектура стала прозрачной, а пространство открытым. Спустя полвека в стране повторилась ситуация, когда на смену архитектурной классике пришел модернизм. И опять архитекторы, получившие классическое образование, начали проектировать здания на принципах современной архитектуры. Особенностью этого процесса был разрыв генетической связи новой архитектуры с отечественным конструктивизмом, и за новым опытом советские архитекторы были вынуждены отправляться на Запад и там искать источники своего вдохновения.
За очень короткий период куйбышевские архитекторы создали высококачественные образцы архитектуры советского модернизма. В это время были организованы проектные институты «Гражданпроект», «Горпроект», «Промстройпроект», «Военпроект», «Сельхозпроект» и другие, в мастерских которых проектировались здания, комплексы, жилые районы и микрорайоны. Отличительными особенностями архитектуры Куйбышева стали острота образных и композиционных решений, рациональность и функциональность планировок, высокий профессионализм. К наиболее ярким постройкам этого периода можно отнести множество комплексов и самостоятельных зданий, в числе которых Дом Актера, Дом культуры «Звезда», Зональный вычислительный центр энергосистем Поволжья, Здание проектных институтов «Горпроект» и «Гражданпроект» и, конечно, Дворец бракосочетания, спроектированный архитекторами А.Н. Герасимовым и В.Г. Каркарьяном. 

На улице Молодогвардейской, чуть выше и напротив вычислительного центра Объединенного диспетчерского управления энергосистем Поволжья, по индивидуальному проекту в 1983 году строится Дворец бракосочетания. По тем временам это было общественное здание новой типологии. Проект разрабатывался как объект бытового обслуживания населения, пристроенный к 14­-этажному жилому дому. В этом случае его не надо было согласовывать в Госстрое. Пристрой решен в виде двухуровневого подиума, объединяющего два 14­-этажных жилых здания. Дворец бракосочетания имеет симметричную объемно­-пространственную композицию. 

Общий вид. Фото 1970-х годов

Фасад со стороны ул. Полевой. Фото 2014 года

Главный объем зала торжественных церемоний со сложной крышей был решен в виде плоскостей­-пилонов, устремленных друг к другу и облицованных анодированными листами алюминия «под золото», символизируя сложенные ладони. В оформлении интерьеров применены авторские цветные витражи (художник В.Д. Герасимов) и настенные объемные скульптурные композиции (скульптор С.О. Карслян). Перед зданием Дворца бракосочетания со стороны улицы Полевой предусмотрен общегородской сквер, который был включен в структуру пешеходной аллеи Полевого спуска, ведущей к набережной Волги. 

Фасад со стороны улицы Полевой. Фото 2014 года

Интерьер зала торжеств. Фото 1970-х годов

В газете «Правда» от 1 января 1985 года в статье А. Суконцева и В. Шалгунова «Вечно ново счастье жить» Куйбышевский Дворец бракосочетания назван «Союзом влюбленных сердец». 

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: