Площади самарского авангарда

Восстанавливаясь после поволжского голода 1921–1923 годов, Самара приняла курс на изменение своего облика и переняла архитектуру авангарда, благодаря чему в городе появилась масса удивительных построек. Мы попросили историка, краеведа и журналиста интернет-журнала «Другой город» Андрея Артёмова провести виртуальную экскурсию по одному из маршрутов архитектурной карты-путеводителя «Самара 1920–1940», включающей памятники конструктивизма. Экскурсия охватывает только часть маршрута (в данном случае — №3), так как длина каждого из них составляет около 5 км. Андрей рассказывает об объектах, расположенных между двумя площадями: Чапаева и Куйбышева. 

Недолгое царствование авангарда в советской архитектуре совпало с периодом, когда Самара оправилась от последствий страшного голода в Поволжье 1921–1923 годов и стала примерять на себя роль крупного промышленного города. Даже административный центр сместился с бывшей Алексеевской площади на площадь Театральную, которая после революции успела сменить несколько названий: Красная, площадь Парижских коммунаров и, наконец, площадь Чапаева.

Карта маршрута (нумерация объектов на изображении и траектория отличаются от исходной карты)

Типовой памятник Ленина работы Матвея Манизера был установлен в 1927 году на площади Революции (бывшей Алексеевской). Он занял пьедестал, на котором изначально стоял памятник императору Александру II. Впрочем, через каких-то 20 лет звание главной площади города перейдёт к соседней площади Куйбышева, которая считается (к радости самарцев) крупнейшей в Европе. Между этими двумя площадями и проходит третий маршрут архитектурного путеводителя. Он короткий, но чрезвычайно концентрированный. 

Фото-альбом: самара_1

Начинается маршрут с жилого дома Облисполкома. Он был построен в 1938 году по проекту ленинградского архитектора Николая Каценеленбогена на территории Иверского женского монастыря. Для его возведения была снесена одна из старейших в Самаре церквей. Архитектурный стиль обкомовского дома я определяю как рациональный (упрощённый) классицизм с элементами постконструктивизма.

Фото-альбом: самара_2

На углу улиц Фрунзе и Шостаковича нас поджидает целый конструктивистский ансамбль, состоящий из куйбышевского Крайисполкома, Дома Красной армии (он же — штаб ПриВО) и жилого дома Крайисполкома. Цитадель военных была построена в 1932 году на месте старого купеческого сада. Капитальных строений здесь не было, если не считать цирка-шапито, который развлекал самарцев в годы НЭПа. Башня с красной звездой играет роль главного высотного акцента площади Чапаева. 

Фото-альбом: самара_3

Здание куйбышевского Крайисполкома (или, по-другому, Обкома), которое кажется по-конструктивистки аскетичным, на этапе строительства выглядело совсем по-другому. От того ампирного строения, где перед самой революцией успели пожить и поработать последние самарские губернаторы, после реконструкции здания оставался балкон, с которого произносили речи ответственные работники. Но в 1965 году он был демонтирован и его место занял модернистский козырёк, опирающийся на два пилона. Имеет отношение здание Обкома и к одному из трёх главных культурных кодов нашего города: «Куйбышев — запасная столица». В 1942 году под ним было построено бомбоубежище первой категории, известное далеко за пределами Самары как бункер Сталина. 

Дом Крайисполкома начали строить ещё в 1929 году. Его угловая часть была шестиэтажной и заканчивалась своего рода башней. Своим объёмно-пространственным решением он чем-то напоминал знаменитый дом Моссельпрома.

Фото-альбом: самара_4

В доме Крайисполкома тоже есть частичка дореволюционной Самары. Дело в том, что в 1953 году его частью стал двухэтажный дом купчихи Александры Шумовой. Пока самарский архитектор Александр Щербачёв строил и перестраивал три здания, о которых говорится выше, скульптор Матвей Манизер работал над главным памятником советской Самары. Знаменитый красный командир Василий Чапаев и бойцы его отряда были установлены на бывшей Театральной площади в 1932 году, закрепив за ней статус центральной. К счастью, руки советских архитекторов не дошли до неорусского здания городского театра, хотя проект его реконструкции был разработан.

Фото-альбом: самара_5

По улице Фрунзе мы доходим до Красноармейской. Если посмотреть направо, будет видна «спина» одного из главных конструктивистских гигантов Самары — Дома промышленности. Аварийный, затянутый в фальшфасад, он уже много лет ждёт реставрации. На перекрёстке по левую сторону стихийно сложился ансамбль, показывающий многослойность и эклектичность застройки исторического центра Самары. Модерновый особняк купеческой четы Курлиных соседствуют с неоготическим костёлом, а сзади их подпирает громада Радиодома (Красноармейская, 17). Проект Радиодома был разработан в 1930 году молодым архитектором Еленой Сорокиной. Он был запроектирован как разноэтажное здание, состоящее из четырёх корпусов: почтамта, газетного, конторского и радиотеатра. Проект не раз перерабатывался, а полукруглый корпус радиотеатра так и не был возведён. На его месте был устроен фонтан и открыт памятник «Красное знамя», прозванный в народе Змеем Горынычем.

Фото-альбом: самара_6

В газете «Волжская коммуна» за 23 марта 1936 года Радиодом подвергся резкой критике как яркий пример архитектуры авангарда. «Железобетонный урод», «голые, безотрадные плоскости с конюшенным переплётом окон», «яркий памятник коробочной архитектуры, созданный под влиянием конструктивизма» — такими эпитетами описывает журналист постройку. Что любопытно, в этой статье похвалы удостаиваются здания, построенные в постконструктивистском ключе, то есть с использованием элементов классической архитектуры. Вместе с тем архитекторы, которые перебарщивают с ними, также критикуются. Радиодом отметился в «войне» советского Куйбышева с Самарой купеческой. При его постройке были снесены все постройки на усадебном месте человека-символа дореволюционной эпохи — городского головы Петра Алабина.

Через дорогу от Радиодома — жилая пятиэтажка с датами постройки на фасаде: 1927–1928. Лишь спустя пять лет после завершения голода в Поволжье Самара смогла позволить себе крупное жилое строительство. Возводили этот дом опять же для Облисполкома и первоначально он был трёхэтажным.

Мы же проследуем по Чапаевской в сторону улицы Шостаковича. По левую руку от нас так называемый Генеральский дом (Чапаевская, 180), построенный для Высшего командного состава ПриВО в 1938 году.

Фото-альбом: самара_7

Военным надлежало не только служить, но и культурно проводить свободное время, чему способствовал Дом Красной армии (Окружной дом офицеров). В первоначальном варианте его оформление было аскетичным.

Позднее здание перестроили, а фасад обогатили барельефом, изображающим всё тех же чапаевцев. Ныне ОДО — востребованная концертная площадка, особенно любимая группами формата «русский рок» от «Арии» до «Пикника». Завершим мы нашу прогулку на площади Куйбышева, масштабы которой уже упоминали. В 1894 году на ней был построен гигантский Кафедральный собор в русско-византийском стиле, которому не удалось пережить «вымирание» храмов и церквей 1930-х годов. Самарский архитектор Пётр Щербачёв разработал проект перестройки Кафедрального собора в Дом культуры, но власти города отказались от этой идеи. Решено было храм снести, а на его месте построить новый, крупнейший в городе дворец культуры. С 1930 по 1932 годы вёлся снос Кафедрального собора, ещё три года площадь очищали от его кирпичных останков. Проектировать Дворец культуры приглашали Алексея Щусева, но в итоге проект разрабатывали Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Однако столичные архитектурные знаменитости разработали настолько затратный проект, что даже после корректировки он всё равно остался не по карману городской казне.

Фото-альбом: самара_8

Был объявлен конкурс, в котором приняли участие местные зодчие и примкнувший к ним Николай Каценеленбоген. Его проект и победил. К слову, его соавтором всё-таки был самарец, Николай Телицын. Доработкой проекта Дворца культуры занимался известный петербургский архитектор Ной Троцкий. Здание ввели в эксплуатацию 4 ноября 1938 года. Внешний вид главного дворца культуры города чётко давал понять: с конструктивизмом покончено раз и навсегда. По сравнению со всеми зданиями, которые успели построить в Самаре к 1938 году, освоение классики здесь достигло апогея.

Фото-альбом: самара_9

Дворец культуры получил имя Валериана Куйбышева, как и площадь, на которой он был построен. Бронзовый Валериан Владимирович, также работы Матвея Манизера, установлен здесь же в ноябре 1938 года. С этого момента здесь проводились все парады, митинги и другие праздничные мероприятия, ранее проходившие на площади Чапаева.
Дворец культуры имени Куйбышева сейчас занят Театром оперы и балета, а в советское время здесь была областная библиотека, художественный музей и спортивный зал. Думаю, по скульптурам читающего пролетария и физкультурницы можно легко догадаться, в каком крыле что располагалось.

Фото-альбом: самара_10
Еще об этом:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: