- Текст:Андрей Артёмов12 февраля 2021
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Недолгое царствование авангарда в советской архитектуре совпало с периодом, когда Самара оправилась от последствий страшного голода в Поволжье 1921–1923 годов и стала примерять на себя роль крупного промышленного города. Даже административный центр сместился с бывшей Алексеевской площади на площадь Театральную, которая после революции успела сменить несколько названий: Красная, площадь Парижских коммунаров и, наконец, площадь Чапаева.
Карта маршрута (нумерация объектов на изображении и траектория отличаются от исходной карты)
Типовой памятник Ленина работы Матвея Манизера был установлен в 1927 году на площади Революции (бывшей Алексеевской). Он занял пьедестал, на котором изначально стоял памятник императору Александру II. Впрочем, через каких-то 20 лет звание главной площади города перейдёт к соседней площади Куйбышева, которая считается (к радости самарцев) крупнейшей в Европе. Между этими двумя площадями и проходит третий маршрут архитектурного путеводителя. Он короткий, но чрезвычайно концентрированный.
Начинается маршрут с жилого дома Облисполкома. Он был построен в 1938 году по проекту ленинградского архитектора Николая Каценеленбогена на территории Иверского женского монастыря. Для его возведения была снесена одна из старейших в Самаре церквей. Архитектурный стиль обкомовского дома я определяю как рациональный (упрощённый) классицизм с элементами постконструктивизма.
На углу улиц Фрунзе и Шостаковича нас поджидает целый конструктивистский ансамбль, состоящий из куйбышевского Крайисполкома, Дома Красной армии (он же — штаб ПриВО) и жилого дома Крайисполкома. Цитадель военных была построена в 1932 году на месте старого купеческого сада. Капитальных строений здесь не было, если не считать цирка-шапито, который развлекал самарцев в годы НЭПа. Башня с красной звездой играет роль главного высотного акцента площади Чапаева.
Здание куйбышевского Крайисполкома (или, по-другому, Обкома), которое кажется по-конструктивистки аскетичным, на этапе строительства выглядело совсем по-другому. От того ампирного строения, где перед самой революцией успели пожить и поработать последние самарские губернаторы, после реконструкции здания оставался балкон, с которого произносили речи ответственные работники. Но в 1965 году он был демонтирован и его место занял модернистский козырёк, опирающийся на два пилона. Имеет отношение здание Обкома и к одному из трёх главных культурных кодов нашего города: «Куйбышев — запасная столица». В 1942 году под ним было построено бомбоубежище первой категории, известное далеко за пределами Самары как бункер Сталина.
Дом Крайисполкома начали строить ещё в 1929 году. Его угловая часть была шестиэтажной и заканчивалась своего рода башней. Своим объёмно-пространственным решением он чем-то напоминал знаменитый дом Моссельпрома.
В доме Крайисполкома тоже есть частичка дореволюционной Самары. Дело в том,
что в 1953 году его частью стал двухэтажный дом купчихи Александры Шумовой. Пока
самарский архитектор Александр Щербачёв строил и перестраивал три здания, о
которых говорится выше, скульптор Матвей Манизер работал над главным памятником
советской Самары. Знаменитый красный командир Василий Чапаев и бойцы его отряда
были установлены на бывшей Театральной площади в 1932 году, закрепив за ней
статус центральной. К счастью, руки
советских архитекторов не дошли до неорусского здания городского театра, хотя
проект его реконструкции был
разработан.
По улице Фрунзе мы доходим до Красноармейской. Если посмотреть направо, будет видна «спина» одного из главных конструктивистских гигантов Самары — Дома промышленности. Аварийный, затянутый в фальшфасад, он уже много лет ждёт реставрации. На перекрёстке по левую сторону стихийно сложился ансамбль, показывающий многослойность и эклектичность застройки исторического центра Самары. Модерновый особняк купеческой четы Курлиных соседствуют с неоготическим костёлом, а сзади их подпирает громада Радиодома (Красноармейская, 17). Проект Радиодома был разработан в 1930 году молодым архитектором Еленой Сорокиной. Он был запроектирован как разноэтажное здание, состоящее из четырёх корпусов: почтамта, газетного, конторского и радиотеатра. Проект не раз перерабатывался, а полукруглый корпус радиотеатра так и не был возведён. На его месте был устроен фонтан и открыт памятник «Красное знамя», прозванный в народе Змеем Горынычем.
В газете «Волжская коммуна» за 23 марта 1936 года Радиодом подвергся резкой критике как яркий пример архитектуры авангарда. «Железобетонный урод», «голые, безотрадные плоскости с конюшенным переплётом окон», «яркий памятник коробочной архитектуры, созданный под влиянием конструктивизма» — такими эпитетами описывает журналист постройку. Что любопытно, в этой статье похвалы удостаиваются здания, построенные в постконструктивистском ключе, то есть с использованием элементов классической архитектуры. Вместе с тем архитекторы, которые перебарщивают с ними, также критикуются. Радиодом отметился в «войне» советского Куйбышева с Самарой купеческой. При его постройке были снесены все постройки на усадебном месте человека-символа дореволюционной эпохи — городского головы Петра Алабина.
Через дорогу от Радиодома — жилая пятиэтажка с датами постройки на фасаде: 1927–1928. Лишь спустя пять лет после завершения голода в Поволжье Самара смогла позволить себе крупное жилое строительство. Возводили этот дом опять же для Облисполкома и первоначально он был трёхэтажным.
Мы же проследуем по Чапаевской в сторону улицы Шостаковича. По левую руку от нас так называемый Генеральский дом (Чапаевская, 180), построенный для Высшего командного состава ПриВО в 1938 году.
Военным надлежало не только служить, но и культурно проводить свободное время, чему способствовал Дом Красной армии (Окружной дом офицеров). В первоначальном варианте его оформление было аскетичным.
Позднее здание перестроили, а фасад обогатили барельефом, изображающим всё тех же чапаевцев. Ныне ОДО — востребованная концертная площадка, особенно любимая группами формата «русский рок» от «Арии» до «Пикника». Завершим мы нашу прогулку на площади Куйбышева, масштабы которой уже упоминали. В 1894 году на ней был построен гигантский Кафедральный собор в русско-византийском стиле, которому не удалось пережить «вымирание» храмов и церквей 1930-х годов. Самарский архитектор Пётр Щербачёв разработал проект перестройки Кафедрального собора в Дом культуры, но власти города отказались от этой идеи. Решено было храм снести, а на его месте построить новый, крупнейший в городе дворец культуры. С 1930 по 1932 годы вёлся снос Кафедрального собора, ещё три года площадь очищали от его кирпичных останков. Проектировать Дворец культуры приглашали Алексея Щусева, но в итоге проект разрабатывали Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Однако столичные архитектурные знаменитости разработали настолько затратный проект, что даже после корректировки он всё равно остался не по карману городской казне.
Был объявлен конкурс, в котором приняли участие местные зодчие и примкнувший к ним Николай Каценеленбоген. Его проект и победил. К слову, его соавтором всё-таки был самарец, Николай Телицын. Доработкой проекта Дворца культуры занимался известный петербургский архитектор Ной Троцкий. Здание ввели в эксплуатацию 4 ноября 1938 года. Внешний вид главного дворца культуры города чётко давал понять: с конструктивизмом покончено раз и навсегда. По сравнению со всеми зданиями, которые успели построить в Самаре к 1938 году, освоение классики здесь достигло апогея.
Дворец культуры получил имя Валериана Куйбышева, как и площадь, на которой он был построен. Бронзовый Валериан
Владимирович, также работы Матвея Манизера, установлен здесь же в ноябре 1938
года. С этого момента здесь проводились все парады, митинги и другие
праздничные мероприятия, ранее проходившие на площади Чапаева.
Дворец культуры имени Куйбышева сейчас занят Театром оперы и балета, а в
советское время здесь была областная библиотека, художественный музей и
спортивный зал. Думаю, по скульптурам читающего пролетария и физкультурницы можно легко догадаться, в каком крыле что располагалось.
- Фото:Елена Вагнер
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: