Прогулка по Нижнему
- Текст:Дима Четыре19 сентября 2020
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Мне не кажется, что для большинства людей модернизм и вообще советская архитектура представляют особый интерес. Люди обращают внимание на какие-то особенные здания, знаковые постройки, но в целом вряд ли воспринимают их как архитектуру, относящуюся к одному периоду. Да и сложно сказать, был ли модернизм действительно какой-то одной эпохой.
Дима Четыре с картой «Нижний Новгород 1960–1990»
История модернизма — довольно интересное явление. Родился новый стиль после хрущевского указа «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Я часто рассказываю об этом на своих прогулках по Нижнему Новгороду, и видно, что для многих людей это является открытием. Но знакомство с модернизмом важно: оно помогает людям немножко смириться с тем, что они видят вокруг. Оно объясняет, почему в городе так много типовых домов, которые не представляют для многих какого-либо эстетического интереса. Я думаю, что обязательно нужно рассказывать людям про те дома, улицы, здания, в которых они живут и работают.
Я выбрал для экскурсии маршрут №3 «От нового кремля до Большой Покровки», он наиболее близок и интересен мне. На самом деле, я пройду маршрут не полностью, так как он включает довольно много объектов, и расскажу о наиболее цельной, как мне кажется, его части, которая строилась в один период — о застройке набережной Федоровского и улиц вокруг нее.
Карта маршрута (нумерация объектов на изображении отличается от нумерации в карте)
Об истории набережной
Прежде чем я расскажу о конкретных объектах, отмеченных на карте, я бы хотел остановиться на истории этого места. До 1960-х эта территория не являлась никакой набережной. На ней сохранялась дореволюционная застройка, это были преимущественно деревянные дома, изредка кирпичные. На территории было несколько церквей, а также белокаменные палаты XVII века — довольно редкое явление по стране в целом.
Сюда выходили разные улицы: они как бы «втыкались» в вершину горы. Линии набережной, какой-то дороги или прогулочной части не было. Кроме того, не было соединений между разными частями улицы, потому что сама набережная Федоровского находится на нескольких горах, которые разделены оврагами. По сути, набережная Федоровского — не совсем набережная: мы привыкли, что это слово обозначает территорию около воды. Но в Нижнем Новгороде много «верхних» набережных, то есть линий, повторяющих «нижние» набережные, но находящихся на вершине нижегородских холмов. И набережная Федоровского — одна из таких линий.
[№ 0] Набережная Федоровского
Модернизм и застройка 1960-х годов всё здесь поменяли: была создана линия улицы и прогулочная зона, которую хорошо знают горожане. Это красивое место, потому что с этой горы открывается вид на слияние рек Оки и Волги, на противоположную сторону, Заволжье, на Бор (город на противоположной стороне Нижнего Новгорода), на Борскую пойму, а также на Стрелку, на главный городской собор — собор Александра Невского, на стадион «Нижний Новгород», на территорию нижегородской ярмарки. До горизонта с набережной видны разные дома, районы, заводы, ТЭЦ. Видна вся нижняя часть Нижнего Новгорода.
Нижегородцы хорошо знают эту набережную, но вряд ли обращают внимание именно на её застройку. Их больше привлекает видовая составляющая: люди приходят сюда отдохнуть, посмотреть на реки, на закаты. Мы, надеюсь, иронично, называем город «столицей закатов».
Набережная носит имя Николая Михайловича Федоровского. Если спросить у нижегородцев, что это за человек, то они, скорее всего, не ответят. Это не очень известный исторический персонаж. На самой набережной о нем нет никакого упоминания: ни таблички, ни памятника, ни знака. Есть только памятник Горькому.
Федоровский был одним из инициаторов создания в городе государственного университета. В Нижний Новгород он приехал в 1915 году, когда в город во время Первой мировой войны была эвакуирована коллекция Варшавского политехнического института. Сам «политех» (НГТУ им. Р.Е. Алексеева) до сих пор существует, но носит имя советского кораблестроителя Алексеева. Федоровский был довольно известным ученым и занимался минералами и полезными ископаемыми. Первая добыча ископаемых в раннесоветский период осуществлялась благодаря его открытиям и трудам. В конце 1930-х годов Федоровский был репрессирован, отправлен в ссылку, где чуть не погиб. После он был реабилитирован, и, возможно, поэтому в годы оттепели в честь него была названа набережная.
Сейчас набережная Федоровского включена в список программы «#Среда800». Это программа обновления более 30 территорий к 800-летию Нижнего Новгорода, которое состоится в 2021 году. Институтом развития городской среды Нижегородской области, в котором я работаю, создается концепция обновления этой территории.
[№ 1] Радиусный дом
Начнем мы с дома №13 на улице Ильинской, который был построен в 1966 году по проекту горьковского архитектора Бенедикта Бастырева.
У здания есть несколько особенностей. Во-первых, сам дом — радиусный, то есть имеет форму полукруга, хотя с определенных ракурсов выглядит как типовой пятиэтажный дом. Но если обойти его по набережной, то видно, как он изгибается, повторяя поворот самой улицы. Это первая особенность большого белого здания с чистым фасадом и по изначальной задумке без остекления балконов. Сейчас они, конечно, остеклены.
Вторая особенность этого дома заключается в том, что подъезды начинаются с уровня второго этажа и к ним проложены мостики. Это видят только те, кто проходит во двор, снаружи это незаметно.
Дом устроен так, потому что изначально на уровне первого этажа был запроектирован магазин с большим стеклянным фасадом, который выходил на набережную. Магазин назывался «Синтетика». Нижегородцы часто вспоминают о том, как они сюда приезжали, хотя само место, набережная, находится в отдалении от остановок транспорта, на горе, то есть попасть сюда не так просто. Магазин переехал в это здание из какого-то другого места, поэтому многие, кому он нравился, стали приезжать сюда.
Сохранились витрины этого магазина — двойное остекление, большие рамы. Внутри рамы лежал, и до сих пор местами лежит, керамзит, как и во многих других советских магазинах. Магазин функционирует и сейчас, но из одного просторного павильона он превратился в большое количество разных коммерческих помещений.
Я полагаю, что у архитекторов была идея разделить потоки людей и машин, поэтому автомобили, которые должны привозить товары, проезжали по уровню первого этажа, заезжали в арку дома и проезжали к черному ходу и местам разгрузки товара. Чтобы не мешать людям, которые идут в свои квартиры, подъезды сделали на уровне второго этажа и к ним проложили мостики. Изначально они были бетонные, но несколько лет назад их реконструировали. Сейчас мостики металлические, но они находятся на своем старом месте. Из семи подъездов пять имеют такие мостики, а два находятся на уровне земли. Дом интересно выглядит и впечатляет горожан, которые видят его впервые.
Глядя на фасад, можно увидеть круглые колонны. Основная часть дома, пять из семи подъездов, стоят на таких опорах. Могу предположить, что это было сделано для того, чтобы у магазина была свободная планировка, большие залы. Фактически эта конструкция до сих пор выполняет свою функцию. Внутри есть, конечно, какие-то перегородки, но сейчас некоторые магазины ремонтируются и реконструируются, благодаря чему здание просматривается насквозь: если ты стоишь с фасадной, «уличной» стороны здания, можно увидеть окна, выходящие во двор.
Мне кажется, этот дом — один из самых интересных жилых домов 1960-х годов или, может, модернизма в Нижнем Новгороде в целом.
[№ 2] Башня Вулыха
Следующее здание в нашем маршруте — это башня Вулыха 1966–1968 годов постройки. Таких башен на набережной две, но они разделены оврагом, поэтому мы поговорим о них в разных точках. Первая башня Вулыха находится по адресу Набережная Федоровского, дом 3. Это одна из самых высоких построек на территории.
Само по себе здание типовое, такие есть во многих городах бывшего Советского Союза. Мне кажется, что на эту башню интереснее смотреть не со стороны набережной, а с дворовой части, из Крутого переулка, потому что прямо под ней находится Успенская церковь конца XVII века. А рядом с церковью расположена еще одна постройка XVII века — белокаменные палаты купца Олисова. Купец построил себе жилой дом, а рядом с ним возвел для города Успенскую церковь. В советский период церкви грозил снос, но благодаря архитекторам В.В. Воронкову и С.Л. Агафонову ее удалось сохранить. А позже, как раз в 1960-е годы, сооружение было даже частично отреставрировано, ему был возвращен первоначальный облик.
Ранее у церкви была снесена колокольня и трапезная, но сохранились основной объем, кирпичные бочки и купола (хоть и в разобранном виде). По проекту архитектора Агафонова ее восстановили и даже заново отстроили кирпичные бочки, что случалось в советском государстве крайне редко.
В начале 2000-х годов к памятнику были пристроены новая трапезная и колокольня. Старая звонница была довольно высокой, она была доминантой этой горы, но восстановленная колокольня не равна ей по высоте. В результате создается большой контраст между типовым советским домом, многоквартирным, высоким, и старой кирпичной церковью. Кроме того, она имеет большое количество деталей, на барабанах есть кирпичные украшения, изразцы, керамические пояса. Можно даже не искать интересный ракурс для фото — он очевиден.
Чуть дальше по Крутому переулку находятся несколько дореволюционных зданий, купеческие особняки, которые используются как детский сад и как жилые дома. За домом видно саму набережную Федоровского, Стрелку и территорию за Волгой. С этого же места виднеется собор Александра Невского 1881 года постройки. За собором — стадион «Нижний Новгород», а также нижняя часть города с типовыми районами. И вот перед вами открывается нижегородский пейзаж с большим количеством контрастных, противоречащих друг другу элементов. Но в этом и есть дух Нижнего Новгорода: в хаотичности, беспорядочности виден настоящий характер города.
Стоит добавить, что саму набережную часто вспоминают в контексте киносъемок. Например, довольно известный фильм «Жмурки» снимался на Федоровского. А также не так давно вышедший в прокат фильм «Я худею» тоже снимался в Нижнем Новгороде: в башне Вулыха жила главная героиня. Был показан открытый балкон, который выходит на набережную Федоровского, а также виды из окон квартиры. Я отлично помню съемки: здесь стоял кран, который снимал со стороны улицы балкон, и помню, как на самой набережной проходили съемки с Ириной Горбачевой и Александрой Бортич.
[№ 3] Пешеходный мост через Почтовый съезд
Следующим пунктом нашего рассказа о набережной Федоровского станет пешеходный мост через Почтовый съезд. Мост построен в 1968 году, как и соседние дома. На набережной Федоровского два моста. Несмотря на то, что на карте нижегородского модернизма они названы «широким» и «узким», самостоятельного названия у этих мостов нет. Они проходят над оврагами и помогают людям перебраться с одного холма на другой — до их постройки люди ходили по дну этого оврага.
В отличие от многих инженерных сооружений, выполняющих утилитарные функции, у этого моста есть интересная архитектурная составляющая. Он создает визуальную линию, дополняющую всю территорию. Этого почти не видно, когда ты идешь по самому мосту, он не обращает на себя внимания, хотя с него открываются впечатляющие виды. Но когда ты смотришь на мост со стороны, то замечаешь его любопытную конструкцию. Она называется «бегущий олень». Действительно, части моста похожи на передние и задние лапы какого-то животного, которое перепрыгивает через овраг. Мне кажется, изящная форма выглядит органично на фоне набережной. И то, что мост окрашен в белый цвет, тоже очень важно — это придает легкость конструкции, сделанной из металла и бетона.
На мосту почти каждые выходные занимаются роуп-джампингом — прыгают с веревкой. Также рядом над оврагом иногда занимаются слэклайном — ходьбой по натянутой веревке. Это выглядит так, как будто создается альтернативный мост для одного человека. Стоя на пешеходном мосту, можно смотреть на эквилибриста, который гораздо медленнее, но тоже преодолевает овраг.
[№ 4] Новый кремль
Следующим пунктом являются жилые дома. В карте TATLIN они отмечены как «Жилой микрорайон № 3» 1964–1966 годов постройки. Этот микрорайон состоит в основном из жилых пятиэтажных домов, которые разделяются башнями Вулыха.
Глядя на эти здания, хочется поговорить о названии маршрута, по которому мы идем: «От нового кремля…». Понятно, что исторически Нижний Новгород начинался с кремля — сначала с деревянной крепости, которая затем была перестроена в камне. И сама эта крепость была построена на горе, соседней по отношению к той, на которой находится набережная Федоровского.
Исследователи нижегородского модернизма выдвигают такую гипотезу: дома на набережной Федоровского повторяют застройку кремля. Сам кремль состоит из протяженных стен и башен, которые соединяют эти стены — такое чередование горизонталей и вертикалей. Исследователи говорят, что набережная Федоровского повторяет этот графический прием: длинные пятиэтажные жилые комплексы соединяются высокими элементами — четырнадцатиэтажными башнями Вулыха. Начинается набережная с радиусного дома, он пяти- и шестиэтажный, низкий, за ним следует высокая башня Вулыха рядом с Крутым переулком, потом мост, потом снова пятиэтажный дом №7 по набережной Федоровского, за ним башня Вулыха, потом еще одно пятиэтажное здание. На другой стороне гостиница «Азимут», у которой тоже есть высокая часть, потом начинается часть гостиницы пониже, а затем снова длинная пятиэтажная застройка. Возможно, прием лучше «читается» с реки. Может быть, кто-то, прогуливаясь на теплоходах по Оке и Волге, замечал это сходство башен и стен кремля с пяти- и четырнадцатиэтажными строениями на набережной.
Сами дома — это типовые, аккуратные, выкрашенные в желтый цвет, не бросающиеся в глаза здания. В словах нижегородцев я чувствую непонимание: почему именно такая постройка здесь появилась? И часто слышу мнение, что набережная заслуживает большей архитектурной прорисовки, больше деталей. Тем более если сравнить ее с Нижне-Волжской набережной, которая находится под горой, под набережной Федоровского, где фасад улицы состоит из домов дореволюционных. Там есть дворянские усадьбы, купеческие дома, промышленные предприятия. Например, фабрика «Маяк», построенная по проекту архитектора Федора Шехтеля, есть здание речного вокзала, тоже модернистское. И в целом формируется речной фасад, разнообразная застройка этой линии, а набережная Федоровского всех деталей лишена. Это более массивная и менее интересная застройка. Думаю, с мнением горожан можно согласиться, хотя есть объяснение, почему набережная выглядит именно так.
Объяснение во многом кроется в раннем модернизме, когда советское государство искало универсальные формулы, по которым будут строиться новые города, районы, улицы. И этим решением стали типовые постройки в 5, 9, 12 и 14 этажей, которые тиражировались по всей стране. Они были лишены деталей, поскольку после отмены архитектурных излишеств советское государство сосредоточилось на квадратных метрах жилья, а не на изысках в строительстве. Отсюда возникли эти скучные, простые кирпичные и панельные дома.
Здания часто пытались украсить какими-нибудь мозаиками и вывесками. На набережной Федоровского было и то, и другое. Я не уверен, можно ли считать вывеску «Слава ленинизму» украшением, но на одном из домов она была. Также на карте есть такой пункт — «Первая монументальная мозаика 1964 года». Это панельный дом на второй линии набережной, на нем было панно высотой в три этажа, изображавшее девушку с парусной «яхточкой» — простая, легкая мозаика, которая, к сожалению, не сохранилась или сохранилась частично и сейчас не доступна. Она находится под утеплителем, которым жители дома закрыли боковую часть дома, потому что на набережной холодно и ветрено, особенно зимой.
[№ 5] Дом быта
Последний пункт нашей прогулки — Дом быта 1969 года постройки, который находится не на первой линии набережной, а немного в глубине, на вершине одного из оврагов. Сейчас это офисное пятиэтажное здание. Оно состоит из чередующихся горизонтальных полос бетона и остекления. Дом быта стоит на месте снесенной старообрядческой Церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая была построена в 1914 году на деньги последнего дореволюционного главы города по фамилии Сироткин. Интересно, что на набережной было две церкви с таким названием: одна для приверженцев старой веры, а другая — новой. Церковь существовала и, вероятно, даже работала в советский период, но в середине 1960-х годов была взорвана.
В конце того же десятилетия на этом месте был построен Дом быта. Есть заметка того периода, напечатанная в одной из горьковских газет, где рассказывается о постройке этого здания. Она называется «5 этажей услуг» и состоит из письма в редакцию газеты и ответа на него.
Дорогая редакция! Мы заинтересовались новостройкой в микрорайоне улицы Заломова, возле гостиницы «Нижегородская». Что здесь будет?А. Кручинина и Н. Боркунов
Ответ редакции:
«По просьбе читателей мы побывали на этой строительной площадке. Возвышающийся над Окой пятиэтажный каркас имеет своеобразную конструкцию. Уже сейчас в недостроенном виде будущее здание по своей форме будет отличаться от своих собратьев. Оно будет еще более непохожим на обычные строения, когда сооружение его закончится. Пять этажей оденутся в сплошное стекло, пластик и алюминий. Здесь появится вывеска «Дом быта». Первый в городе универсальный комбинат бытовых услуг войдет в строй действующих к юбилею советской власти. Здесь будут выполняться все виды бытового ремонта. На площади в 1 400 квадратных метров разместятся прачечная самообслуживания, пункт химчистки и крашения одежды. У горьковчан также примут заказ и на изготовление нестандартной мебели и ремонт квартиры, реставрацию платья, пошив мужских сорочек. “Трудно даже перечислить все виды работ, которые будут выполняться в Доме быта”, — рассказал заместитель начальника городского управления бытового обслуживания В. П. Иванов. Если вы разбили памятный для семьи фарфоровый сервиз или вдруг вышел из строя саквояж, не огорчайтесь, опытные мастера починят все эти предметы, а также исправят фотоаппарат, транзисторный приемник, часы. Здесь же горьковчане смогут получить напрокат стиральную машину, холодильник, пылесос, телевизор. Отдельный этаж отводится под салоны красоты, где будут работать мужской и женский парикмахерские залы, кабинеты массажа и косметики».
Есть в этой заметке и фотография строительства этого дома: виден каркас с большими бетонными перекрытиями и на каждой стороне по четыре опоры круглого сечения, между которыми было установлено остекление, существующее до сих пор. Сейчас здесь располагаются офисы, то есть здание действует по сей день.
На этом прогулка с Димой заканчивается, но маршрут продолжает виться по улицам Нижнего. Он включает еще 19 объектов, принадлежащих эпохе советского модернизма, среди которых спорткомплекс «Динамо», Главволговятскстрой, Театр кукол, первый модернизированный панельный дом, Нижполиграф и Музей истории художественных промыслов. Всего карта «Нижний Новгород 1960–1990» содержит 13 пешеходных и один велосипедный маршрут, которые охватывают более 200 объектов архитектуры, декоративно-прикладного и монументального искусства. Они проходят через все районы города, включая самые отдаленные, и дают каждому возможность познакомиться с неочевидным наследием города.
- Фото:Дима Четыре
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: