Архитектурно-планировочная организация Самарской ГРЭС формировалась более 100 лет, и особенности ее застройки отражают процессы, происходившие в экономике и архитектуре города, региона и страны в целом. Характерной чертой этого процесса была непрерывность функционирования станции на всех этапах ее реконструкции. Сейчас кажется удивительным, что монтаж оборудования и постройка здания столь внушительных габаритов и мощностей заняло менее двух лет. Мы публикуем небольшой фрагмент из книги серии Archive, описывающий исторические условия, внутри которых стало возможным совершить этот мощный рывок.
Крейсер индустриальной архитектуры Самары
- Текст:Виталий Самогоров, Валентин Пастушенко12 марта 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Самарская городская районная электростанция (СГРЭС) берет свое начало с Центральной электрической станции (ЦЭС). 2 марта 1895 года Самарская городская дума приняла решение о создании комиссии по устройству освещения в городе. В ее состав вошли гласные Е. Т. Кожевников, С. О. Лавров, К. К. Позерн и другие. К работе был привлечен специалист-электротехник Н. А. Жданов, который представил обстоятельный доклад на заседании Городской думы 23 марта 1895 года.
В докладе речь шла о строительстве городской электростанции, предназначенной для освещения Самары. Предполагалось установить дуговые фонари и электрические лампы на улицах Дворянской и Панской, в Струковском саду и в драматическом театре. Комиссия пришла к выводу, что станция должна иметь мощность как минимум на 3 400 ламп накаливания по 16 свечей каждая. Прокладку проводов предлагалось вести наиболее экономичным воздушным способом. Электростанцию было решено строить на берегу Волги, с двумя водотрубными паровыми котлами суммарной мощностью 300 лошадиных сил. Улицы и Струковский сад предполагалось освещать до двух часов ночи, в магазины и частные дома электроэнергию подавать круглосуточно.
Комиссия настоятельно рекомендовала строить станцию за счет города, а не на средства концессионеров, рассчитывая на то, что станция в будущем принесет Самаре немалую прибыль, а в дальнейшем даст возможность открыть трамвайное движение.
Плакат «Советы и электрофикация есть основа нового мира». Автор А. Самохвалов. 1924 год
Городская дума выразила благодарность комиссии за добросовестный труд и проявила редкое единодушие, приняв доклад без проволочек. В том же 1895 году в столичной газете «Новое время» появилось объявление Самарской городской думы «… о вызове лиц, желающих принять участие в устройстве освещения в Самаре». Откликнулись многие российские и зарубежные фирмы. В архивных фондах ГАСО сохранился проект Торгового дома «Братья Гантерт» (Москва), а также проект бельгийской фирмы «Шарлеруа» 1898 года, по которому предлагалось построить одноэтажное однопролетное здание со скатной кровлей, которое состояло из машинного зала и котельного отделения. В машинном зале размещались две паровые машины и был резерв для еще двух машин. В котельном отделении располагался котел и было зарезервировано место еще для одного котла. Была запроектирована дымовая труба.
Однако лучшие условия предложило германское Акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске», которое брало на себя только поставку, монтаж оборудования, его пуск и гарантийное обслуживание. Ему и достался подряд. Строительство здания станции, устройство фундаментов для машин и котлов должен был выполнить сам город. По условиям контракта, заключенного 1З июля 1898 года, центральная электрическая станция мощностью 210 кВт должна была обеспечить освещение улиц Дворянской (ныне Куйбышева) и Панской (ныне Ленинградской), частично Саратовской (ныне Фрунзе), драматического театра, Струковского сада и нескольких роскошных особняков в центре города. Контракт подписал городской голова П. А. Арапов.
Строительство жилого дома руководства ЦЭС. Архитектор Д. А. Вернер. Фото 1910-х годов
Постройка здания станции и монтаж оборудования заняли менее двух лет. Для сооружения станции выбрали площадку на берегу Волги рядом с городским водопроводом. 14 июня (27 июня по новому стилю) 1900 года самарская электростанция была пущена в эксплуатацию. Вспыхнуло более 60 электрических светильников. Расходы на электрический свет в то время были выше, чем на освещение керосином, но чистота и удобство электрического освещения ускорили его продвижение на улицы Самары. Всего за год число уличных электрических фонарей перевалило за три сотни.
В 1901 году центральная электростанция имела котельное и машинное отделения. В первом стояли четыре водотрубных котла общей площадью нагрева 596 квадратных метров. Здесь находились нефтяной и водяной насосы с запасными баками, водоумягчитель. Машинное отделение имело три вертикальные паровые машины. Отработанный пар поступал через центральный конденсатор в градирню. Паровые машины соединялись ременными передачами с генераторами переменного тока в 2 000 вольт. От главной коммуникационной доски энергия подавалась в город по двум подземным кабелям через шесть трансформаторов. Поначалу станция работала лишь в вечернее время и до двух часов ночи. Днем энергия могла подаваться в городской театр, если там шли спектакли или народные чтения, а ночью, после двух часов, в клубы, если там проходили концерты, танцевальные вечера. В городе один за другим стали появляться первые электробиоскопы, или кинотеатры, но самое главное, был дан мощный импульс развитию местной промышленности.
Самарская ЦЭС. Фото 1915 года
В 1913 году Самара приступила к сооружению трамвайных путей и новой электрической станции. В 1912–1914 году было построено новое здание, оборудованное двумя дизельными двигателями с генераторами компании Westinghouse на 300 кВт каждый, несколько позже установлены две паровые турбины мощностью 1600 кВт каждая. К 1914 году мощность электростанции достигла 3800 кВт, что дало возможность обеспечить энергией пуск трамвайного движения в Самаре.
Проект электрического трамвая и электрического освещения в Самаре был разработан инженером П. Суткевичем, он же руководил постройкой трамвая. 25 и 27 июня состоялись торги на поставку оборудования, большая часть заказа была отдана все той же фирме «Сименс и Гальске», за постройку дымовой трубы взялась фирма «Гельцер». Решение о строительстве нового здания электростанции было принято Думой еще 1 апреля 1911 года. Все работы подрядчик Г. Н. Мошков должен был завершить к 10 августа того же года. Но он опаздывал и потому был отстранен от дальнейшего ведения дел. Город достраивал станцию хозяйственным способом. Надзор за сооружением станции вел городской архитектор Д. А. Вернер. Стропила для котельного здания поставила и установила в 1913 году фирма «Шпис и Прен».
Страница из отчета Куйбышевского энергокомбината им. Г. М. Кржижановского за 1934 год
Машинный зал новой станции, занимавший площадь около 200 квадратных саженей и имевший высоту около 5 саженей, являлся одним из наиболее красивых машинных залов России. Котельное помещение, примыкавшее к машинному залу, занимало площадь свыше 100 квадратных саженей. Чистота и обилие света резко выделяли его из разряда обычных кочегарок. Здесь имелись только рукоятки регулирующих приборов, все отопительное оборудование размещалось в подвале. В пристройке, соединенной с машинным залом тремя арками, находилась трамвайная подстанция. Официальное открытие новой станции состоялось 12 февраля 1915 года, когда первые трамваи пошли по маршруту «Заводская улица (ныне ул. Венцека) – Трампарк».
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: