Крейсер индустриальной архитектуры Самары

Архитектурно-планировочная организация Самарской ГРЭС формировалась более 100 лет, и особенности ее застройки отражают процессы, происходившие в экономике и архитектуре города, региона и страны в целом. Характерной чертой этого процесса была непрерывность функционирования станции на всех этапах ее реконструкции. Сейчас кажется удивительным, что монтаж оборудования и постройка здания столь внушительных габаритов и мощностей заняло менее двух лет. Мы публикуем небольшой фрагмент из книги серии Archive, описывающий исторические условия, внутри которых стало возможным совершить этот мощный рывок. 

Самарская городская районная электростанция (СГРЭС) берет свое начало с Центральной электрической станции (ЦЭС). 2 марта 1895 года Самарская городская дума приняла решение о создании комиссии по устройству освещения в городе. В ее состав вошли гласные Е. Т. Кожевников, С. О. Лавров, К. К. Позерн и другие. К работе был привлечен специалист-электротехник Н. А. Жданов, который представил обстоятельный доклад на заседании Городской думы 23 марта 1895 года.

В докладе речь шла о строительстве городской электростанции, предназначенной для освещения Самары. Предполагалось установить дуговые фонари и электрические лампы на улицах Дворянской и Панской, в Струковском саду и в драматическом театре. Комиссия пришла к выводу, что станция должна иметь мощность как минимум на 3 400 ламп накаливания по 16 свечей каждая. Прокладку проводов предлагалось вести наиболее экономичным воздушным способом. Электростанцию было решено строить на берегу Волги, с двумя водотрубными паровыми котлами суммарной мощностью 300 лошадиных сил. Улицы и Струковский сад предполагалось освещать до двух часов ночи, в магазины и частные дома электроэнергию подавать круглосуточно.

Комиссия настоятельно рекомендовала строить станцию за счет города, а не на средства концессионеров, рассчитывая на то, что станция в будущем принесет Самаре немалую прибыль, а в дальнейшем даст возможность открыть трамвайное движение.

Плакат «Советы и электрофикация есть основа нового мира». Автор А. Самохвалов. 1924 год

Городская дума выразила благодарность комиссии за добросовестный труд и проявила редкое единодушие, приняв доклад без проволочек. В том же 1895 году в столичной газете «Новое время» появилось объявление Самарской городской думы «… о вызове лиц, желающих принять участие в устройстве освещения в Самаре». Откликнулись многие российские и зарубежные фирмы. В архивных фондах ГАСО сохранился проект Торгового дома «Братья Гантерт» (Москва), а также проект бельгийской фирмы «Шарлеруа» 1898 года, по которому предлагалось построить одноэтажное однопролетное здание со скатной кровлей, которое состояло из машинного зала и котельного отделения. В машинном зале размещались две паровые машины и был резерв для еще двух машин. В котельном отделении располагался котел и было зарезервировано место еще для одного котла. Была запроектирована дымовая труба.

Однако лучшие условия предложило германское Акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске», которое брало на себя только поставку, монтаж оборудования, его пуск и гарантийное обслуживание. Ему и достался подряд. Строительство здания станции, устройство фундаментов для машин и котлов должен был выполнить сам город. По условиям контракта, заключенного 1З июля 1898 года, центральная электрическая станция мощностью 210 кВт должна была обеспечить освещение улиц Дворянской (ныне Куйбышева) и Панской (ныне Ленинградской), частично Саратовской (ныне Фрунзе), драматического театра, Струковского сада и нескольких роскошных особняков в центре города. Контракт подписал городской голова П. А. Арапов.

Строительство жилого дома руководства ЦЭС. Архитектор Д. А. Вернер. Фото 1910-х годов

Постройка здания станции и монтаж оборудования заняли менее двух лет. Для сооружения станции выбрали площадку на берегу Волги рядом с городским водопроводом. 14 июня (27 июня по новому стилю) 1900 года самарская электростанция была пущена в эксплуатацию. Вспыхнуло более 60 электрических светильников. Расходы на электрический свет в то время были выше, чем на освещение керосином, но чистота и удобство электрического освещения ускорили его продвижение на улицы Самары. Всего за год число уличных электрических фонарей перевалило за три сотни.

В 1901 году центральная электростанция имела котельное и машинное отделения. В первом стояли четыре водотрубных котла общей площадью нагрева 596 квадратных метров. Здесь находились нефтяной и водяной насосы с запасными баками, водоумягчитель. Машинное отделение имело три вертикальные паровые машины. Отработанный пар поступал через центральный конденсатор в градирню. Паровые машины соединялись ременными передачами с генераторами переменного тока в 2 000 вольт. От главной коммуникационной доски энергия подавалась в город по двум подземным кабелям через шесть трансформаторов. Поначалу станция работала лишь в вечернее время и до двух часов ночи. Днем энергия могла подаваться в городской театр, если там шли спектакли или народные чтения, а ночью, после двух часов, в клубы, если там проходили концерты, танцевальные вечера. В городе один за другим стали появляться первые электробиоскопы, или кинотеатры, но самое главное, был дан мощный импульс развитию местной промышленности.

Самарская ЦЭС. Фото 1915 года

В 1913 году Самара приступила к сооружению трамвайных путей и новой электрической станции. В 1912–1914 году было построено новое здание, оборудованное двумя дизельными двигателями с генераторами компании Westinghouse на 300 кВт каждый, несколько позже установлены две паровые турбины мощностью 1600 кВт каждая. К 1914 году мощность электростанции достигла 3800 кВт, что дало возможность обеспечить энергией пуск трамвайного движения в Самаре.

Проект электрического трамвая и электрического освещения в Самаре был разработан инженером П. Суткевичем, он же руководил постройкой трамвая. 25 и 27 июня состоялись торги на поставку оборудования, большая часть заказа была отдана все той же фирме «Сименс и Гальске», за постройку дымовой трубы взялась фирма «Гельцер». Решение о строительстве нового здания электростанции было принято Думой еще 1 апреля 1911 года. Все работы подрядчик Г. Н. Мошков должен был завершить к 10 августа того же года. Но он опаздывал и потому был отстранен от дальнейшего ведения дел. Город достраивал станцию хозяйственным способом. Надзор за сооружением станции вел городской архитектор Д. А. Вернер. Стропила для котельного здания поставила и установила в 1913 году фирма «Шпис и Прен».

Страница из отчета Куйбышевского энергокомбината им. Г. М. Кржижановского за 1934 год

Машинный зал новой станции, занимавший площадь около 200 квадратных саженей и имевший высоту около 5 саженей, являлся одним из наиболее красивых машинных залов России. Котельное помещение, примыкавшее к машинному залу, занимало площадь свыше 100 квадратных саженей. Чистота и обилие света резко выделяли его из разряда обычных кочегарок. Здесь имелись только рукоятки регулирующих приборов, все отопительное оборудование размещалось в подвале. В пристройке, соединенной с машинным залом тремя арками, находилась трамвайная подстанция. Официальное открытие новой станции состоялось 12 февраля 1915 года, когда первые трамваи пошли по маршруту «Заводская улица (ныне ул. Венцека) – Трампарк».

Статья из этого издания:
Купить
Подписка на журнал
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: