Архитектор и постоянный автор издательства Андрей Стенюшкин делится своими размышлениями о процессах, происходящих в мире современной архитектуры. В прошлой статье Андрей рассматривал процесс «растворения», для которого характерны переосмысление стоящих перед ней задач и размытие стилистических границ, новый текст посвящен «двойственности» архитектуры и ее возможной классификации.
- Текст:Андрей Стенюшкин30 марта 2018
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
С архитектурой, кроме процесса «растворения» происходит ещё одна метаморфоза. Впрочем, она запустилась еще в момент возникновения зодчества, но в наши дни, благодаря скорости обмена информацией, стала заявлять о себе с гипертрофированной силой. Связана она с двойственностью. С одной стороны, архитектура решает насущные проблемы — наделяет человека пространствами для жизни во всех её проявлениях. То есть, выполняет свои непосредственные функции, служит пользователям. Но, так как человек склонен к рефлексии и творчеству, вокруг архитектурных функций и их материальных оболочек он выстраивает крайне сложносочинённые системы «сказок и легенд». Они впоследствии становятся источниками информации, формирующей понятия о красоте, гармонии, истинных целях-миссиях и прочем. В процессах создания и развития этих понятий архитектура служит зрителям.
Для дальнейшего рассуждения уточним смысл связки пользователя и зрителя.
Пользователь — человек, вступающий в физическое взаимодействие с функциями архитектуры, так или иначе, наблюдающий её в процессе пользования. Однако, сам по себе факт непосредственного наблюдения не переносит пользователя в категорию зрителя. Качественный переход от пользователя к пользователю-зрителю сопровождается рефлексией. Будет сообразным ввести сравнение с музыкой, которую можно слышать или слушать. Соответственно, пользователь-зритель «слушает» архитектуру в момент пользования.
Также стоит упомянуть категорию наблюдателей. Сюда относятся люди, не вступающие во взаимодействие с архитектурой, но наблюдающие её со стороны. Наблюдатель становится наблюдателем-зрителем в аналогичных пользователю условиях.
Вышеупомянутые группы являются участниками процесса «раздвоения».
Архитектура на протяжении всей истории существует в двух воплощениях — в виде материальных структур, решающих функциональные проблемы реального мира, и в виде виртуальных оттисков, которые эти структуры оставляют на пластичной информационной поверхности человеческой культуры. Оттиски являются коллективным продуктом деятельности людей, генерирующих вокруг структур разноплановую информацию, — будь то вербальные истории или мультимедиа-контент в интернете. Именно эта генерация, провоцирующая диалог, является способом взаимодействия архитектуры и остальных сфер человеческой культуры. Оттиск структуры является её аватаром, позволяющим распространять идеи, эстетику и притягивать к себе людей со всего мира.
Главными участниками создания оттиска становятся неравнодушные к предмету обсуждения зрители. Действуя «с двух фронтов» — как со стороны реального мира, непосредственно наблюдая, так и со стороны виртуальности, потребляя и перерабатывая контент, зрители дополняют оттиск всё новыми и новыми слоями информации, помогая ему накапливать массу и становиться более значимым в контексте человеческой культуры.
Не являющиеся зрителями пользователи/наблюдатели также участвуют в создании оттиска, но косвенно. Это может происходить в случае генерации ими информации, в которую изначально не была заложена личная рефлексия на конкретную структуру, но которая даёт возможность ей проявиться у другого человека (зрителя). Примером такой информации могут быть гугл-панорамы, фотографии человека с попавшей в кадр структурой, большие данные о свойствах окружающей её среды и так далее.
Важно ещё раз подчеркнуть, что в число зрителей нередко попадают люди, ни разу не наблюдавшие обсуждаемые структуры в действительности, не говоря уже о пользовании. А учитывая масштабы планеты, возможность ознакомиться со структурами в реальности весьма ограничена, даже при особом рвении и неограниченных возможностях.
Из этого можно сделать вывод, что представление о большей части мировой архитектуры у большей части населения планеты формируется на основе лишь потреблённого контента.
А благодаря скорости обмена информацией и крайне поверхностного характера её потребления двойственность архитектуры переходит в состояние раздвоенности, когда качества реальной структуры и её виртуального оттиска всё менее поддаются объективному сопоставлению и начинают существовать всё более обособленно.
При этом всём, качества оттиска структуры позволяют вывести характеризирующие категории, объединяющие в себе качества как реальности, так и виртуальности. Данные категории применимы как поодиночке, так и в совокупности, образуя комплексное описание аватара структуры. Для аналогии можно привести в пример способ характеризации персонажей в компьютерных играх, где те описываются рядом классов, параметров и навыков.
Учитывая присущее архитектуре разнообразие сценариев, стоит отнестись к последующим категориям как к демонстрации использования подобного «игрового» подхода к её описанию. Такую категоризацию можно прорабатывать, открывая всё новые и новые её стороны, однако в данный момент главным является именно демонстрация подхода и фиксация лежащих на поверхности классов/категорий. Перечисление всех элементов категоризации может быть представлено в виде открытой системы, позволяющей дополнять её по ходу фиксации других сценариев взаимодействия архитектуры и медиа.
НОНЕЙМ-структуры
В основной своей массе, в реальности решают близкую к механической задачу прямой перегонки денежной массы в материю, при условии максимальной экономии. В каком-то роде такие структуры являются результатом использования проверенных алгоритмов и в будущем могут проектироваться при минимальном участии человека. Однако в этот разряд может попасть и дорогая авторская архитектура, нередко частная. Основное качество нонейм-структуры — это её «невидимость» для массовых оценочных суждений. В информационном пространстве такие структуры фиксируются либо косвенно (на спутниковых картах, панорамах или случайных фото), либо вообще не фиксируются.
ВАУ, КРИНЖ и НОРМ-структуры
ВАУ-структуры
Направлены тем или иным образом восторгать и привлекать внимание своих зрителей, создаются, как правило, в условиях меньшей экономии. ВАУ-структуры разделяют информационный рынок схожим с другими видами медиа образом, укрупнённо на мейнстрим/андерграунд, а далее по жанрам и субжанрам. Причём, учитывая «размытость» современной архитектуры, субжанры чрезвычайно разношерстны и поддаются фиксации при помощи многосложных и нелепых словосочетаний а-ля «феминный коллаж-материализм» или «спекулятивный абстракт-минимализм», олицетворяющих собой «микро-эстетики», собранные из определённого набора стилистических референсов.
Главный генерируемый вау-структурой контент — визуал, на второе место можно поставить раздуваемые вокруг визуала концептуальные истории различной степени абстрактности. Решение функциональных проблем может отодвигаться на второй план, хоть и не игнорируется.
КРИНЖ-структуры
(на интернет-сленге, «кринж» — нечто низкого качества или вызывающее стыд). В этот ряд попадают структуры, по разным причинам отвергнутые оценочными мнениями. Причём отвергнутые до степени фиксации этого факта при помощи контента. Причиной может послужить, как вариант, чрезмерная экономия застройщика или несоответствие авторского замысла ожиданиям/вкусам конкретного зрителя. Грубо говоря, кринж-структура — это вау-структура со знаком минус.
НОРМ-структуры
Обладают минимальным уровнем ВАУ, при этом зафиксированы в информационном пространстве небольшим количеством контента и положительными отзывами. Любая нонейм-структура, адекватно отвечающая своим функциональным задачам и обладающая близкой для оценивающего зрителя эстетикой, имеет возможность «информационно проявиться» и попасть в эту категорию.
ВАУ, КРИНЖ и НОРМ — оценочные категории. В зависимости от зрителя они могут присваиваться различным структурам в различных комбинациях. К примеру, вау-структуры одновременно бывают и кринж-структурами, что только сильнее колеблет информационное пространство и привлекает внимание.
УТИЛИТ-структуры
Призваны решать проблемы в ключевых точках среды, быть «шестерёнками в механизме». В большинстве случаев, фиксация проблем происходит путём проведения конкурсов, благодаря чему ещё на зачаточном уровне структуры сразу же становятся медийными. Утилит-структуры на стадии конкурсных предложений стремятся как можно сильнее быть ВАУ с целью привлечения внимания. Такая тактика является действенной с точки зрения конкурсной борьбы, но, при неизбежной подгонке идеалистичных виртуальных концепций под требования реальности вау-утилит-структуры имеют высокий риск попасть в разряд кринж.
АКТ-структуры
Эта характеристика применима ко всем типам структур в результате проведения между ними и людьми актов воздействия/взаимодействия, зафиксированных в информационном пространстве. Акты могут быть разных типов в зависимости от характера взаимодействия с медиа. Самый очевидный тип акта вытекает непосредственно из функции структуры — к примеру, если она является местом дислокации важного государственного органа или модным сосредоточением торговли.
Также акт-структуры становятся таковыми в результате случаев, вызвавших колебание информационного пространства, — то есть инфоповодов. Инфоповодом может послужить что угодно: потенциальное уничтожение исторически ценной норм-структуры, повлекшее за собой негодование градозащитников, нанесение на фасад провокационного граффити известным уличным художником, проведение музыкального фестиваля или же искусственно раздуваемая вокруг структуры истерия в интернете.
При присваивании данной характеристики, оценочные категории структуры имеют свойство искажаться. Искажение базируется на контенте, возникающем вследствие акта. Нередко благодаря актам кринж-структуры трансформируются в вау — такой сценарий, например, применим для бывших промышленных пространств, в некоторые моменты становящихся местом проведения крупных мероприятий.
Все перечисленные категории и характеристики не взаимоисключающи и имеют свойство перетекать друг в друга. Так что для более-менее корректного описания структуры в рамках данной системы стоит вводить конкретизирующие условия: определённую группу пользователей/зрителей, контекст места и времени, а также решаемые структурой проблемы.
Цель такой системы — создать условную сцену для описания взаимоотношений между рандомной структурой и людей, её окружающих в реальности и виртуальности. Она не предполагает одновременного обобщённого анализа всей архитектуры и всех людей.
Раздвоенность является характерной чертой современной архитектуры, и основанный на «продукте раздвоенности» (оттиске) подход к характеризации может послужить основой для дальнейших рассуждений о её взаимодействии с медиа. То, в рамках каких понятий оно осмысляется, влияет на восприятие протекающих культурных процессов и, в теории, может дать толчок к появлению новых сценариев взаимодействия наблюдателей-пользователей-зрителей и создаваемой ими и для них раздвоенной архитектурной среды.
- Графика:Андрей Стенюшкин
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: