Окруженная морями информации, давно лишившейся категории истины, архитектура вместе с ее традиционными предназначениями и смыслами постепенно растворяется в неясном тумане будущего. Можно игнорировать эти процессы и утверждать, что архитектура всегда стояла и будет стоять на столпах-аксиомах, подсмотренных у Витрувия и других фундаментальных персоналий, однако грядет нечто, что сподвигнет пересмотреть не только наши с вами взгляды на зодчество, но и на понятие архитектуры в целом. Молодой архитектор Андрей Стенюшкин, сооснователь медиа-проекта СОВМОД, автор и хороший друг издательства, поделился с TATLIN собственным видением архитектуры нашего времени и путей ее возможного развития.
- Текст:Андрей Стенюшкин8 декабря 2017
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Ощущение архитектурного растворения возникает как рефлексия на колоссальное количество информации, которое волей-неволей приходится анализировать, чтобы расценивать свои мысли как актуальные/соответствующие времени. И если взять весь доступный нам ворох данных, тем или иным образом связанных с архитектурой, и отдалиться от него, то мы увидим, что он представляет собой информационный луп — фрагмент, замкнутый в кольцо для его циклического воcпроизведения. Точнее, ленту Мебиуса, по поверхности которой с огромной скоростью, сталкиваясь и перемешиваясь, несутся выдержки из статей, части изображений, публикаций в соцсетях и другого контента. И, что самое главное, в этом потоке постоянно мелькают обрывочные образы, которые потребляются, перерабатываются и бесконечно ретранслируются всеми нами, — резидентами пресловутого лупа, с каждым разом затупляясь и теряя в своих изначальных смысловых качествах, превращаясь лишь в красивую и стильную обертку.
Материальная архитектура нашего времени во многом является оберткой от конфеты, так как для дальнейшей ретрансляции этого вполне достаточно. Все функционально-типологические конфеты уже давно готовы, нужно лишь подобрать наиболее подходящую, произвести некоторые манипуляции, утончённо подать в ярком коллаже и постараться материализовать их, обернув в качественные и дорогие материалы.
Если вам позволит бюджет.
Главный маркер успеха — насколько удачно получившийся контент и продукт сможет вклиниться в информационно-эстетический поток, насколько хорошо он будет смотреться в ленте соцсетей, и на какой строчке в поисковике будет высвечиваться по релевантным запросам. Разумеется, это видение до крайности утрировано, — современная архитектура многогранна и многомерна, но пресловутый луп является ее сердцевиной, позвоночником.
Распространение информации в наши дни децентрализовано, но в контексте архитектуры сформированная ею фигура скорее была бы сферой, заполненной хаосом частиц, нежели лентой Мебиуса, без определенного вектора движения, который задается его акселераторами — авторитетными персоналиями и архитектурными медиа.
Но главными ретрансляторами всё же остаются медиа, отрезающие от потребителя немалый пласт информации, которой не удалось попасть на страницы интернет-порталов или печатных изданий. Эта «потерянная информация» витает в пространстве вокруг ленты, лишь изредка сталкиваясь и образуя небольшие скопления.
За практически полным отсутствием независимых архитектурных сообществ/объединений, способных провоцировать не только дискуссию, но и споры в профессиональных кругах, (в процессе чего, как правило, рождаются новые смыслы) образуется информационная начинка лупа, — статичный кисель вторичных смыслов, легко описываемый набором из пары сотен словесных конструкций. Так как этот кисель необходимо приводить в движение чтобы стимулировать механизмы экономики, у медиа не остается выбора, кроме как активизировать соответствующие механизмы лупа и пускать эти конструкции по линии в общем потоке генерируемого архитектурной сферой контента. В результате мы получаем огромное количество порталов-близнецов, служащих проводниками, пропускающими через себя один и тот же набор информации: публикации, скомпонованные из одних и тех же словесных конструкций; визуальные образы, аналогично собранные из ретранслируемых элементов; даже некий образ поведения, буквально пропущенный через черно-белый фильтр и облаченный в мундир профессиональной субординации.
Положение дел в медиа является зеркальным отражением положения дел в самой архитектуре. Аналогично имея в распоряжении некоторый ограниченный набор архитектурных приемов и образов, мы бесконечно тасуем их, переставляем местами, с пеной у рта пытаемся доказать, что одна комбинация лучше другой, всячески бьемся в попытках родить что-то якобы новое, — но правда, в том, что:
ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ СУММА НЕ МЕНЯЕТСЯ
Архитектурное медиа будто бы подкрепляет это определение. Информационный луп с каждым днем все ускоряется и ускоряется, ускоряется и ускоряется, ускоряется и ускоряется, все сильнее сводя свою смысловую ценность к нулю, заставляя потребителя в стотысячный раз восторгаться стотысячной вариацией на тему стеклянного дома Филипа Джонсона.
Оставив сформировавшихся и опытных представителей профессии за границами последующего тезиса, можно еще раз заявить: новое поколение архитекторов находится на распутье, направления которого растворяются в том самом неясном тумане будущего.
В данный момент мы наблюдаем развитие двух основных сценариев.
1. Неизбежный в контексте информационного лупа умеренный конформизм становится характерной чертой нового поколения; этот конформизм является адекватной реакцией на то киселеобразное состояние культуры, в котором оно находится. В такой роли можно ощущать себя рыбой в воде, — спокойно заниматься делами и быть линейным приемником-передатчиком вторичных смыслов. Но подсознательно (или осознанно) склонный к рефлексии беспокойный разум все же требует некоторого выхода из ситуации.
2. Как следствие, в качестве отдушины для концептуальных изысканий выступает новая волна бумажной архитектуры, по своему смыслу стоящая ближе к чувственной спекуляции, нежели к материи как таковой. И, учитывая специфику времени, правильнее бы называть эту архитектуру не бумажной, а виртуальной. Ну или спекулятивной, кому как больше нравится.
Лента Мебиуса односторонна относительно движущихся по ее поверхности, но трехмерна относительно пространства, в котором она находится. Так и мы, вклинив себя в устаревающие рамки традиционного понятия архитектуры, циклично движемся по плоскости, в то время как вокруг, в трехмерном пространстве, происходит удивительная трансформация окружающего нас мира. То, что действительно волнует и будоражит, витает совсем рядом, — стоит лишь взглянуть наверх.
Не стоит разрывать ленту, но однозначно стоит впускать в нее как можно больше информации извне, чтобы не допустить стандартного для замкнутых систем исхода — деградации и угасания.
Архитектура — это не только стены и крыши, архитектура — это размытая полоса на стыке науки и искусства, призванная служить человеку в его взаимодействии с окружающим миром и самим собой; полоса, включающая в себя широкий спектр специализаций, объединенных, в глобальном смысле, единой задачей.
Формирование и решение этой задачи является сердцевиной нового, третьего сценария, первые ростки которого появляются прямо сейчас на наших глазах.
- Графика:Андрей Стенюшкин
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: