Изумрудный город

Меняется ли восприятие общественных пространств во время карантина? Какое значение приобретают парки и инфраструктура здравоохранения? Эти и другие вопросы рассматриваются на примере Ганновера, одного из самых зеленых городов Германии, где главной ценностью является богатство природной среды.

С середины марта в Нижней Саксонии также, как и в других частях Германии, в связи с распространением covid-19, был введен запрет на любые общественные мероприятия, работу кафе, ресторанов и практически всего мелкого бизнеса, кроме магазинов и аптек. При этом было разрешено гулять по городу семьями или в составе не более двух человек. В отсутствии привычных развлечений, ресторанов, выставочных центров и клубов, ценность парков, скверов, рек и других природных территорий стала особенно заметна. Обычно качество городской среды определяется разнообразием общественных пространств, но в условии пандемии центрами общественной жизни стали парки.

Парк Георгенгартен. До центра города — 12 минут на велосипеде  

В первые недели карантина люди старались сидеть дома, но с приходом тепла, естественно, стали выходить на прогулки, тем более что у многих для этого появилось больше времени. Занятия спортом, катание на велосипеде, роликах, самокатах, прогулки с детьми, рыбалка оказались практически единственным доступным досугом. При этом, если раньше люди собирались на пикники и спортивные активности большими группами, то теперь дисциплинированные горожане начали держать дистанцию. 

Парк Георгенгартен. До центра города — 12 минут на велосипеде  

Стоит отметить, что немцы в принципе любят жить подальше от центра города в частных домах рядом с природой. Поэтому у многих изначально была возможность провести карантин в комфортных условиях. В отличие от стран с жестким карантинным режимом, Германия не ограничила жителей в свободе перемещения и обычная прогулка не стала восприниматься привилегией. Условия новой реальности оказались комфортными для такого города, как Ганновер, с развитыми и разнообразными озелененными пространствами. 

Бар на крыше с видом на Новую ратушу, центр города

Ганновер не самый известный, но относительно большой город по меркам Германии, где в самом крупном мегаполисе — Берлине — живет всего треть населения Москвы. Являясь столицей Нижней Саксонии, Ганновер расположен на севере Германии, его население составляет 532 000 человек. В более широких границах региона живет около 1,2 млн. человек. Ближайшие крупные города — Гамбург и Берлин находятся буквально в полутора-двух часах езды на поезде. 

Согласно рейтингу Morgen Post, Ганновер занимает седьмое место в списке самых зеленых городов Германии с населением более полумиллиона человек. Также он находится на восьмом месте по рейтингу самых крупных медицинских клиник. Население в значительной степени состоит из врачей, чиновников, пенсионеров, студентов и семей с детьми. Это очень спокойный, комфортный и стабильный город. Он вряд ли подходит для активного бизнеса, стартапов, и драйва. Несмотря на то, что в нем базируются штаб-квартиры крупных международных компаний (например, TUI, Continental, Volkswagen, Rossmann) и располагается выставочный центр (Hannover Messe), здесь нет постоянной гонки крупного мегаполиса. Наоборот, Ганновер идеально подходит для здорового и размеренного образа жизни, что оказалось актуально в условиях глобального снижения экономической активности.

Круг в Линдене где снимали рекламу Фольксваген. До центра города — 8 минут на велосипеде

Жизнь в Ганновере совмещает в себе плюсы городской и природной среды. Половина города за пределами центра состоит из частной жилой застройки. Более 65% города — озелененные территории, а значит, 250 м2 приходится на каждого жителя. Через центр протекают две небольшие реки: Има и Лейна, а также город огибает судоходный канал. На юге расположен район с более чем 40 озерами. Главный вид общественных пространств — парки, скверы, аллеи, которые равномерно охватывают весь город, в том числе исторический центр. 

В целом в Германии природа воспринимается как однозначная ценность, а диалог о необходимости бережного отношения к ней на уровне политических и общественных движений ведется постоянно. Иногда даже встречаются неожиданные правила. Например, в Ганновере убийство осы карается штрафом 5000 евро, так как они внесены в список охраняемых насекомых. Поэтому летом заходя в пекарню часто можно увидеть такую картину: сладкие булочки покрыты осами и никто не предпринимает по этому поводу никаких действий. Поэтому заходить за сладким лучше с утра пораньше, как впрочем и за всем остальным: немцы — жаворонки. 

Одно из озер в южной части города. До центра города — 22 минуты на велосипеде

В связи с Ганновером вспоминается концепция «город-сад», предложенная Э. Говардом в 1898 году. Модель «идеального города» на 32 000 человек, где парк является физическим и концептуальным центром. Основная ценность города-сада — его экологичность, расположение жилой и общественной инфраструктуры в природной среде за счет зеленых поясов города. Начиная с 1903 года по всему миру (в Англии, Швеции, Германии, Испании, Израиле, Австралии и России) было реализовано большое количество таких городов. В Австралии, например, городом-садом стала столица Канберра по проекту архитекторов Уолтера и Мэрион Гриффинов, получившая прозвище “bush capital” (лесная столица). 

План столицы Австралии Канберры (слева) и концепция «город-сад» (справа). Источник: Urban planning library

Ганновер в свою очередь никогда не задумывался как город-сад, но по сути сформировался именно таким естественным образом. На карте хорошо видно центральную часть города и пятна застройки, отделенные друг от друга зелеными массивами. Вокруг центральной части города проходит “city ring” — окружная дорога. Частично по ней, а также через парки, лес, пути вдоль рек можно объехать весь город по зеленому поясу, не выезжая на автомагистрали. Помимо парковых зон, даже в центральных районах располагаются участки с дачными домами. Таким образом, для того, чтобы почувствовать себя за городом, пройти сквозь сады, полюбоваться цветниками достаточно пройти всего 20-30 минут в направлении от центра. В таких условиях самоизоляция больше напоминает отпуск. 

Дома напротив Эйленриде в районе Лист. До центра города — 9 минут на велосипеде

Отражение природной среды можно найти в архитектуре города. В Ганновере есть целые кварталы домов в стиле модерн, узнаваемые по своим плавным формам и разнообразным орнаментам стилизованных растений. Всего в городе больше трехсот таких зданий, но странным образом информации об этом культурном наследии крайне мало. Только на одной выставке «Архитектура как медицина» было представлено несколько примеров. В основном здания в стиле модерн это многоэтажные жилые дома, которые есть в каждом районе города.

Пассивные дома в Веттбергене. До центра города — 23 минуты на велосипеде

Следуя стремлению к устойчивому развитию, в 2018 году в районе Веттберген (Wettbergen) закончилось строительство жилого района «Нулевой парк» (Zero:e). Используемая технология пассивного дома позволяет сократить CO2 на 75%, а оставшиеся выбросы сокращаются по программам компенсации.  

Рапсовые поля в Алеме (Ahlem). До центра города — 24 минуты на велосипеде

Ландшафт Ганновера — его основная ценность, а ключевая особенность зеленых зон — их связанность. Возможность перемещаться из одного конца города в другой по широким озелененным территориям упрощает социальное дистанцирование. В Ганновере нет ни «каменных джунглей», ни узких средневековых улиц. Наибольшая плотность застройки — в центре города, при этом в нем располагается всего около 10 высотных зданий высотой до 100 метров. Большинство улиц города озеленены деревьями или палисадниками. Всего в Ганновере около 45 000 деревьев и каждый год высаживается от 500 до 750 новых, а их вырубка в результате засушливого лета или естественного отпада становится предметом газетных заголовков. Администрация города вырубает поврежденные деревья, чтобы они не угрожали движению машин и пешеходов. Это в свою очередь вызывает гражданские протесты, поэтому с 2002 года существует общество защиты старых деревьев, а кроме того, каждое дерево перед вырубкой проверяется специальным экспертом.

Деревья в Георгенгартене. До центра города — 12 минут на велосипеде

Растения и деревья в парках подобраны как палитра красок: рядом со светлой зеленью лиственных деревьев соседствуют фиолетовые кроны алычи, белые яблони, желтая кассия, красные клены, оливковые платаны, сирень, нежно-розовая магнолия, всполохи красных тюльпанов среди посевного газона, полевые цветы и злаки вдоль рек. Такие разнообразные парковые зоны способны восполнить, например, походы в музей, обеспечивая не меньшую гамму впечатлений. Ганновер как ландшафтный музей под открытым небом, где есть свой «Остров цветов» Моне, «Утиный пруд» или «Весна» Ренуара.

Парк около Новой ратуши и озера Машзее

Такое богатство типов растений и деревьев идет на пользу не только эстетической привлекательности города, но и эко-среде. Это создает биоразнообразие мелких насекомых, а за ними и грызунов, птиц и более крупных животных. В парках часто можно встретить гусей, белок и кроликов, которые на равных сосуществуют с людьми. 

Ганновер — велосипедный город: 530 км велодорожек в черте города и около 1000 км в округе, из которых треть проходит через зеленые территории. По ним можно доехать в соседние города и пригороды. В центральных районах велодорожки достаточно узкие, поэтому из-за необходимости соблюдать дистанцию проще ездить через парки. В условиях карантина удобной оказалась возможность объезжать весь город по зеленым территориям, не выходя на городские магистрали. Один из наиболее простых и приятных окружных маршрутов занимает около трех часов.

Вид на яхт-клуб Машзее

Маршрут можно начать от центрального парка с озером Машзее (Maschsee). Оно протянулось от центра города к югу на три километра. В южной части парк переходит в «зеленые легкие» города — лесопарк Эйленриде (Eilenriede) площадью 640 гектар. По официальным данным, в Эйленриде можно встретить оленей, хотя тонкий высокий лес и мягкий зеленый ковер больше ассоциируются с тропой эльфов. Лес охватывает сразу несколько районов. Проехав по нему можно оказаться в восточной части города, обогнуть медицинский парк и добраться до окружного канала. Он огибает город и идет дальше на северо-запад. 

Лесопарк Эйленриде

На севере города в районе Виннхорст (Vinnhorst) вдоль канала расположен еще один участок леса с детским городком. Из-за того, что все детские площадки на время карантина закрыли, семьи стали больше времени проводить в лесопарках или выезжать за город. Дальше по каналу расположен другой участок леса Мариенвердер (Marienwerder) и парк XVIII века (Hinübersche), где также любят гулять семьи с детьми. 

Парк Хинубершер. До центра города — 36 минут на велосипеде

Повернув вдоль Лейны обратно в сторону центра города, можно проехать в район Херренхаузен (Herrenhausen) и попасть в одноименные королевские сады. Ландшафтный парк Херренхойзен (Herrenhauser Garten) — это главная достопримечательность города, он состоит из четырех участков. Центральная часть — барочный сад, созданный в XVII веке при летней королевской резиденции. В конце лета здесь ежегодно проходит фестиваль салюта. Напротив расположен ботанический сад Берггартен (Berggarten) с оранжереями и океанариумом. 

Королевские сады.  До центра города — 15 минут на велосипеде. Источник: European gardens

Дальше в сторону центра мимо института Лейбница ведет двухкилометровая аллея. Вдоль нее находится английский парк Георгенгартен (Georgengarten), названный в честь короля Англии Георга IV. Обычно в садах Херренхойзен на прогулки, пикники, спортивные игры, концерты на открытом воздухе собирается масса людей. В условиях карантина людей стало меньше, но это по-прежнему одно из любимых мест притяжения. Проехав Георгенгартен, по кольцевой дороге или вдоль реки Лейна можно вернуться в начальную точку маршрута, парк Машзее.

Летний королевский дворец Херренхаузен

Одной из ключевых предпосылок для формирования комфортной городской среды в Ганновере является стабильное историческое развитие. Ганновер начал формироваться с конца XII века и получил статус города в 1241 году. В XIV веке он вступил в Ганзейский экономический и политический союз, что положительно повлияло на рост населения и торговли. Будучи столицей земли, Ганновер при этом не являлся центром каких-либо разрушительных военных действий вплоть до бомбежек второй мировой войны. 

Панорама города, вид с Новой ратуши

Не будучи центром политической или экономической жизни, Ганновер при этом развивался как королевская резиденция, сохраняя высокий уровень жизни и качество среды. Структура города, заложенная на разных этапах формирования, включает как свободную планировку так и регулярную сетку улиц. В XIX веке при главном архитекторе Георге Лавесе был реализован ряд значимых объектов: центральный вокзал, здание оперы, центральные улицы Георгсплатц и Кенигштрассе и др. Лавес в течение 50-ти лет занимался развитием города, придерживаясь неоклассического стиля.  

Вид на Маркткирхе, центральная часть города

Во время второй мировой, как и большинство крупных городов Германии, Ганновер был разрушен наполовину, 90% разрушений пришлось на центр города. Несмотря на это, значительная часть структуры застройки и внешний вид были восстановлены и город сохранил идентичность. Для возрождения экономической активности с 1947 года в Ганновере организовали ежегодную международную выставку. В 1952 году был открыт аэропорт Лангенхаген, построенный как резервный аэродром для Берлина с двумя взлетно-посадочными полосами. 

«Медицинский парк» рядом с MHH. Источник: hannover.de


Стоит отметить, что правительство города и сами жители не стремятся к резкому экономическому росту и активному развитию, как это происходит, например, во Франкфурте или Мюнхене. Наоборот, для местных жителей размеренный образ жизни и сочетание природной среды с городской инфраструктурой составляют уникальность и ценность города. Более того, в 2019 году мэром стал член «Зеленой партии», набирающей популярность в Германии и ориентированной на устойчивое развитие.

Вид на университет Лейбница. До центра города – 9 минут на велосипеде

Такое отношение во многом обусловлено демографическим составом населения. В городе живет большое количество врачей, научных сотрудников и студентов. В сфере здравоохранения округа занято более 65 000 человек, а многие из 50 000 студентов учатся в институте Лейбница, где образование сфокусировано преимущественно на естественно-научных дисциплинах. Имея сильную научную и медицинскую базу, город оказался подготовлен к карантину и потенциальной нагрузке на сферу здравоохранения. До коронавируса и закрытия границ в Ганновере был развит медицинский туризм. 

Вид на Гослар и центр города

В связи с закрытием международных границ на время карантина осталась возможность перемещаться только внутри страны. Так наиболее доступным для поездок стал ближайший округ Ганновера, тем более, что в нем есть невероятно красивые центры природного и культурного наследия. Город окружен живописным ландшафтом с интересными небольшими городами. Например, сказочный Гослар, известный еще как «город ведьм» с сохранившейся фахверковой застройкой, внесен в список объектов ЮНЕСКО.  

Вид на Лейну. До центра города – 6 минут на велосипеде

На примере Ганновера видно как качественная городская среда сформировалась благодаря сочетанию факторов. Равномерное историческое развитие обеспечило постепенный рост города. Экономические ресурсы позволили сохранить высокий уровень жизни. Правящая элита, которая вкладывалась в развитие города, правильные политические решения и наличие городского планирования обеспечили стабильность, связанность и стилевое единство. Особенности демографического состава населения сформировали запрос на качественные городские сервисы и сильное здравоохранение. Все это привело к формированию города для жизни, города у которого есть душа, в котором сохранен баланс работы и отдыха. Будучи достаточно крупным для развития производства и бизнеса, он при этом дает возможность сосредоточиться на базовых ценностях, особенно важных в новой реальности: семье, здоровье, окружающей среде. 

Ботанический сад Берггартен.  До центра города – 15 минут на велосипеде

Инициатива создания и развития городской среды в крупных городах часто идет сверху от администрации или крупных девелоперов. Если экономический рост происходит резко, то трущобы быстро превращаются в элитные районы, создавая комфортную среду напоказ, доступную ограниченному количеству жителей. В Ганновере такая среда сформировалась естественно и равномерно, став ключевой характеристикой всего города. Как показало время, кризис оказалось пережить гораздо проще, в естественной, чем в искусственно созданной среде. 

Дискуссии в городском планировании часто возникают вокруг различных подходов к созданию комфортной городской среды. У многих крупных городов как правило нет временного ресурса, а развитие общественных пространств и рекреационных территорий догоняет экономический рост. В этой связи возникает вопрос, можно ли использовать опыт Ганновера как пример успешного городского развития или он отражает «секрет английского газона», который необходимо стричь в течение 300 лет? В любом случае, жизнь в «Изумрудном городе» дает силы в сложное время, позволяет продолжить интеллектуальную деятельность и вызывает чувства к окружающему миру.

Королевские сады.  До центра города – 15 минут на велосипеде

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: