Город после пандемии

Мир продолжает бороться с быстрым распространением вируса, вынуждая людей оставаться дома, перемещаться короткими перебежками и свести к минимуму любое живое общение. Неизбежно возникает вопрос: как изменится планета после окончания пандемии. Очевидно, что нас ждут изменения, во многом парадоксальным образом противоречащие друг другу.

Города 

Люди сегодня живут в городах, и маловероятно, что эта ситуация глобальным образом изменится. И тем не менее, пандемия показала, насколько уязвимы жители мега- и гигаполисов, где скученность ведет к валу заражений. На сегодняшний день изоляция и дизагрегация представляют собой главные способы борьбы с распространением инфекции. В выигрышной ситуации оказываются люди, живущие в маленьких городах и в частных загородных домах. Означает ли это, что в будущем мы будем наблюдать значительный отток населения из городов в пригороды и сельскую местность? Архитекторы в этом не уверены. 

Децентрализация городов — это то, над чем работают архитекторы и урбанисты сегодня, и что продолжит развиваться в будущем. Близость к месту работы больше не является существенным фактором при принятии решения о том, где жить, и жители крупных городов при покупке жилья все чаще делают выбор в пользу удаленных районов, где стоимость квадратных метров ниже, а качество жизни — выше. В то же время, увеличение плотности населения в городах — важный шаг на пути к экологической устойчивости. Такие города более энергоэффективны с точки зрения низкого уровня теплопотерь. 

Тем не менее, велика вероятность того, что урбанистам придется искать принципиально новые архитектурные решения для жилых домов и жилых комплексов, в которых люди смогут спокойно общаться и вести привычный образ жизни. Даже высокоплотные структуры могут создаваться комфортными, с выверенным балансом частной и общественной жизни и всеми необходимыми для жизни сервисами. Подобные проекты уже реализуются в локациях с высокой плотностью населения: в Нью-Йорке, Лондоне, Сингапуре, Гонконге. 

Сергей Никешкинпартнер и главный архитектор бюро «Крупный план»:«Уже сегодня большая часть жилых домов и комплексов проектируется таким образом, чтобы первые этажи зданий были нежилыми и отдавались под коммерческие помещения: стрит-ритейл, образовательные центры, услуги, кафе, спортзалы, развлечения, коворкинги. Это работает на архитектурный образ зданий, позволяет создавать живое городское пространство, уютную улицу, встроенную в жизнь города. Во многих комплексах, помимо прочего, проектируются внутренние дворики, открытые площадки на различных уровнях и крышах. В зависимости от климата это могут быть озелененные террасы, спортивные площадки и даже компактные парки или сады. Подобная организация пространства дает жителям возможность бывать на свежем воздухе, поддерживать физическую форму, соблюдая социальную дистанцию». 

Технологии 

Как показывает практика, эпидемия — это в том числе и двигатель прогресса, стимулирующий стремительное развитие высоких технологий и усовершенствование различных инженерных систем. 

Амир ИдиатулинГенеральный директор IND architects«Пример из истории. Набережная Виктории вдоль Темзы входит в число главных достопримечательностей Лондона. Однако мало кто знает, что она была построена в 1870 году по проекту сэра Джозефа Уильяма Базальгетте, одного из лучших британских гражданских инженеров того времени, для борьбы с эпидемией холеры. В середине 50-х годов XIX века эта болезнь унесла жизни более 10 тысяч лондонцев. В результате возникла острая необходимость в модернизации существующих канализационных систем. Благодаря инженерным решениям Базальгетте у города появилась возможность безопасно спускать сточные воды вниз по реке, не пересекаясь с источниками питьевой воды. Когда беда наконец миновала, в прибрежной зоне отремонтировали дороги и разбили два больших общественных сада, которые и сегодня пользуются огромной популярностью у местных жителей и туристов». 

Активное использование «больших данных» может стать и благом, и угрозой в будущем. С одной стороны, уже сейчас понятно, что «умные города» наиболее безопасны с точки зрения общественного здравоохранения и эффективны в период эпидемий, сходных с нынешней. 

Амир ИдиатулинГенеральный директор IND architects«Южная Корея — одна из стран, больше всего пострадавших от COVID-19. В то же время, в ней зарегистрировано минимальное количество смертельных случаев. Это стало возможным благодаря передовым технологиям: специальные программы фиксируют и публикуют в общем доступе передвижения инфицированных людей». 

Экология 

Экологичное строительство — одна из главных мировых тенденций. Проектировщики и инженеры ведут постоянный поиск энергоэффективных решений, выбирают экологичные материалы. По мнению Амира Идиатулина, важным трендом может стать безопасность с точки зрения защиты от инфекций: использование легко очищающихся материалов и материалов с антибактериальным покрытием, обновление инженерных систем, обеззараживающие воздух установки. 

С другой стороны, пандемия коронавируса может нанести существенный урон курсу на экологию. Например, уже сейчас в мире получает распространение повсеместный отказ от многоразовой упаковки в пользу неэкологичного одноразового пластика. Кроме того, не исключено, что вернется всеобщая автомобилизация. 

Сергей Никешкинпартнер и главный архитектор бюро «Крупный план»:«После Второй мировой войны в мире начался расцвет автомобилестроения. Автомобилизация активно развивалась до недавно времени, в том числе и в России, до момента, когда начал набирать популярность тренд на экологию. Развитие общественного транспорта, в том числе экологичного (электробусы в Москве), появление новых форматов такси, переход многих горожан на велосипеды и самокаты — все это актуальная реальность. Теперь же оказалось, что самым безопасным с точки зрения защиты от вируса снова становится автомобиль. Конечно, все зависит от того, как долго продлится эта ситуация. Но вполне вероятно, люди решат, что поспешили отказаться от личных автомобилей».
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: