Гармоничность и контрасты в архитектурном ансамбле

Важным разделом развития архитектуры является формирование целостных градостроительных образований, включающих в себя разные и нередко противоположные элементы. Признаком такого единства является архитектурный ансамбль, в котором целеустремленно сочетаются все стороны сложного процесса связей многих данностей и факторов в одном — полностью завершенном. Чтобы ансамбль приобрел художественную целостность, в нем должны получить воплощение многие средства композиции, в том числе соразмерность, контрастность, уравновешенность, масштабность, ритмичность, силуэт, пластика, цвет и ряд других.

Одной из важнейших проблем, решаемых при формировании ансамбля, является достижение единообразия и контраста образующих его элементов. А это во многом связано с задачей творческого сочетания архитектуры и природного окружения.

Природная скала Афинского Акрополя и творения Иктина и Калликрата образуют такое сочетание природного и искусственного, которое уже является творчески единым произведением. Это единство присутствует также в ансамблях Рима, Петербурга, Ростова, Владимира, Суздаля...

В этом плане кажется уместным пример из современной физики. Основой микромира ученые считают бесконечно малые частицы — кварки, причем законченность каждой его системы составляет комплекс из трех кварков как элементов структурирующих определенную систему. Однако за последние годы физики пришли к выводу о наличии так называемого четвертого кварка, названного ими «очарованный», и полагают, что только его участие делает систему полностью завершенной. 

Панорама московского Кремля

Архитектуре нередко недостает этого «кварка», т. е. того, что творчески связывает и делает законченным произведение подлинного искусства.

Иоганн Вольфганг фон Гёте«Искусство не стремится состязаться с природой во всей ее широте и глубине, оно держится на поверхности явлений природы, но у него есть своя собственная глубина, своя сила, которая фиксирует высочайшие моменты этих явлений, обнаруживая то, что в них закономерно, — совершенство целесообразных пропорций, вершину красоты, достоинство смыслового значения» 

Неотъемлемое качество ансамбля — согласованность участвующих в нем элементов, взаимодействие их как на основе нюансных связей, так и на основе контраста. Этими двумя основными типами связей достигается гармоничная целостность ансамбля. И чем более художественно едины и гармоничны образующие ансамбль элементы, тем сильнее психологический эффект их воздействия на человека.

Проблема гармоничности связана с требованием осуществить единство и многообразие в их наиболее четких ассоциациях и применительно к искусству ансамбля.

Бесспорно, что всесторонний учет природного окружения является одним из главных условий, при котором градостроительный комплекс приобретает законченный художественный образ и колорит. Это тем более существенно при повторяемости современных зданий индустриального типа, которые вступают в контраст и вместе с тем в архитектоническое единство с окружающей их средой. 

Площадь дворца культуры в Навои

Непреходящее величие ансамблей Ленинграда — прежде всего в их неразрывном единстве с природным окружением. В этом городе со всей силой проявились противопоставление архитектуры природной среде и одновременно полное гармоническое единство с ней. Открытые на огромное пространство Невы площадь Декабристов и Стрелка Васильевского острова ведут диалог с целой системой внутренних ансамблей — Дворцовой площадью, улицей зодчего Росси, площадью Островского и другими.

Великолепное созвучие, а также контрастные сочетания башенных композиций и протяженных, ритмически повторяемых архитектурных мотивов — одно из замечательных черт ансамблей Ленинграда.

Андрей Константинович Буров«В конце концов Ленинград красив именно однообразием своих улиц, которые служат «средой» для уникальных индивидуальных сооружений»

Поэтическое восприятие Пушкиным архитектуры Ленинграда отразилось не только в оценке целого, но и в деталях, подчеркивающих значение этого целого. «Строгий стройный вид» города нашел отклик в таких частностях, как «оград узор чугунный» и других.

Подлинный ансамбль основывается не на простом противопоставлении одной части городских образований другой, менее значительной, а на гармонически целостном их сочетании. Проблема взаимосвязи между объемами разной высоты и формы всегда стояла перед архитекторами, но она приобрела особую остроту в современной архитектуре с ее практически неограниченными техническими возможностями.

Существует взгляд, что в современных условиях, при скоростном транспорте и динамике всей жизни, впечатления от восприятия города в целом и его отдельных зон настолько стушевываются, что характер зданий, их высота, пластика, цвет уже не играют важной роли. Взгляд этот представляется, по меньшей мере, спорным. Разное в одном — так кратко можно определить подлинный характер и смысл ансамбля. Многообразие и единство выражаются диалектически, в определенной противоречивости и одновременно в сочетании, при которых определяется идея ведущего и ведомого, уравновешенного и нарушающего равновесие. 

Здание СЭВ в системе застройки Калининского проспекта и зоны Москвы-реки

Современный город обладает двумя противоположными чертами — почти полной бесконтрастностью, нивелирующей характер застройки, или, наоборот, хаотической безудержной контрастностью. В крупнейших городах современности, таких, как Нью-Йорк и Чикаго, гипертрофия контрастности привела к гигантскому, далекому от искусства архитектуры нагромождению зданий и сооружений, созданных по принципу «кто выше».

Ставя вопрос о контрасте как одном из композиционных признаков в архитектуре, мы не абстрагируем эту проблему от таких, не менее важных, как симметрия и асимметрия, масштабность, уравновешенность и др. Противоположность контрасту — архитектурный повтор, архитектурный ритм, нарушаемые в целях создания законченной архитектурной композиции. Современная архитектура таит в себе признаки значительной ритмичности и в малой степени — контраста. Нередко угнетающее однообразие застройки возникает именно в силу непрерывного повторения объемов, однозначных по силуэту, пластике, форме, цвету.

По принципу контраста сооружений и среды был создан ансамбль пирамид в Гизе — эти искусственные горы контрастно противопоставлены бескрайним просторам пустыни и водному зеркалу Нила; средство связи между высеченным в скале большим сфинксом и пирамидами решено масштабным единством, а малые пирамиды, подчеркивая героический масштаб больших, устанавливали масштабное единство с человеком и определяли слитность всего ансамбля с окружающей средой.

Необходимость контрастных сочетаний была хорошо выражена Л. Б. Альберти: 

Леон Баттиста Альберти«Мне хотелось бы там, где я расположил бы город, к горам придать равнину, а к ровным местам холмы».

Принцип контраста нашел свое блистательное воплощение в ансамбле Акрополя в Афинах. Пригласив зрителя к строгому объему Пропилей, чтобы затем, пройдя мимо гигантской скульптуры Афины, он увидел в сильном ракурсе наиболее величественный объем — Парфенон, греки показали удивительную способность привлечь контраст в качестве одного из важнейших факторов зрительного воздействия. Это контраст мужественного Парфенона и женственно изящного Эрехтейона, сложного по плану и силуэту и во всем противоположного Парфенону, но составлявшему с ним великолепный дуэт. 

Ансамбль центральной площади Берлина (ГДР)

Многие ансамбли русского национального зодчества создавались именно с условием контрастного их сопоставления по высоте, протяженности, цветовому и пластическому приемам.

Андрей Константинович Буров«Тектоничность, пластичность формы, изобразительное богатство, насыщенность цветом, человечность масштаба и современность — это и есть стиль русских в архитектуре» 

 Кремлевская башенная симфония — выдающееся, единственное в мировой архитектуре сочетание контрастирующих объемов, и это поразительное по мастерству сочетание образует искусство разного в художественно завершенном целом. Контрасты форм, пластичности, цвета, высоты и протяженности — все они в каждом ансамбле индивидуальны и выражают ту конкретность среды и те творческие задачи, какие поставил перед собой архитектор.

Ансамбль — это прежде всего целостность. И. В. Жолтовский писал: 

Иван Жолтовский«Ансамбль как целостность — не просто сумма однородных или разнородных элементов, а некое органическое целое, в котором все части так подчинены этому целому, что их форма, размещение и взаимное расположение дают нам наглядное представление о той закономерности, которая определяет их отношение к целому и друг к другу...».

Условно можно установить два вида контрастов: «микроконтрасты» и «макроконтрасты». Первые определяют характер разных и одновременно однородных черт, например в архитектуре жилища; вторые принадлежат к более активным соотношениям между жилыми группами и общественным центром, связывающим эти группы в композиционное целое. Можно также говорить о микро- и макроструктурах городской системы в художественно-эстетическом ключе, отдавая себе отчет, что не только контрасты, но и нюансы — архитектурные «одинаковости» обладают не меньшей силой воздействия. И именно системность, и предельная организованность определяют возможность создания подлинно художественного целого.

С системой формирования ансамбля связана проблема его целостности и архитектонического единства, определение разницы между большим и значительным, между плоским и пластически сложным, одноцветным и активно-колористическим, поскольку все эти антиподы — одновременно и союзники в архитектуре; основная тема ансамбля пронизывает ее полностью, подчиняя себе отдельные частности, создавая неразрывное единство. Таковы симфонии Бетховена, Чайковского, Рахманинова. В содержание 6-й симфонии (Патетической) П. И. Чайковского входит неразрывной составляющей тема радости и света — не будь этого, было бы невозможно выразить всю трагедийную сущность этой симфонии.

При этом вопрос доминантности практически существует постоянно и без его решения невозможно понять существо целостности в формировании ансамбля. Искусство градостроительства не может быть сведено к сумме различных формальных приемов, какими бы острыми они ни были. Существо роли доминирующего объема в окружающей среде состоит в том, что композиция и форма одного или нескольких произведений архитектуры, занимая особое положение и наделяясь своей собственной характеристикой, образуют силой контрастной противопоставимости единство и гармоничность. 

Кроме закономерных требований о наиболее рациональных решениях зданий и сооружений различного назначения и характера, надо подчеркнуть значение их взаимосвязи. Сочетание, одинаковость, повторение и одновременно контраст необходимы и неизбежны, если мы не хотим получить простую сумму разнородных объемов, не связанных идеей подлинной целостности.

Гостиница «Националь» на улице Горького в Москве — пример ошибочного понимания проблемы контраста и доминантности. Здесь высотное здание отеля в ряду разных зданий начала улицы Горького оказалось однозначно случайным, не связанным с окружением ни единством, ни контрастом.

Иной пример — здание СЭВ; оно образует композиционное начало и доминантность на вновь созданном проспекте Калинина, причем между этим и соседними зданиями существует та органическая взаимосвязь, которая создает условия целостности и гармонии. 

Сверхурбанизм и хаотичное нагромождение объёмов в современной архитектуре США

В эпоху феодализма строились города, славящиеся системой пространственной организации на основе принципа единства. К их числу может быть отнесен, например, Париж; еще до того, как был сооружен господствующий в его ансамбле Собор Парижской Богоматери, здесь уже существовал город с характерной для западного средневековья жилой застройкой. Над морем островерхих кровель, башенок и шпилей, над узкими улочками и тупичками возвысилась композиция собора, по своему характеру контрастная и одновременно родственная окружающей среде; возникнув из окружения, выйдя из него, вертикаль собора стала главенствующей.

Особую роль приобрел принцип контраста в русской архитектуре. Храмовые комплексы Ростова, Новгорода, Владимира, Суздаля, Ярославля — замечательные примеры контрастно-нюансных сочетаний по силуэту, пластике, цвету. Еще до сооружения первого готического собора в русском градостроительстве уже были созданы выдающиеся образцы, такие, как ансамбль Новгорода, который сохранил очарование своей древней красоты. Гордость русского народного творчества составляют деревянные храмы, решенные по принципу единства главенствующего сооружения и среды — это ансамбли в Кижах, Кондопоге и другие.

Рассматривая проблему контраста образующих ансамбль элементов, необходимо учитывать, что речь идет прежде всего об их единстве, о формировании архитектурного целого, ибо основной признак ансамбля — это согласованность участвующих в нем элементов, взаимодействие на основе не только контраста, но и нюансных переходных связей, образующих гармонические созвучия.

«Очарование и неповторимость» (3. Гидион) должны стать подлинными чертами комплексной архитектуры. Реальность среды, преломленная через призму опыта и восприятия — эта реальность становится и поэтической, если учитываются все факторы и условия формирования архитектурной целостности.

От прозаического и обыденного к поэтизации архитектуры и среды — это не призыв к идиллическому восприятию, а трезвый взгляд на принцип формирования ансамбля как высшего проявления искусства зодчества.

Чувство равновесия, логика сочленений и их художественная общность сказываются не только в симметричных композициях. Свобода взаиморазмещения объемов предопределяет более широкий диапазон связей, включающих в себя пространственную среду как важнейший фактор, цементирующий разные и непохожие объемы в одно целое. Современная архитектура противопоставляет равновесию масс с явно выраженными осями симметрии — равновесие асимметричных форм, контрастное их сочетание, что отвечает условиям восприятия целого.

В ансамблевых построениях исторического прошлого можно проследить три основных признака силуэтных композиций: преимущественное наличие горизонтальных направлений и связанных с ними форм архитектуры (античность); господство высотных композиций и контраст между ними и фоновой застройкой (готика); сочетание вертикальных и горизонтальных форм (ренессанс, классицизм).

Горизонтальные композиции характерны для условий сложного рельефа как противопоставление ему; примером может служить тот же Афинский акрополь. Общая активная силуэтность свойственна решениям для плоских территорий, что нашло яркое отражение в архитектуре ансамблей Ленинграда. Воздействие статических или динамических ансамблей различно и в каждом отдельном примере является результатом сложного влияния.

Свойства пространственной структуры ансамбля рассчитаны на определенный строй психологического воздействия: в одних случаях она строится по принципу медленного нарастания и углубления зрительной информации (такая структура дает развернутый ряд визуальных характеристик, развитый во времени); в других — используется прием броского выразительного акцента, как бы константная зрительная оценка, с последующей детализацией основной темы. В каждом из этих принципов прослеживаются тот или иной конкретный тип построения гармоничной, целостной системы и ее своеобразие.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: