Первая стадия свободы

Расширение частного сектора в позднесоветской экономике привело к созданию нетипичных условий занятости и труда. Неясные перспективы в конкурентной борьбе, как и сосуществование с административным аппаратом, вызывали сдержанную оторопь, вкупе с притягательным обаянием новизны. Всё вместе – волнение. Герои данной статьи – люди склонные волноваться.  

Споры о возможности и целесообразности существования проектных организаций, альтернативных государственным, стали сегодня анахронизмом. Тем не менее можно вспомнить, что всего два года назад ушедших из проектных институтов считали смельчаками или авантюристами. Их обвиняли во многих грехах – от пресловутой «жажды наживы» до «низкого уровня работ», которые ещё не успели появится. Многие грозили кооперативам скорой гибелью. Позже популярным стало сетование на отток из проектных ведомств талантливых и деятельных специалистов. Теперь споры поутихли. Что спорить с реальностью. Кооперативы, творческо-производственные объединения, персональные творческие архитектурные мастерские – известные нынче формы организации архитекторов, меняя названия и статусы, лавируя в нынешней смутной системе нашего экономического и юридического неустройства, тем не менее существуют – проектируют и даже строят. Сегодня их будущее зависит не столько от личных качеств организаторов, сколько от общего состояния нашей экономики, общегосударственных изменений в самых разных сферах — от налоговой политики до просто политики, что, уточним, тоже зависит от чьих-то личных инициатив. И тут сложно что-либо прогнозировать. Вряд ли кто отважится утверждать, какие именно изменения произойдут в стране за те месяцы, пока наш журнал будет напечатан и дойдет до читателя. События происходят, стремительно и на психологическую адаптацию времени не оставляют.

Ощутимые права, полученные архитекторами в результате их частичной эмансипации, — это выбор объектов (рынок заказов пока существует и требует насыщения), возможность формировать коллективы на основе личных симпатий и в оптимальном количестве, а также распоряжаться заработанным. Упомянем и главное достояние свободного человека – ответственность за содеянное.

Сегодня мы представляем три таких коллектива, существующих всего два года, но уже обретших собственное лицо, просматривающееся в готовых работах, — это, на наш взгляд, безусловное достижение, учитывая, что этот короткий срок был наполнен не только профессиональной деятельностью, но и организационной, и финансовой неразберихой, бытовыми (помещение, мебель, материалы) неурядицами, отсутствием психологического комфорта в общении с местными властями, неоднозначным, отношением коллег, претензиями смежников, настороженным вниманием экспертизы и многими другими неблагоприятными факторами, с которыми сталкивается каждый, кто начинает собственное дело вынужденно, не имея ни опыта, ни уверенности в завтрашнем дне.

Мастерская Бориса Шабунина

Организована летом 1989 г. в составе объединения "Среда”, сейчас работает самостоятельно. В ее составе — архитекторы Ольга Каверина, Алла Феоктистова, Михаил Дмитриев и, естественно, Борис Шабунин. Представляет проект индивидуального жилого дома с пристроенными учреждениями культурно-бытового обслуживания в г. Набережные Челны в типовой 14-этажной застройке микрорайона № 19.

Эйфория свободы от проектного ведомства купируется первым же погружением в реальность практики.

Пройдя этап разочарований при столкновении с теми же нормативными ограничениями, перебрав по-прежнему скудный арсенал технических средств и осознав, что преграды на пути развития технологий стоят на том же месте, с грустью были вынуждены констатировать, что ничего, кроме того, что уже имеем, у нас нет.

При по-прежнему связанных руках и освобождающейся голове, похоже, единственное завоевание — отношение (объективизированный взгляд) к собственному детищу.

По мере осознания этого и признания объективным фактором в процессе проектирования обнаруживается новая реальность, концептуальный признак которой хотелось бы сформулировать как эпитафию ведомственному ампиру и иллюзиям постмодернизма заодно.

Фото-альбом: Шабунин

Проекты мастерской Б. Шабунина

Машина марки "А-2”

Михаил Меркулов, Борис Шаталов, Владимир Якубчук

О том, что наши взгляды и интересы совпадают, мы догадались еще в студенческие годы, выполняя разовые совместные работы, но уже тогда стали думать о том, как сделать проектирование системой, где главное — творчество. Семь лет мы искали форму "машины для архитектора”. Содержание было очевидным: сам выбираешь заказ, определяешь сроки, распоряжаешься финансированием, выбираешь смежников и сам за все отвечаешь. Пробовали всякое: от "комсомольско-молодежных” бригад в проектном институте и бригады в "Архпроекте” до группы в службе главного архитектора города и проектного отдела в строительном кооперативе. Но всюду архитектор был лишь исполнителем, так или иначе подчиненным не зависящим от него обстоятельствам. Время позволило неплохо разобраться в недостатках существующей системы проектирования: "всеядность” тематики, раздутые штаты с множеством "посредников”, бесправие проектировщиков, неразбериха со смежниками, невозможность создания прочной "проектной команды”, составление графиков проектирования не в интересах объекта, но в пользу плана. Это барьеры, которые в сложившейся системе не перешагнуть. И мы ушли из этой системы, оставив ей ее препятствия, а на свободном месте стали строить свою машину, которую назвали "Кооперативная проектная мастерская "А-2”.Ее данные:

создана в июне 1988 г. в Красноярске;

работает в области проектирования жилых и общественных зданий, городского дизайна;

состав: три архитектора, три конструктора, один художник, один программист, один фотограф, три человека обслуживающего персонала, до десяти внештатных сотрудников;

за два года выполнено более 40 проектов, в том числе более 20 жилых и общественных зданий, а также ряд ТЭО, перспективных разработок;

Участие в 2—3 конкурсах в год.

Так, мы едем в собственной машине, которую сами построили, и сами рулим, соблюдая, конечно, довольно строгие и не всегда разумные правила проектного движения. За неполадки и нарушения отвечаем тоже сами.

Теперь о том, куда мы едем.

Не умаляя значения понятия, стоящего за словом "ансамбль”, скажем, что каждый новый объект — это уже вещь сама по себе, как бы отдельная фраза с точкой, хотя всегда не последняя. Думаем о вписывании в среду. Эту среду в большинстве случаев в нашей практике приходится брать за "ноль”, в расчетах тогда существенны только люди. Сегодняшний взгляд на проблему гармонизации среды сформулирован нами в аннотации нескольких работ для выставки "Урбанита-90”: ”... мы живем в свое время. Нас окружает немая архитектура эпохи Вульгарного Урбанизма, обступившая бетонными стадами драгоценные островки исторической застройки, где старые дома говорят и умеют слушать друг друга. Если ты хочешь сказать свое слово в беседе этих убеленных сединой мудрецов и надеешься быть правильно понятым, трижды подумай и сделай, как мы: развивай свое красноречие там, где любая твоя фраза будет лучше немоты стандартных районов. Мы делаем говорящие дома. Это один из способов вынуть вату из ушей наших городов. ...”.

Фото-альбом: А2

Проекты кооперативной мастерской А-2

Кооператив “АДС”

Руководитель Евгений Гришинчук

Мы организовались в 1988 г., и на сегодняшний день кооператив спроектировал 35 объектов разного масштаба. Все они или строятся, или уже построены и в Москве, и в провинции. “АДС” расшифровывается как “архитектура, дизайн, строительство”. Первоначально мы назывались кооперативом, но ни с кем не кооперировались, т.е. была моя персональная мастерская с семью постоянными сотрудниками, в том числе бухгалтером и фотографом. Конечно, мы привлекали к работе и смежников, и других архитекторов, но только тех, в чьих профессиональных и человеческих качествах я был уверен. Сегодня в состав кооператива входят ещё две персональные мастерские с независимой и даже отличной от нас творческой направленностью, так что сейчас мы действительно кооператив.

На мой взгляд, мы точно ощущаем своё место в профессиональной действительности. Мы угадываем потребности сегодняшнего и завтрашнего дня, занимаемся в основном проектированием малоэтажного жилья и кварталов из него, объектами соцбыта. Создаём нормальное человеческое жильё, не имея претензий на гениальность и амбиций рассчитывать на десятилетия вперёд, т.е. ориентируемся на реальность и не боимся остаться без работы. В этом, думается, условие нашей жизнеспособности.

Вообще, малое предприятие, на мой взгляд, - идеал, оно даёт возможность не только опираться на коллектив единомышленников с твёрдо ограниченными обязанностями и полным доверием, не прельщаться грандиозными, дорогостоящими, уникальными проектами, но даже весим международную деятельность. Например, мы пригласили к себе работать двух испанских проектировщиков, а двух своих пошлём в Испанию, набирать международный профессиональный уровень. То, что трудно в государственных масштабах, в личных контактах вполне осуществимо.

Фото-альбом: АДС

Проекты кооператива "АДС"

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: