Проект реконструкции старой застройки городского центра

Реконструкция старой застройки — важная архитектурно-градостроительная проблема для любого города с достаточно богатым историческим прошлым. А в таком крупнейшем в нашей стране городе с многовековой историей его существования, как Москва, эта проблема стоит особенно остро, и именно на примере столицы полезно ее рассмотреть.

В центральных районах Москвы сохранилось еще немало ветхих и малоценных строений, капитальный же фонд, составляющий значительную часть старой застройки, по своим архитектурно-планировочным и санитарно-гигиеническим характеристикам часто не отвечает требованиям, предъявляемым к современному жилью. Вместе с тем центр города не утрачивает своего значения и притягательности благодаря расположению на пересечении основных городских коммуникаций и концентрации здесь важнейших общественных объектов, не говоря уже об его исторической и культурной ценности.

Центральная, исторически сложившаяся часть Москвы неоднородна по своей пространственной организации и по тому, ка, функционально используется. Это выражается, в частности, в том, что ее различные участки в разной степени насыщены объектами общегородского значения. Анализ Территории центра позволил определить зоны наивысшей активности городских функций, характеризующиеся большой интенсивностью пешеходного движения, высокой плотностью размещения объектов городского обслуживания, концентрацией культурно-зрелищных учреждений. К таким зонам относятся проспект Калинина и Старый Арбат, полукольцо центральных площадей вокруг Кремля и Китай-города, улицы 25-го Октября, Покровка, Горького и прилегающая к ее правой стороне сеть улиц и переулков, расположенных в пре-делах Бульварного кольца, Петровка и Кузнецкий мост и в качестве локальных образований — Сретенка, Цветной бульвар, Болотная площадь (возле кинотеатра «Ударник»), районы станций метро «Новослободская» и «Новокузнецкая», площади Садового кольца. Эти территории вместе с обеспечивающими их функционирование транспортными и пешеходными коммуникациями образуют структурную основу существующего городского центра, который наиболее активно используется населением всего города. Остальные же территории центральной части функционально не относятся к центру, хотя и принадлежат к нему «географически», являясь преимущественно жилыми или производственными зонами, не имеющими общегородского значения.

Зоны наибольшей интенсивности особенно притягательны для жителей города и его пригородов тем, что обеспечивают большой выбор городских и столичных функций на сравнительно небольшом участке территории. Однако неупорядоченность размещения в них общественных объектов, а также недостаточное развитие системы транспортных и пешеходных коммуникаций центра не во всех случаях позволяют обеспечить достаточно высокий уровень обслуживания.

С ростом занятости в сфере администрации, управления и обслуживания увеличивается число новых общественных объектов, а также расширяются существующие, усиливая интеграцию городских функций центра. В условиях нехватки свободных пространств это часто приводит к чрезмерному возрастанию функциональных нагрузок на отдельных участках центра и к дисперсному проникновению инородны» функций на территории жилых кварталов, что нарушает их нормальную жизнедеятельность. Примером может служить типичная для современного центра Москвы ситуация, когда учреждения занимают подвальные и первые этажи жилых домов или даже целые здания, а объекты торговли и бытового обслуживания «захватывают» дворовые пространства жилых кварталов.

Существующих тротуаров улиц на многих участках центра недостаточно для пропуска быстро растущего людского потока, и они не удовлетворяют современным требованиям комфорта пешеходного движения и функционирования объектов обслуживания. Острая нехватка пешеходных пространств в зоне наибольшей интенсивности, как правило, компенсируется использованием для транзитного движения проходных дворов, пустырей и «развалов», образовавшихся в результате сноса ветхой застройки. 

Изоляция жилых дворов от транзитных пешеходных переходов: выходы в жилые этажи со стороны двора; выходы в расположенные в нижних этажах зданий общественные объекты со стороны тротуара или их проходов между дворами 

Следует отметить отсутствие достаточно широкой сети туристского сервиса в центральном ядре города, чаще других его мест посещаемой туристами, число которых все возрастает. Это ведет к дополнительной перегрузке существующих объектов питания и других элементов системы обслуживания.

В соответствии с Генеральным планом развития Москвы предусмотрено комплексно реконструировать центральную часть города с целью насыщения ее столичными функциями и освобождения от функций, не свойственных городскому центру. Вместе с тем подчеркнута необходимость бережного отношения к историческому наследию — памятникам архитектуры и культуры, и к исторически сложившейся городской среде.

Однако в целом ряде случаев историческая и культурная ценность застройки не совпадает с ее материальной ценностью, значительная часть этой застройки находится в ветхом состоянии и для ее сохранения необходимы затраты, невозможные на современном этапе. В настоящее время эта проблема решается часто только путем сноса старых и ветхих зданий, хотя и не включенных в список охраняемых государством памятников, но, безусловно, поддерживающих и формирующих исторически сложившийся облик города. Наглядный результат этого процесса — многочисленные «развалы» или пустыри в самых активных и насыщенных участках центра (Пушкинская, Арбатская и Тургеневская площади, Никитские ворота и др.). Устройство на них открытых автостоянок или газонов никак нельзя считать приемлемым в условиях острого дефицита территорий для размещения объектов общественно-обслуживающего назначения.

В подобных условиях задача проектировщиков должна сводиться к поиску средств и форм пространственной дифференциации среды, которые позволили бы интенсивнее ее использовать при бережном отношении к сложившейся планировочной структуре.

Руководствуясь такими соображениями, группа специалистов отдела перспективных исследований НИиПИ генерального плана Москвы (А. Гутнов, руководитель темы, А. Каверин, П. Лапшев, А. Способ, А. Скокан, 3. Харитонова, В. Юдинцев) разработала научно-методические рекомендации по реконструкции старой застройки Москвы. В процессе этой работы были изучены основные предпосылки реконструкции и обновления исторического ядра Москвы и выполнены проектные предложения по четырем участкам: Старый Арбат — Кропоткинская улица, улица Горького — Столешников переулок, район улиц Б. Хмельницкого и Чернышевского и Солянка — Яузские ворота. Несмотря на ярко выраженные индивидуальные особенности каждого из этих участков, они охватывают, как представляется авторам, основные типологические ситуации, которые могут возникнуть в условиях реконструкции центрального исторического ядра Москвы. 

Вертикальное зонирование жилых и общественных функций в реконструируемых и вновь строящихся зданиях, выходящих на оживлённые городские улицы

Один из основных выводов работы можно сформулировать так — необходимо выделять и последовательно пространственно обособлять зоны с наивысшей интенсивностью городских функций, образующие коммуникационно-общественный каркас центра. Этот принцип должен составлять методологическую основу решения любой градостроительной задачи по реконструкции в специфических условиях центра Москвы. Действительно, проблема реконструкции старой застройки может быть решена только в рамках более общей задачи комплексной градостроительной реконструкции участка городской среды, где размещается такая застройка. При этом возможны две принципиально отличные ситуации. Первая — старая застройка является элементом исторически сложившейся, предназначаемой для интенсивного использования среды, несущей общегородские функции, т. е. входит в основной структурный каркас городского центра. И вторая — старая застройка находится в зоне влияния этого каркаса, но не входит в его состав, т. е. принадлежит центру лишь пространственно, но не функционально, и формирует «тканевые» островные образования, относительно изолированные от наиболее активно «потребляемой» всем населением города зоны центра Москвы.

Разница очевидна. В первом случае цель реконструкции — создать городскую среду, рассчитанную на все возрастающие потоки посетителей, разнообразную и проницаемую во всех направлениях. При этом использование старой застройки в прежнем качестве — как жилого фонда, может оказаться невозможным или возможным лишь ценой серьезной внутренней реорганизации зданий, их переоборудования в гостиницы, общежития и другие жилые объекты, специально приспособленные для условий центра. Во втором случае применим традиционный путь реконструкции — разуплотнение, санация, обеспечение необходимых нормативов инсоляции, озеленения, обслуживания. При этом сложившийся стереотип функциональной организации городского жилого комплекса и жилой территории (внутриквартальные озелененные дворы, первичное обслуживание в первых этажах, связь с детскими учреждениями и школами и т. д.) в значительной степени сохраняет свою действенность. 

Использование неблагоустроенных пространств дворов-колодцев для расширения магазинов в нижних этажах зданий

Несмотря на такие различия, следует подчеркнуть взаимосвязанность реконструкции элементов общегородского центра и рядовой ткани городской застройки, так как при решении вопросов реконструкции старой застройки внимание исследователя и проектировщика часто по традиции сосредотачивается на тех объектах, которые остаются в пределах собственно жилых кварталов. Судьба же части застройки, находящейся в зоне наибольшей активности общегородского центра, невольно игнорируется. В результате этого методика разуплотнения и санация жилых кварталов старых городов разработана достаточно полно и эффективно применяется (в частности, при разработке проекта детальной планировки центра Москвы), тогда как методы интенсификации использования городской среды в условиях общегородского центра почти не изучены и не получили широкого распространения в московской градостроительной практике.

Между тем исследование возможностей реконструкции всех четырех участков, выбранных для эксперимента, убеждает в том, что такая интенсификация и разуплотнение городской среды являются, в сущности, двумя сторонами единой градостроительной стратегии, которая открывает путь к наиболее эффективному использованию старой жилой застройки. Более того, можно констатировать, что именно приспособление городской среды к усложняющимся функциям центра и вытекающее отсюда изменение характера использования значительной части старых зданий является необходимым условием и предпосылкой для оздоровления всей остальной массы сохраняемой старой застройки в пределах исторически сложившейся центральной части Москвы и для последующего использования ее в качестве жилого фонда, отвечающего современным требованиям, предъявляемым к организации жилья. 

Каркас общегородского центра, пронизывающий ткань застройки, может быть уподоблен дренажной системе, отводящей из зоны жилья все несвойственные или разрушающие ее виды активности и позволяющей тем самым устойчиво поддерживать оптимальный режим ее функционирования. Поэтому наряду с дальнейшим совершенствованием традиционной методики обновления и реорганизации старых кварталов (разуплотнение и т. п.) необходимо изучать и разрабатывать приемы переоборудования и обновления старой жилой застройки в зоне интенсификации общегородских функций. Тем более, что к этой категории относится весьма заметная как по количеству, так и по своему градостроительному значению часть старых жилых домов. 

Примеры решения задачи усовершенствования сети пешеходных коммуникаций с одновременным расширением полезной площади магазинов и общественно-обслуживающих объектов, расположенных в первых этажах зданий: а — существующее положение — входы в магазины с тротуаров; загрузка со стороны жилого двора; б — расширение тротуара за счет устройства аркады; подсобные помещения магазинов и крытая загрузочная галерея выдвинуты во двор; в — перекрытый пешеходный дублер тротуара, проходящий вдоль дворовых фасадов; вход в магазины из поперечных проходов; загрузка из подземного тоннеля; г — пешеходный пассаж, идущий через дворы и связанный с тротуаром поперечными пассажами-связками; загрузка из подземного тоннеля

Намечается несколько путей достижения такой цели. Первый — уплотнение застройки, при котором за счет внутриквартальных пространств с частичным или полным использованием территорий прилегающих к улице дворов-колодцев расширяются магазины и другие общественные объекты, расположенные в первых этажах обрамляющих улицу зданий. При этом не отвечающие современным санитарным нормам квартиры нижних этажей домов занимаются помещениями общественного назначения. Дворы могут быть перекрыты крышами и использованы для создания озелененных и благоустроенных пространств рекреационного назначения.

Основной прием при реконструкции старой застройки, выходящей на оживленные городские улицы, как и при строительстве на них новых зданий, — активное вертикальное зонирование застройки с использованием подземных ярусов для размещения гаражей и стоянок, а наземных уровней — для обслуживающих учреждений с размещением над ними конторских и административных помещений и жилья — в верхних этажах, по возможности с устройством эксплуатируемых озелененных крыш. Характерным для функционального использования многоэтажной застройки в зоне общегородского центра становится тип кооперированного здания, вмещающего в себя различные виды «городской активности». Входы в общественные учреждения, расположенные в нижних этажах жилых зданий, должны быть устроены только со стороны улиц или из специальных, обособленных от жилых пространств проходов. Входы же в верхние жилые этажи желательно предусматривать со стороны двора (в случае необходимости к зданию могут быть пристроены новые вертикальные коммуникации).

В отношении той части старой застройки, которая может быть сохранена как жилая, наиболее целесообразно ее обособление в относительно замкнутые «жилые единицы». В зависимости от их размеров и характера (квартал, группа домов, объединенных общим двором, или даже отдельный жилой дом среди нежилой застройки) могут быть рекомендованы различные градостроительные мероприятия — вывод нежилых объектов, расчистка и озеленение дворовых территорий, «вынос» транзитных пешеходных путей, пересекающих внутри-квартальные пространства, в специально оборудованные для этих целей «каналы», восстановление замкнутого контура жилых кварталов, фиксация и четкая пространственная организация точек входа в «жилые единицы» со стороны городских улиц и центральных пространств. Все эти меры в конечном счете помогут поддержать внутри «жилых единиц» специфические условия и ритм жизни, свойственные жилью изолировать жителей от суеты городского центра.

Второй путь заключается в усовершенствовании сети пешеходных коммуникаций. Увеличение полезной площади выходящих на улицы торговых и обслуживающих объектов, а также числа конторских учреждений в нижних этажах зданий резко повышает нагрузку на и без того перегруженные пешеходные каналы (в настоящее время к ним относятся, как правило, только тротуары улиц и подземные переходы). Это требует радикального совершенствования существующей сети пешеходных коммуникаций центра с целью увеличения ее пропускной способности и комфорта передвижений. 

Новые пешеходные связки, создающиеся в результате возникновения новых фокусов тяготения (эти связки в последствии могут "обрастать" обслуживающими объектами) 

Самый простой пример расширения пешеходных пространств — устройство аркад или пешеходных галерей вдоль тротуаров в первых этажах зданий. Одновременно могут быть увеличены площади магазинов за счет пристройки со двора подсобных помещений, включающих дебаркадеры для разгрузки автомашин. Для наиболее перегруженных участков центральных улиц возможно устройство пешеходных дублеров, представляющих собой перекрытые или открытые пешеходные каналы, идущие вдоль заднего фасада параллельно тротуару. При этом входы в магазины для уменьшения толкучки на тротуарах можно устраивать из поперечных проходов или непосредственно с дублера. В тех случаях, когда желательно расширить обслуживающие объекты, пешеходный дублер, проложенный с относом от заднего фасада, выходящего на улицу здания, может быть с двух сторон обстроен торговыми помещениями и таким образом он увеличит глубину обслуживающего фронта улицы до 50 м и более. Если перекрыть такой дублер сводом, то образуется сплошной переходный пассаж, который обеспечит высокий комфорт пешеходного движения и обслуживания. Подобные приемы позволяют присоединить к улице дополнительные пространства, поднять их ценность, создать предпосылки для их активного освоения, ликвидировать запущенность дворов вдоль магистралей. В то же время это дает возможность частично разгрузить тротуары основной улицы, пустив пешеходный поток параллельно ей в специально оборудованном для этого пространстве, где сконцентрированы входы в магазины, витрины и мелкие торговые точки.

Следует учитывать также, что сама сеть пешеходных маршрутов центра, которая следует основным направлениям улиц и переулков, сформировавшихся сотни лет назад под воздействием во многом утративших теперь свое значение факторов, сегодня не всегда обеспечивает удобные связи для посетителя центра. Станции метро, скопления остановок наземного транспорта, крупные общественные здания, магазины образуют новые фокусы тяготения, для кратчайшей связи между которыми требуются новые пешеходные каналы. Это диктует необходимость устройства дополнительных пешеходных «связок», проходящих через внутриквартальные пространства. Такие «связки» могут в одних случаях служить структурной основой для размещения вдоль них новых обслуживающих объектов и превращаться в пассажи, в других — оставаться просто транзитными коридорами, проходящими через жилую застройку, по возможности изолированными от окружающих пространств.

Обогащенная новыми пешеходными каналами различного типа и назначения пешеходная сеть центра должна формироваться с учетом разделения и пространственного обособления различных по характеру и целям видов пешеходного движения — транзитный, потребительский и рекреационный поток. При этом транзитный поток должен быть по возможности обеспечен системой подвозящих транспортных устройств (движущиеся тротуары и другие транспортные средства), потребительский поток — системой пассажей и торговых улиц, рекреационный — системой городских скверов, пешеходных пространств и рекреационных площадок. 

Проектные предложения, иллюстрирующие возможность интенсификации использования внутриквартирных пространств  

И, наконец, третий путь интенсификации использования существующей городской среды — применение временных структур. В условиях Москвы существует по крайней мере две специфические ситуации, в которых целесообразно использовать временные структуры. Первое, активизация недостаточно интенсивно используемых участков центра, где ощущается определенная потребность в размещении объектов обслуживания, и, второе, случаи, когда крупное новое строительство или реконструкция значительного участка на длительный период «выключает» его из жизни города. В первом случае целесообразность использования временных структур, а не стационарных сооружений, может быть оправдана стремлением сохранить существующие визуально-пространственные характеристики среды (что невозможно при обычных методах реконструкции) или обеспечить функциональную и пространственную завершенность участка на промежуточный период, т. е. до тех пор, пока станет возможной его полная реконструкция. Во втором случае временные структуры могут отчасти компенсировать в период строительства «функциональный дефицит» или постепенно подготавливать горожан к использованию реконструируемого участка центра в его новом качестве.

В настоящее время в отечественной градостроительной практике проблема использования временных сооружений практически не разработана: отсутствуют их номенклатура, архитектурные и конструктивные решения. Отдельные временные объекты (киоски, ларьки, стенды, праздничное оформление и т. п.) не рассматриваются обычно как специфическая функционально-пространственная система в составе окружающей городской среды, и поэтому разрабатываются и используются разрозненно с чисто ведомственных позиций, в рамках которых не могут быть выявлены все возможности их применения.

Активное градостроительное использование временных структур может быть эффективным при условии, что они будут отвечать ряду требований. Такие структуры должны состоять из набора стандартных элементов, позволяющих гибко их комбинировать соответственно условиям конкретного участка. Они должны быть спроектированы из легко монтируемых и разбираемых конструкций, допускающих возможность многократного применения. Одна и те же элементы в различных комбинациях должны обеспечивать возможность разнофункционального использования (торговля, обслуживание, рекреация, развлечения визуальная информация и др). Наконец элементы временных структур и их сочетания должны допускать возможность различного внешнего оформления в зависимости от условий, диктуемых характером- окружающей городской среды, — от активного композиционного акцента до визуального подчинения этой среде.

Временные структуры не обязательно должны представлять новые мобильные сооружения. В этом качестве можно рассматривать и существующие здания, сооружения, особенно ветхие и предназначенные к сносу при невозможности их дальнейшего использования в прежней функции. Опыт показывает, что зачастую такие здания в центре Москвы, даже после того как из них выселены все жильцы, простаивают пустыми по нескольку лет, образуя «мертвые зоны». За исключением случаев, когда эти здания находятся в аварийном состоянии, после сравнительно небольшой их реконструкции в них можно разместить ряд общественных учреждений. Функционируя несколько лет в центре города, они вполне окупят расходы на реконструкцию и поддержание ветхого фонда (представительства, молодежные организации, клубы, общества, творческие мастерские и т. п.).

Изложенные в данной статье рекомендации носят, разумеется, общеметодологический характер и не могут использоваться в отрыве от детального изучения особенностей конкретных участков города, намечаемых к комплексной градостроительной реконструкции. Несомненно, нужна всесторонняя проверка этой методологии в дальнейшей работе над реконструкцией старой застройки Москвы. 

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: