Жилая среда - поиск индивидуальности

Блок-секционный метод формирования застройки новых районов. Реализация и проблемы.

По мере того, как все новые и новые городские пространства заполняются продукцией проектно-заводского конвейера, вопрос о создании характерной индивидуализированной городской среды приобретает все большую остроту. Несмотря на имеющийся в Ленинграде «ассортимент» различных типовых серий, выпускаемых ДСК, — газобетонная серия ЛГ-600, серия 602-В и новая серия 137, в последнее время наблюдается непроизвольное сближение этих серий в процессе модернизации наборов блок-секций внутри каждой серии как по конфигурации, так и по этажности. При этом даже разница в материале стен, например газобетонных и керамзитобетонных, сможет оказать очень малое влияние на индивидуализацию «образа» квартала или района.

В результате применения одних и тех же типов блок-секций (угловая, сдвижка, поворотная и т. д.) в генеральных планах кварталов постепенно нарастает количество сходных планировочных решений. Все это неизбежно приводит к повторам и стереотипу и в конечном счете может привести к утрате индивидуального облика того или иного района, особенно, если иметь в виду природные условия приморской зоны, где абсолютно плоский рельеф, и что естественно при намыве, — полное отсутствие существующих зеленых насаждений.

Разумеется, блок-секционный метод, возникший в Ленинграде, применительно к индустриальному домостроению и получивший повсеместно широкое распространение, обладает большими архитектурно-художественными достоинствами. Вместе с тем в последнее время он, по нашему мнению, начинает приобретать некоторый оттенок «академизма» и канонизации. Поэтому для доказательства перспективности этого метода требуются поиски дальнейшего развития новых структур.

В конце 60-х гг. применение в застройке жилых районов свободной планировки было прогрессивным приемом. Примером может служить застройка кварталов Муринского проспекта (Ленниипроект, мастерская № 2, руководитель Л. Шретер). Однако в последние годы почти повсеместно наметился переход к компактной периметральной застройке, преимущественно большими по площади кварталами — 50—70 га или группами кварталов при весьма высокой плотности застройки, доходящей, в частности, на намывных территориях до 5800—6000 м2 брутто.

Внутри этого принципа наблюдаются две концепции. Это относительно жесткая периметральная система с преобладанием ортогонально-симметричных приемов организации пространства и свободно-живописная периметральная система. Практическим воплощением первой концепции являются, например, кварталы приморской части Васильевского острова, застройка района б. Комендантского аэродрома. Вторая концепция превалирует в планировке жилых кварталов Юго-Западного района города. 

Ленинград. Угловая башня "хребта" замыкает пространство курдонера школы, являясь доминантной, открывающей движение по пешеходной улице. Рисунок Е. Полторацкого

Обе эти концепции так или иначе выражают различный подход к оценкам эстетических качеств пространств, формируемых на базе разных серий, к восприятию традиций градостроительной культуры Ленинграда.

Следует иметь также в виду еще одно важное обстоятельство, заставившее отказаться от принципов свободной планировки. Свободная планировка зачастую приводила к распаду городского пространства, к «белым пятнам» на важнейших магистралях новых районов города, оставляемых для индивидуальных сооружений, отодвигая тем самым на долгие годы их формирование.

Можно ли создать проект жилого квартала только на базе блок-секций и необходимого набора зданий культурно-бытового обслуживания и придать ему индивидуальный запоминающийся облик? Первая такая попытка с применением разноэтажных блок-секций серии ЛГ-600 Автовского ДСК была предпринята в проекте квартала №28 Сосновой Поляны. Здесь в своеобразных природных условиях — пруды и старинный парк—авторы проекта впервые отказались от понятия «квартал из домов» заменив его «жилой структурой». 

Ленинград. Перспектива на одну из башен в разрезе кольца. Рисунок Е. Полторацкого 

В дальнейшем, при проектировании первых кварталов Юго-Западного жилого района, используя ту же серию газобетонных блок-секций ЛГ-600, а также особенности приморского ландшафта этого района, было решено применить свободно-живописную систему, но уже для создания компактной и значительной по своему объему городской структуры.

В основу планировочной организации кварталов № 1 и 1а, общая площадь которых составляет 86 га, было  заложено несколько основополагающих идей.

Идея пространственного разделения архитектуры «человеческого» масштаба (в ближней зоне восприятия — на внутриквартальных коммуникациях) и городского (в дальней зоне восприятия — на магистралях, окаймляющих кварталы — проспект Стачек, Ленинский проспект, проспект Маршала Жукова).

Принципиальный отказ от каких бы то ни было «индивидуальных» домов со встроенными учреждениями торговли или культбыта — этими «традиционными» элементами, якобы призванными «оформлять» городские магистрали. И в соответствии с этим формирование жилой структуры только на основе ограниченной номенклатуры блок-секций. (В данном случае—сочетание блок-секций серии ЛГ-600 со стенами из газобетона и кирпичных блок-секций — трилистников в 13 и 16 этажей).

Создание развитой сети внутриквартальных пешеходных улиц-бульваров, связывающих между собой основные центры тяготения жителей кварталов — остановки общественного транспорта, торговые центры, здания культурно-бытового назначения.

Увеличение этажности и, следовательно, плотности застройки от периферии кварталов к центру. Так, 9-этажные «кольца» охватывают центральный «хребет», формируемый из 15- и 16-этажных блок-секций. 

Ленинград. Школа в разрыве кольца. Силуэт на фоне вечернего неба. Рисунок Е. Полторацкого 

Получение максимально возможного разнообразия зрительных впечатлений, способствующих созданию чувства «города», его старых традиционных районов, чувства полностью утраченного в «продырявленных» пространствах строчной или свободной планировки.

Этому обстоятельству немало способствовало введение в номенклатуру кирпичных блок-секций — трилистников, играющих в данном случае роль соединительных «шарниров» в создании протяженной структуры. Введение такого спорного и «неиндустриального» элемента в объемно- планировочную композицию кварталов, да еще в значительном количестве (21 «башня», из которых 6 — 13-этажных и 15 — 16-этажных), вызвало на первых порах сомнение. Спорным был вопрос «совместимости» газобетона с кирпичом, а также нарушалась комплексность застройки: скорость блок-секций ДСК и строительство была различной, и авторы проекта разделяли эти опасения. Однако организация строительства подтвердила возможность комплексного осуществления идеи генплана кварталов. И что, на наш взгляд, самое важное — возможность получить на каждом этапе строительства ощущение завершенности отдельных частей общей объемно-пространственной композиции. Что же касается «несовместимости» газобетона и кирпича, то она возникает лишь в результате нерешительности и случайности планировочного приема, что действительно можно наблюдать во многих случаях. Однако сам принцип, если он развит последовательно в планировочную тему, имеет право на существование.

Вполне возможно, что желаемые эстетические качества застройки (разнообразие силуэта, пластичность, плавность, «теку-честь» пространства и т. д.) могли быть достигнуты, и даже возможно с большим эффектом, и при введении соответствующих газобетонных «индустриальных» шарниров, однако их разработка и внедрение в производство оказались нереальными из-за крайне сжатых плановых сроков строительства. Пришлось для сохранения композиционного замысла прибегнуть к спасительному, но «неиндустриальному» кирпичу, благодаря чему удалось резко сократить применение поворотных блок-секций серии ЛГ-600, имеющих, на наш взгляд, существенный недостаток — наличие на стыках косоугольных комнат. В кирпичных блок- вставках повороты в 135° достигнуты не за счет жилых комнат, а за счет кухонь и других подсобных помещений. А для ускорения работ по кладке и улучшению качества лицевых поверхностей стен был изготовлен специальный лекальный кирпич.

Что же касается оценки эстетических месте пространств, то что здания и связанные с ними пространства лучше воспринимаются с текучих линий движения, ибо «людям нравится свобода движения и свобода выбора. Они разнообразие ощущений». 

Проспект стачек

Интересно в связи с этим напомнить о высоких художественных качествах, о волнующем эмоциональном воздействии «рядовой» петербургской застройки по набережным Фонтанки, Мойки, канала Грибоедова с их непрерывным калейдоскопом самых разнообразных впечатлений. Вряд ли требуется особое доказательство в правомерности этих живых градостроительных традиций Ленинграда, не утративших силу и в наш век индустриализации и стандарта. Они напоминают нам не только и не столько «стройный», «строгий вид», «однообразная красивость» классических дворцовых ансамблей прошлого, сколько «живость» традиционной жилой ткани центра Ленинграда могут и должны служить нам сегодня источником вдохновения.

Если обратиться вновь к оценке художественно-эмоционального воздействия пространств, образованных свободным «переливающимся» контуром (при наличии в нашем арсенале соответствующих поворотных блок-секций), и сравнивать эти пространства с такими же, но сформированными на основе ортогональных построений (прямоугольные блок-секции), то при всех прочих равных условиях (разноэтажность, уровень и качество благоустройства) следует отдать предпочтение первым. Например, фактор освещения в первом случае дает более обширную гамму изменений во времени при движении солнца, в то время как «ортогональное» пространство обладает большей стабильностью освещения и, следовательно, определенным оттенком монотонности в восприятии этого пространства.

Но как те, так и другие пространства, будучи повторенными многократно, могут потерять свою «остроту», если в них не будет привнесен качественно обновлённый элемент организации жилой среды. В этом смысле применение блок-секций (или каких-то других новых структур) в более широком диапазоне организации пространства квартиры, включение в жилую структуру и других функций общественно-бытовой организации жизни городских образований может дать желаемый результат, тот человеческий масштаб городской среды, который заметно начинает утрачиваться с одним лишь механическим повышением этажности.

Некоторые авторы типовых серий блок-секций считают, что разнообразие «пластики» фасадов, предлагаемое набором блок-секций или методом их компоновки (скажем, блок-квартиры в серии 137), сможет привести к желаемой «образности», неповторимости облика того или иного жилого комплекса. Однако, представляется, и в этом случае, что здесь может быть достигнут лишь временный эффект, который будет нивелирован по той же причине возникновения шаблонных решений при их многократном повторении.  

Застройка кварталов юго-западной части Ленинграда

При всех положительных качествах новой системы нельзя не обратить внимание на некоторую однобокость в тенденции развития блок-секционного метода проектирования, которую следует преодолеть. Она проявляется прежде всего в одностороннем эстетском подходе, в основе которого лежат заботы о получении оригинальных архитектурных решений в пластике фасадов, о создании остроумных ракурсов и прочих «градостроительных сюрпризов». В этом кроется опасность создания односторонней «скульптурной модели» новых кварталов, в то время как их социально-бытовая структура отходит на второй план. Но ведь задача полноценного градостроительного проекта не сводится только к самолюбованию созданной формой и удовлетворению любопытства посторонних наблюдателей!

Поэтому как бы ни увлекала нас задача нахождения «образа» индивидуальной неповторимости, внешних формальных достижений, пластического эффекта, точек обозрения и т. п. главным в организации новой городской среды является реализация всего многообразия общественной жизни, материально воплощенное в самых различных сооружениях, которая и сможет привести к созданию гармоничной городской среды.

Основной компонент городской структуры— жилая структура, сооружаемая в первую очередь. В связи с этим мы должны стремиться к достижению наилучшего результата уже на первом этапе, не надеясь, что будущие общественные сооружения и комплексы покроют издержки проектно-строительного цикла начальной стадии.

Крупномасштабная планировка в условиях блок-секционного метода проектирования может в свою очередь казаться монотонной. Скучно идти вдоль длинной прямой улицы потому, что сразу известно что увидишь в конце ее. Гораздо интереснее, если есть всевозможные повороты или внезапно возникающие перспективы, представляющие зрению все новые и новые «кадры». Кроме того, 9-, 12-, 15-этажные протяженные прямоугольные корпуса, составленные из блок-секций, нарушают человеческий масштаб застройки и, что особенно заметно, именно своей длиной также отсутствием пластики решений первых этажей. Поэтому при определении конфигурации «дворов-колец», трассировки пешеходных улиц была максимально уменьшена протяженность прямых отрезков движения в пределах от 120 до 50 м.

Такой подход обеспечивает разнообразие пространств и «кадров». Это видно на схеме движения вокруг одного из самых крупных «колец» квартала № 1. При этом в сферу визуального охвата перспектив, раскрывающихся изнутри кольца, благодаря разрывам в кольце и аркам башен, оказываются «втянутыми» соседние кольца с их башнями-«шарнирами».

С другой стороны, при движении по внешнему периметру «кольца» (он равен примерно 1200 м при 7 поворотах движения) визуальные кадры интерьера кольца раскрывают свою индивидуальность. Это достигается благодаря цветовой характеристике внутреннего периметра структуры газобетонных блок-секций, перемежающихся с башнями и объемами школы и детского сада, расположенными внутри кольца. Одновременно взгляд обращается и к внешнему фасаду кольца, который отличается большой пластической активностью объемов башен-трилистников, фиксирующих изломы и повороты кольца, усиленные контрастами света и тени, оживляющих плоскости фасадов башен и блок-секционной структуры. Их цветовое решение с внешней стороны отличается от окраски фасадов внутреннего периметра (серовато-бежевые, охристые тона, светлый и красный кирпич накладываются при взгляде внутрь кольца на холодные зеленовато- голубые).

Подобная «концентрация» визуальных впечатлений может быть в известной мере сравнима с аналогичными впечатлениями в старой традиционной «брандмауэрной» планировке улиц старой части города.

В последнее время в Ленинграде заметно усилились поиски активного цветового решения застройки. Общий колористический замысел как средство усиления эмоционального звучания архитектурного ансамбля квартала, наряду с завершенным благоустройством, бесспорно, открывает большие возможности индивидуализации городской среды. В городе на Неве с его пасмурным климатом решение задач «градостроительной живописи» особенно важно.

В кварталах Юго-Западного района принцип окраски «колец» основан, главным образом, на свободном наложении нескольких, иногда противоположных тонов на ленточную структуру газобетонных панелей, при этом упор делается на «разрушение» стены цветом с целью избежать вынужденной жесткости фасадов, определяемой ритмическим чередованием лоджий и ризалитов, отражающих внутреннюю планировку блок-секций.

В условиях применения «штучных» типовых домов полихромные «бегущие» цветовые волны были бы немыслимы, между тем как обрамление текучих пространств, сформированных протяженными структурами из блок-секций, допускает большую свободу колористических приемов.

Застройка первых кварталов Юго-Западного жилого района еще далека от завершения. Несмотря на отдельные предположения, окончательные выводы можно будет сделать лишь после окончания строительства. Но что касается возможности реализации идей, заложенных в генплане кварталов, то с известной долей риска можно рассчитывать на положительный результат при осуществлении первого этапа— жилой структуры. Реализация второго этапа — общественно-культурного и, спортивного центров—превратит застройку района в полноценную городскую среду.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: