Зима круглый год

Ледяная пещера — это авторская инсталляция, пространственная художественная конструкция, придуманная и реализованная художником Александром Пономаревым и архитектором Алексеем Козырем в московском парке «Зарядье». Авторы инсталляции в искусственно-естественной городской среде создали объект, который дает возможность зрителям совершить небольшое путешествие внутри подземного пространства, испытать состояние холода и восхищения красотой колонн, стен и тоннелей, покрытых кристаллами льда и снега, которые естественным, природным путем образуются на выразительных художественных формах.

Бальзак писал: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать <…> Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ». А великий древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что художественный образ возникает как некоторое преувеличение, преуменьшение или изменённое, преломлённое отражение подлинника природы. 

Ледяная пещера подобна реальному объекту как поэтическая метафора. Человеческую жизнь невозможно представить без искусства. Оно берет начало еще с древних времен, когда первобытные люди учились рисовать на стенах пещер, делать орудия труда, издавать звуки. Первые рисунки человека, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Здесь каменная живопись была создана в эпоху верхнего палеолита. Древние люди жили в пещерах, они служили для людей укрытием, источником воды, хранилищем пищи.

Природа планеты как будто специально для человека создавала пустоты в верхней части земной коры. Пещеры могут иметь одно или несколько входных отверстий. Пещеры бывают горизонтальные, вертикальные, наклонные, а также могут образовывать несколько этажей. Многие пещеры образовались вследствие вулканической деятельности, вследствие землетрясений происходили сдвиги пластов пород, а застывающая лава образовывала пустоты. Океан также подтачивал веками прибрежные скалы и утесы, превращая их в гальку, а на их месте образовывались гроты и морские пещеры.

А самый распространенный вид — это Карстовые пещеры. Они образуются, когда горные породы подмываются грунтовыми водами, мелкие капли воды растворяют углекислый газ в воздухе и образуют углекислоту, которая постепенно растворяет мягкие горные породы, такие как гранит и известняк, образуя подземные дворцы. И, конечно, мы не первые посещаем искусственную пещеру. Человек, добывая полезные ископаемые под землей, оставлял после себя подземные лабиринты. Таким примером могут быть Одесские катакомбы, которые служили для добычи известняка.

На протяжении веков человеческое воображение наделяло пещеру как объект природы, мистическими и божественными символами жизни человека. В мифах и в обрядах инициации пещера часто представляется местом концентрации жизнетворной силы земли, где вещают оракулы, где посвящаемые возрождаются в духовном смысле, где души видят небесный свет. 

Священные пещеры и гроты, обычно в холмах или горах средоточие духовных сил, часто представленных в виде свода или колонны. Центральный пункт, центр мира, сердце. Пещера — это место соединения личности с высшим эго, встречи божества с человеком. Все умирающие боги и спасители рождены в пещерах. Она символизирует внутреннее эзотерическое знание, то, что спрятано. Это место инициации и второго рождения. 

Ледяные пещеры занимают особое место в этой классификации. Лед и снег в пещерах накапливается в некоторых полостях и частях, что является следствием климата пещер. Оледенение пещер происходит там, где возможны отрицательные температуры. Пещерный лед — ледяные образования, возникающие в подземных полостях. Часто лед образуется при затекании холодного воздуха в зимний период. В некоторых динамических пещерах пещерный лед образуется также при охлаждении быстродвижущегося воздуха в сужениях. Льды могут быть конжеляционные (возникшие при замерзании воды) и сублимационные (возникшие из водяного пара). Иногда метаморфические льды возникают из наметанного во вход снега и талой воды. Самыми удивительными пещерами, конечно, являются пространства и полости, возникающие при смещении льдов ледяных шапок Гренландии и Антарктиды.

Полярные области Арктики и Антарктики еще хранят удивительные тайны Ледовых храмов, которые еще предстоит открыть. К примеру, совсем недавно в Антарктиде возле кратера действующего вулкана Эребус в теплых и ледяных пещерах были обнаружены уникальные формы жизни. Австралийские ученые предполагают, что они относятся к прежде неизвестным научному сообществу видам существ. Ими было отмечено, что ледяные пещеры Антарктиды по условиям вполне подходят для развития жизни. К примеру, там достаточно тёплая атмосфера: примерно +25 C°, а сквозь отверстия в пещеры проникает свет солнца.

Ледяная пещера, говоря научным языком, изоморфна, что значит подобна реальному объекту, как поэтическая метафора. Это система туннелей и полостей внутри подземного пространства. Форма пещеры, созданной Александром Пономаревым и Алексеем Козырем, образуется сложной конструкцией изогнутых металлических труб. Внутри труб циркулирует охлаждающая жидкость и вся поверхность покрывается кристаллами льда и снега. Это позволяет зрителям некоторым образом испытывать ощущения, которые испытывает исследователь, изучающий реальный геологический объект. Технические возможности позволяют менять характеристики охлаждаемой поверхности, и посетители могут любоваться различными стадиями льдообразования, от белоснежного инея до массивного прозрачного льда.

Ледяная пещера — это художественный объект в архитектурном пространстве. Она схожа с музыкальной мелодией и призвана усложнять образ архитектурного интерьера, реализованного архитектором и отсылающего к эстетике ледоколов и полярных станций.

Ледяная пещера — это климатрон (помещение для воспроизведения искусственным путём конкретных климатических условий — прим. ред.), температура внутри пещеры круглый год держится около десяти градусов ниже нуля. И мороз, и холод являются непременным фактором художественной выразительности.

Пространственное устройство инсталляции позволяет зрителям вспомнить удивительный «Миф о пещере» великого Платона, лежащего в основании всей метафизики, и ещё раз задуматься о роли человека в мире, о его соразмерности природе и о свете Истины, к которому нужно стремиться, сохраняя чистоту и сияние души.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: