Жизнь после стройки

На страницах книги «Главный коридор Уралмашзавода» серии Archive собраны истории людей, благодаря которым были спроектированы и построены Уральский завод тяжёлого машиностроения и соцгород Уралмаш. В публикуемом отрывке вы можете подробнее прочитать о роли архитекторов Петра Оранского, Моисея Рейшера, Евгении Балакшиной и Иосифа Робачевского в истории строительства Свердловска, в частности Уралмаша.

В марте 1931 года создается новый городской район — Сталинский, в который были включены действующие и будущие стройки: Уральского машиностроительного и экскаваторного заводов, а также завода Электромашины и тяжелых станков. В это время развиваются не только окраины, намечены и уже осуществляются большие перемены в центре города, который пока соответствует вовсе не культурному, научному и промышленному центру Урала, а уездному Екатеринбургу — городу мещан, ремесленников-камнерезов и купцов.

Спрос на творческие разработки архитекторов огромный, привлекается к этой деятельности и группа архитекторов Уралмашиностроя, хорошо показавших себя при проектировании Уралмашзавода. Тем более, что работа над проектом завершена, остались только доработки в связи с корректировками производственных мощностей предприятия.

Фото-альбом: 1

Петром Оранским, заведующим проектным отделом УКСа Уралмашзавода, как лично, так и в соавторстве реализуются десятки проектов разного масштаба — от стадиона до заводоуправления УЗТМ. Как вспоминал Виктор Анфимов1, один из тех, кто стоял у истоков завода: «Без преувеличения можно сказать, что на каждом углу наших улиц остался след Петра Васильевича, а это является напоминанием всем нам о частице вложенного кропотливого труда этого архитектора в наш Соцгород…». Для Оранского Свердловск стал второй родиной. Вслед за проектом соцгорода, в 1934–1935 годах он вместе с коллегой из Ленинграда, Сигизмундом Домбровским, участвовал в составлении плана «Большого Свердловска». С 1935 по 1952 год Пётр Васильевич являлся членом правления Свердловского отделения Союза архитекторов, преподавал в архитектурно-строительном техникуме и в институте коммунального хозяйства, являлся доцентом кафедры архитектуры Уральского политехнического института. С 1944 по 1953 год Оранский — главный архитектор Свердловска.

Моисей Рейшер посвятил Уралмашу девять лет, пройдя путь от рядового архитектора до заведующего проектным отделом. В 1936 году он переходит в проектно-конструкторское бюро главного архитектора города Георгия Голубева, где работает вплоть до 1962 года. Правда, в 1937 году Рейшер один год числится в команде известного архитектора Константина Бабыкина. По воспоминаниям сына Рейшера, Бориса, в этот период его отца начинают регулярно вызывать на допросы в НКВД. Таким образом, Константин Трофимович, пригласив к себе в организацию преследуемого зодчего, возможно, уберег его от ареста. За большой творческий вклад в застройку УЗТМ Рейшер был занесен в книгу Почета завода, награжден серебряным значком ударника и именными серебряными часами. Позже работал над отдельными уралмашевскими проектами, в том числе над оформлением фасада кинотеатра «Темп» и разработкой монумента в честь самоотверженного труда уралмашевцев в годы Великой Отечественной войны.

Террасы с балюстрадами и вазонами гостиницы «Большой Урал», деревянные коттеджи в стиле модерн, величественный пятиэтажный жилой дом на Верх-Исетском бульваре — это тоже Моисей Рейшер, но уже совсем другой. Много лет он преподавал в Свердловском архитектурно-строительном техникуме. Его главной мечтой последних лет было дать новую жизнь Белой башне, которая, после того как перестала использоваться по назначению в начале 1960-х годов, долгое время оставалась заброшенной. Рейшер разработал проект по превращению башни в кафе, однако его задумка так и не была реализована.

Фото-альбом: 2

Евгения Балакшина еще в начале 1929 года перешла в Уральский институт сооружений. После непродолжительной работы в московском институте «Стандартпроект», который занимался разработкой типовых жилищ и культурно-бытовых зданий, она уходит в «Уралгипрогор», где трудится с 1932 по 1937 год. Известно, что до 1934 года Балакшина выполнила 36 проектов. Проектную деятельность она умело совмещала с преподавательской: Евгения Сергеевна в разное время работала в Уральском индустриально-художественном техникуме, в Уральском строительном институте (УСИ). Она стояла у истоков создания первой на Урале кафедры архитектуры в УСИ. После войны Балакшина переезжает в Москву, где участвует в проектировании крупных объектов: Фрунзенской набережной, Комсомольского проспекта, стадиона в Лужниках и других. В 1964 году она издала книгу «Внешнее благоустройство микрорайона», посвященную созданию комфортных условий для жизни людей при многоэтажной типовой застройке. Спустя больше полувека к этому изданию по-прежнему обращаются архитекторы и градостроители.

Фото-альбом: 3

Иосиф Робачевский проработал на Уралмашинострое недолго, до 1928 года. Он до конца жизни оставался верен революционным принципам авангардной архитектуры. Но время этих идей уходило в прошлое, и задумки талантливого архитектора не всегда находили полноценное воплощение. В 1932 году вместе с Владимиром Емельянвым и Евгением Коротковым Робачевский выполнил проект клуба работников просвещения (Клуб Рабпроса). Был заложен фундамент, частично возведена кирпичная кладка первых этажей, но вскоре строительство заморозили. В 1937 году объект передали Уральскому военному округу. Проект был переработан новой командой архитекторов в составе Владимира Емельянова, Петра Лантратова, Леонида Шишова и Анатолия Романова уже в стиле советской неоклассики. Строительство завершилось в 1940 году, и сегодня мы знаем это здание как Дом офицеров Уральского военного округа.

Фото-альбом: 4

Среди главных реализованных проектов Робачевского в Екатеринбурге — жилой пятиэтажный дом Уралплана, комплекс жилых зданий для городка военнослужащих (Городок военведов). В последние годы жизни Иосиф Иоакимович работал главным архитектором в Управлении начальника военно-строительных работ Свердловской области, где проектировал военные и гражданские объекты для нужд силового ведомства. Потом он переехал в Ленинград, где по его проектам были построены на Морском проспекте ряд жилых кварталов с совершенно новой планировкой жилья. Умер он рано — сгорел на работе.


1. Виктор Анфимов (1900–1991) — первостроитель завода, почетный уралмашевец, один из создателей Музея истории Уралмашзавода. Родился в селе Васильевское Макарьевского уезда Нижегородской области в семье священника. По окончании реального училища в Арзамасе работал учителем, далее — в Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии Приволжского военного округа. Осенью 1919 года был призван в Красную армию и направлен в 27 стрелковый полк в команду пеших разведчиков. Через два года освобожден из армии для продолжения образования в Нижегородском государственном университете, но был переведен в Томский технологический институт. В октябре 1929 года поступил на Уралмашинострой в технический отдел конструктором в бюро проектирования города, где проработал почти шесть лет. В апреле 1935 года был переведен с должности начальника бюро в жилкомбинат на должность начальника технического отдела, а через два года назначен главным инженером. На Уралмаше проработал более 20 лет.


Обложка статьи: Центральная проходная Уралмашзавода. Фрагмент фото, 1977


Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: