Клуб в клубе

    • Типология
      Дом культуры
    • Место
      Екатеринбург, ул. Фестивальная, 12
    • Общая площадь
      более 17 000 м²
    • Годы строительства
      1967–1981
    • Проектное задание
      творческая группа института «Свердловскгражданпроект»
    • Архитекторы
      Г.И. Белянкин, Б. Масленков, В. Краснов, О.М. Перминов, В.И. Ершов, С.Ю. Битный, М.Б. Мотин, С.Д. Безукладникова, Л.М. Цилюрик
    • Конструкторы
      К.З. Мелунович, В.В. Бастраков, Я.Н. Крупник, А.С. Кармацких, Е.С. Сафонов, В.В. Бурдакин, Ф.И. Клещев и др.
    • Инженеры
      Т.П. Маркина, Н.П. Комарова, В.И. Обласов и др.
    • Строительство
      тресты «Уралметаллургмонтаж», «Уралтранспецстрой», «Уралстальконструкция», «Уралэлектромонтаж»
    • Обслуживание
      около 800 человек

5 ноября 1981 года к 64-й годовщине Октябрьской революции свои двери для свердловчан распахнул Дворец Культуры (ДК) Уралмашзавода (УЗТМ). Несколько десятилетий руководство УЗТМ шло к этому. Как известно, клубная история Уралмаша берет начало в конце 1920-х годов, когда специально для творческих коллективов был построен деревянный одноэтажный клуб. А к 1936 году клуб переехал в перестроенное помещение торгового корпуса фабрики-кухни на бульваре Культуры, где и просуществовал больше 50 лет. Новый ДК мыслился как культурный центр, олицетворяющий собой будущее и прогресс. Символично, что именно в его стенах Уралмашзавод готовился с помпой отметить свой полувековой юбилей. 

По задумке авторов проекта новый ДК должен был стать досуговым центром не только для работников УЗТМ, но для всех жителей Орджоникидзевского района. Для этой цели при нем планировалось открыть кафе с банкетным залом на 200 мест, где местные жители смогли бы отдыхать после рабочего дня, слушать музыку и танцевать. В проекте Дворца предусматривались лекционно-концертный зал, киноклуб и камерный зал для встреч с поэтами, композиторами, актерами, многочисленные холлы, уголки отдыха, кафе. Размеры главного фойе позволяли при необходимости превращать его в зал массовых мероприятий. Всего в ДК должно было быть три зрительных зала с кулуарами, объединенные амфитеатром. Самый большой театральный зал был рассчитан на не менее чем 1 300 гостей. По техническому оснащению его сцена рассчитывала стать лучшей в Свердловске, она давала возможность принимать артистические коллективы любых рангов и количественного состава. Помимо прочего, в проекте был танцевальный зал для ритуалов бракосочетаний, посвящений в рабочие, приема в ряды комсомола, а также клубный блок для драматической, оперной, балетной, изо- и киностудий, кружка прикладного искусства. Здесь же планировалось расположить большую библиотеку. Новый ДК был укомплектован финской мебелью и оснащен эскалаторами, изготовленными на Ленинградском заводе.

Строительство нового ДК, 1970-е годы

ДК строили долго. Возведение этого грандиозного объекта началось в конце 1960-х с огромного котлована, выкопанного при участии треста «Свердловскгражданстрой» на перекрёстке улиц Культуры и Фестивальной. Позже, в 1974 году, установили опалубку — вспомогательную конструкцию для кладки каменных сводов.

Также в строительстве ДК участвовали субподрядные организации Главного территориального управления строительства по Среднему Уралу, Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. УЗТМ, в свою очередь, взял на себя ответственность за обеспечение стройки отделочными материалами и изготовление сложного нестандартного оборудования. Много сил в строительство этого уникального комплекса вложили и сотни добровольных помощников: комсомольцы машиностроительного техникума, учащиеся профессионально-технических училищ, школьники, работники завода, а также ленинградские художники и живописцы.

День города в новом ДК. 1981 год. Фото: музей истории Уралмашзавода

Большинство узлов так называемого нестандартного оборудования изготовляли в цехах «завода заводов». Многие из этих срочных заказов прошли через руки работников экспериментального цеха. Рабочие Уралмашзавода делали всевозможные декоративные решетки, фурнитуру витражей и деревянных панелей, подвесной потолок Дворца, завертки для оконных рам. И даже сборку люстр, оригинальная конструкция которых была разработана группой специалистов из Ленинграда во главе с Р.А. Пашковским. В городе на Неве изготовили узлы люстр и хрустальные плафоны, а на УЗТМ слесарями-сборщиками пятого участка экспериментального цеха шла их сборка и изготовление недостающих деталей.

Большим подспорьем на строительстве объекта стали субботники. В эти дни в соответствии с установленным графиком на стройке работали люди из разных цехов и отделов Уралмашзавода. Они убирали помещения и территорию вокруг здания, разгружали машины с раствором и бетоном, подносили материалы к рабочим местам строителей, разбирали тяжелые леса. Перед открытием ДК им предстояло оштукатурить около 5 000 м² поверхностей, покрасить 62 000 м², уложить около 7 000 м² мозаичных полов и 4 000 м² паркетных. 

День города в новом ДК. 1981 год. Фото: музей истории Уралмашзавода

Ленинградские художники были заняты монументальной росписью главного фойе. Группа живописцев под руководством лауреата Государственной премии СССР И.Г. Уралова в вестибюле Дворца создавала живописную композицию на тему «Люди Урала». Главным акцентом фойе дворца стало огромных размеров панно общей площадью 150 м² и длиной 35 метров, выполненное ленинградскими художниками-монументалистами П. Игнатовым, И. Ураловым, В. Махитарьянцем, В. Суховым. Пять композиций — «Геолог», «Мастер камня», «Металл Урала», «Первопроходец» и «Семья» — разделены мозаичными включениями природного камня и самоцветов.

Две театральные художницы из Ленинграда готовили занавесы для сцены. Так называемый геральдический занавес был изготовлен Надеждой Павловной Штейнмиллер, декоратором и живописцем из Ленинграда. На золотисто-красном фоне были изображены серп и молот с портретом В.И. Ленина в центре композиции. По краям полотнища — две ленты с рисунками орденов, которыми награжден прославленный завод. Портальный занавес — дело рук Таисии Семеновны Воронецкой. Полотнище украшено рисунком, нанесенным на капроновую основу. Для удобства транспортировки из Ленинграда полотно разделили на ленты. В Свердловске предстояло из них снова собрать единое целое. Прямо на деревянном полу еще не опробованной сцены сотрудники хозяйственного подразделения Уралмашзавода заново сшивали полотно.

Современный вид ДК

Прекрасный Дворец культуры был разработан свердловскими архитекторами, что представляло предмет особой гордости. Один из них, Геннадий Иванович Белянкин, на тот момент являлся главным архитектором города и был известен своим участием в строительстве киноконцертного зала «Космос» и Дворца молодежи.

Считалось, что ДК на ул. Фестивальной явил собой новый тип клубного здания. Оно было сделано с учетом требований не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Действительно, получился сложный культурный комплекс, состоящий из нескольких самостоятельных, но в то же время взаимосвязанных частей. Каждая студия мыслилась как маленький «клуб в клубе».

Фото-альбом: детали интерьера

Уникальность, величие и масштаб постройки подчеркивало каменное убранство. Изначально предполагалось использовать серый гранит, белый мрамор и лабрадорит. Но с помощью Уралмашзавода удалось расширить цветовую палитру этих материалов, отчего отделка здания только выиграла. В главном вестибюле светлые тона мрамора стали соседствовать с темным лабрадоритом. В главном фойе на стенах преобладал только светлый мрамор, а полы были выстланы многоцветным узбекским мрамором.

На момент открытия качественные характеристики уралмашевского Дворца были значительно выше, чем у многих схожих новостроек и по уровню архитектурного мышления, и по уровню исполнения. Долгое время за эксплуатацию и содержание здания отвечал непосредственно УЗТМ, но в конечном итоге здание перешло в собственность Свердловской области и было переименовано в Свердловский государственный областной Дворец народного творчества.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: