Первый деревянный мавзолей построили в январе 1924 года, второй деревянный — буквально через несколько месяцев. Каменную усыпальницу возвели к октябрю 1930 года. Архитектор Алексей Викторович Щусев спроектировал памятник так, чтобы с вождем могли попрощаться тысячи людей. Разговоры о захоронении Владимира Ильича Ленина ведутся с 1989 года, но негативная общественная реакция на концепцию реиспользования Мавзолея до сих пор имеет место. Трудности строительства, воспоминания рабочих-добровольцев и цитаты из газеты «Правда» — в этой статье из книги «Мавзолей Ленина».
Мавзолей — в кратчайшие сроки
- Текст:Алексей Сергеевич Абрамов5 апреля 2022
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
В ночь на 24 января 1924 года архитектор А. В. Щусев получил срочное правительственное задание: к моменту похорон Ленина спроектировать и построить на Красной площади у Кремлевской стены временный Мавзолей1 со склепом для гроба вождя. Требовалось, чтобы усыпальница могла пропускать множество людей, желающих проститься с Ильичем.
В эту ночь А. В. Щусев долго бродил по Красной площади, присматриваясь к ней, словно видел ее впервые. Постепенно в его голове созревали первые замыслы... Добравшись до мастерской, он пригласил друзей-архитекторов, посоветовался с ними и проработал до рассвета...
Утром эскизный проект Мавзолея был готов, утвержден правительственной комиссией, и архитектор, прибыв на Красную площадь, сделал разбивку плана постройки возле Сенатской башни Кремля.
Поскольку срок был малым, а Мавзолей проектировался временным, его возводили из дерева — наиболее легко обрабатываемого материала.
По чертежам А. В. Щусева на Сокольническом лесном складе готовили деревянные брусья и доски из лучшей архангельской сосны. Их подвозили на лошадях на Красную площадь.
«Усыпальницу вождю, — вспоминал старейший строитель Г. И. Григорьев, — возводили более ста человек Сокольнической стройконторы и Московского управления коммунального хозяйства. Ежедневно на площадку приходило много рабочих-добровольцев, также желавших участвовать в сооружении Мавзолея Ленина».
Лютые морозы доходили почти до 30 градусов. Одного плотника-бородача спросили: «Холодно, отец?». Он проговорил: «Да, но на сердце еще холоднее».
В морозном воздухе гулко стучали ломы, кирки, лопаты. Предстояло вынуть более 50 кубометров грунта. Но замерзшая почва была как камень. Ломы тупились. Костры, зажженные, чтобы отогреть грунт, почти не помогали. Казалось, земля не хочет, не может принять того, кто так нужен людям...
Вызвали красноармейцев-саперов. Сосредоточенные, они приступили к делу. Продолбили шурфы, натянули бикфордовы шнуры. Взрывать землю надо было осторожно, чтобы не повредить соседние Братские могилы, статую рабочего, находившуюся поблизости, и мемориальную доску на Сенатской башне. Бойцы применили мелкие подрывные патроны.
Прозвучала команда: «Берегись!». Люди укрылись в безопасных местах. Загремели короткие взрывы. Вверх полетели земля и камни. Жители Москвы встревожились, прислушиваясь к неожиданной, как казалось, артиллерийской канонаде... Лишь к вечеру 24 января удалось достичь мягкого слоя почвы, промерзшей на 1,5 метра…
Неожиданно землекопы натолкнулись на подземные электрические кабели, а затем на старинные стены и своды. Это сильно замедлило и затруднило работы. Сдерживало темпы и отсутствие некоторых стройматериалов, потребность в которых выяснилась только в ходе дела. Чтобы уложиться в срок, Комиссия по устройству склепа предложила несколько сократить первоначальный план работ, в частности, уменьшить размер котлована и не возводить над усыпальницей предусмотренные архитектором колонны. Стужа, как огонь, обжигала руки землекопов и плотников. Но они не снижали темпов.
Строительство первого Мавзолея. 24 января 1924
Пока землекопы и саперы углубляли котлован, плотники, не теряя времени, сбивали деревянный каркас Мавзолея прямо на площади, чтобы потом опустить его готовым на место.
«Работали и днем и ночью, при свете прожекторов, — вспоминал Г. И. Григорьев. — Изредка бежали обогреться в два трамвайных вагона, установленных около стройки и снабженных электроотопителем, или у костров из щепок. А через десять минут — снова за работу! Окончив смену, люди не хотели уходить и продолжали трудиться».
Строители вкладывали в печальную и почетную работу все свое умение, всю любовь к Ильичу.
За сооружением Мавзолея постоянно наблюдали члены правительственной комиссии по организации похорон В. И. Ленина, архитектор А. В. Щусев, начальник Сокольнической стройконторы М. Е. Борзов. На площадке неотлучно находились руководители Московского профсоюза строительных рабочих.
Как вспоминал старый коммунист маляр А. Ф. Кузоваткин, возводить Мавзолей помогали революционные эмигранты. 25 января на стройку пришли венгерские коммунисты во главе с Бела Куном. Потом появились поляки, австрийцы, финны...
Мавзолей был готов к сроку. 27 января в 16 часов он принял гроб с телом вождя революции. Среди безмолвных людей, стоявших на Красной площади, были и строители усыпальницы.
Первый Мавзолей, простоявший до марта 1930 года
Ежедневно к склепу приходили представители делегаций, не успевшие почтить память В. И. Ленина на похоронах. К подножию Мавзолея возлагались многочисленные венки.
Первый деревянный Мавзолей сильно отличался от нынешнего гранитного.
На земле высился темно-серый куб, увенчанный небольшой трехступенчатой пирамидой. Отделанный струганым чистым тесом — вагонкой в «русскую елку», он поднимался над землей примерно на 3 метра. По фасаду было выложено из черных деревянных брусков — ЛЕНИН.
Справа и слева от этого куба виднелись две меньшие одинаковые деревянные постройки, похожие на будки, — для входа и выхода посетителей. Правая лестница спускалась почти на 3 метра в Траурный зал. Стены лестницы и кубического зала были обиты красной материей с черными полосами в виде пилястр. На потолке склепа, на фоне красной и черной материи, собранной в складки, лучеобразно сходящиеся к центру, пламенел символ рабоче-крестьянской власти — серп и молот. Интерьер Мавзолея был оформлен по рисункам художника И. И. Нивинского.
Проект Траурного зала Мавзолея
В центре зала на возвышении стоял саркофаг с телом Владимира Ильича. В верхней металлической крышке гроба были застекленные прорезы — два боковых и один сверху, через которые можно было видеть В. И. Ленина по пояс.
Склеп освещался двумя матовыми люстрами, висевшими над гробом. От входного коридора Траурный зал отделяла стеклянная дверь. Два окна с зеркальными стеклами позволяли в ясную погоду обходиться в склепе без электрического освещения.
30 января Комиссия по организации похорон В. И. Ленина сообщила, что, поскольку «за поспешностью работ по сооружению склепа для тела В. И. Ленина не все работы и необходимые оборудования внутри склепа были закончены», доступ туда временно закрыт. В середине февраля Мавзолей был открыт для посещения.
Ежедневно на Красной площади собирались огромные массы трудящихся, желавших пройти к гробу Владимира Ильича и проститься с ним. Однако пропустить всех не было возможности: размеры склепа были невелики, к тому же при прохождении людей воздух в нем нагревался, что было опасно для сохранения тела. Несмотря на ограниченный доступ, за полтора месяца в Мавзолее побывало более 100 тысяч человек.
Приближалась весна. Потепление делало невозможным дальнейшее сохранение тела Владимира Ильича. В конце марта доступ в Мавзолей был прекращен, чтобы ученые попытались провести новое бальзамирование.
Правительственная комиссия по увековечению памяти В. И. Ленина (председатель Ф. Дзержинский) поручила Л. Б. Красину помочь ученым, а также организовать усовершенствование склепа. Красин писал в «Правде»: «...То временное сооружение, которое выросло на Красной площади в течение короткого срока этих нескольких незабываемых дней, следовавших за кончиной вождя, конечно, может существовать лишь ровно столько времени, сколько необходимо для сооружения постоянной гробницы».
Мысль о сооружении достойной усыпальницы любимому вождю волновала советских людей с первого дня траура. Еще 25 января рабочие 1-й Государственной фабрики электрических ламп предложили возвести покойному Ильичу памятник-дворец. Такую же мысль высказали, например, сотрудники Главного морского технического хозяйственного управления. В этих предложениях отражалась глубокая любовь трудящихся к Ильичу.
Архитектор А. Щусев получил новое правительственное задание: перестроить Мавзолей, придав ему монументальную архитектурно-художественную форму. Мавзолей должен был сохранить простоту очертаний и архитектурно сочетаться с кремлевской стеной и Красной площадью. Так началась работа над созданием второго деревянного Мавзолея.
1 марта в Московском архитектурном обществе под председательством А. Щусева состоялась дискуссия о формах увековечения памяти Владимира Ильича. На ней выступил Л. Красин. Он считал уместным придать гробнице вождя «форму народной трибуны, с которой будут произноситься будущим поколениям речи на Красной площади». Л. Б. Красин советовал избегать больших скульптурных фигур на Мавзолее. «Что касается надписей на гробнице, — говорил он, — то ими также не следует злоупотреблять, и, пожалуй, наилучшим решением будет здесь та жуткая по своей простоте надпись, которую несет на себе временное сооружение, просто: ЛЕНИН».
Некоторые считали, что отдельный Мавзолей, гробница не нужны. В одной из статей в «Правде» автор, дискутируя с Л. Красиным, предлагал поставить на Красной площади «исполинских размеров фигуру Ленина, призывающего пролетариат на смертный бой с капитализмом. Таким его не раз видела Красная площадь. Таким он должен остаться там навсегда».
Однако роскошная усыпальница или гигантский памятник не встретили поддержки. Немалую роль в этом сыграли правдивые слова Н. К. Крупской, сказавшей в те траурные дни: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств его памяти — всему этому он придавал так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране...»
Большинство архитекторов, участвовавших в дискуссии, согласились, что могила В. И. Ленина «по условиям архитектурного ансамбля Красной площади не должна быть грандиозной по своим размерам», но монументальной и «более подземного характера с небольшой надземной частью...».
Как создать на Красной площади, среди могучих каменных сооружений маленький деревянный Мавзолей великому вождю, Мавзолей, который стал бы главным элементом всемирно известного архитектурного ансамбля?
Талантливый архитектор блестяще справился с этой сложной проблемой. А. Щусев сохранил ступенчатую композицию простых, лаконичных форм Мавзолея, увеличил его размеры и добавил портик и трибуны. Усыпальница сразу стала монументальней, совершенней, величественней.
Строительство второго Мавзолея, весна 1924 года
14 марта правительственная комиссия утвердила проект хрустального саркофага, разработанный архитектором К. Мельниковым.
Весной 1924 года началось сооружение нового Мавзолея Ленина. К 1 Мая большинство работ было закончено.
Участники первомайской демонстрации склоняли знамена перед новой усыпальницей вождя. С Мавзолея их приветствовали руководители партии и правительства. По бокам Мавзолея развевались траурные знамена. На одном было начертано: «Пронесем твое имя через весь мир», на другом: «Выполним твои заветы».
Новую усыпальницу окружал сквер с низкой железной оградой. Дубовые доски нижнего яруса Мавзолея, стоявшие строгой вертикальной шеренгой, представляли собой словно несокрушимую стену. Они были сшиты фигурными коваными гвоздями, которые скупо, но выразительно лишний раз подчеркивали монументальность усыпальницы. Тяги, двери и колонны венчающего портика были из черного дуба, цвет которого выражал идею траура и скорби.
Перестройку Мавзолея полностью завершили в конце мая. Однако из-за работ по бальзамированию он оставался закрытым до 1 августа.
Второй деревянный Мавзолей был очень похож на нынешний гранитный, так хорошо знакомый и дорогой трудящимся всей земли. Тот же ступенчатый силуэт, та же уравновешенность частей. Мавзолей гармонично сочетался с могучей кремлевской стеной, ступенчато-шатровым силуэтом ее башен. Ленинская усыпальница стала центром архитектурного ансамбля Красной площади.
Второй Мавзолей, простоявший до 1930 года
1 августа 1924 года Мавзолей открыл свои двери для посетителей. В 18 часов оркестры заиграли похоронный марш. Первыми в усыпальницу вождя вступили представители столичных рабочих. Они внесли знамя Парижской коммуны, недавно подаренное Москве, и укрепили в Мавзолее священный стяг, под которым шли в бой коммунары. До позднего вечера мимо Ильича, спящего вечным сном в стеклянном саркофаге, проходили московские рабочие. «Перед их глазами, — писала «Правда», — был все тот же Ильич, Ленин, зажавший правую руку в кулак, вот-вот готовый встать, потрясти ею и воскликнуть: «Помни уроки Парижской коммуны!».
Предполагалось, что в первые дни Мавзолей Ильича будет посещать по 2 тысячи человек. Однако проходило значительно больше людей.
7 ноября перед Мавзолеем Ленина войска Московского гарнизона, выстроенные для парада в честь Октябрьской годовщины, приняли Красную присягу.
В 1924 году усыпальницу вождя посетило более 500 тысяч человек.
Второй деревянный Мавзолей простоял пять лет2, до 1929 года.
К 1929 году стало ясно, что бальзамирование тела Владимира Ильича блестяще удалось. После напряженной работы советские ученые гарантировали сохранение тела на длительные сроки.
Правительство постановило заменить деревянный Мавзолей каменным. Объявленный ранее международный конкурс не дал положительных результатов. Поэтому решили сохранить архитектуру Мавзолея, который стал привычен народу, дорог как память об Ильиче. Правительственную комиссию по постройке постоянного Мавзолея возглавил К. Е. Ворошилов. Сооружение каменной усыпальницы поручили автору проекта — академику А. В. Щусеву.
Воспроизводя в камне формы деревянного Мавзолея, архитектор не стал механически их копировать. Стараясь сделать усыпальницу еще выразительней, он вдумчиво искал, максимально используя возможности другого строительного материала. Прошедшие годы были годами новых больших побед социалистического строительства в СССР и международного коммунистического движения, и архитектор пытался полнее отобразить в Мавзолее величие и бессмертие ленинского дела. Сохраняя архитектурный ансамбль Красной площади, зодчий-творец создавал новые формы, соотношения элементов, новые ритмические соразмерности, искал лучшее цветовое решение.
Разработав несколько вариантов, А. В. Щусев сделал макет Мавзолея в граните. «Гранитный проект» был утвержден правительством, и зодчий приступил к детальным чертежам.
Макет гранитного Мавзолея, возведенный в феврале 1930 года на Красной площади
Строительную площадку обнесли забором. Рядом соорудили бараки для обработки, шлифовки и полировки камня.
Третий, постоянный Мавзолей сооружал трест Мосстрой под руководством прораба И. В. Певзнера.
Начиная кладку, белорусский каменщик Н. К. Фоменков написал на кирпиче, покрытом воском: «Товарищ Ленин, ты всегда живешь», и вся бригада расписалась. Гомельские мастера, возводившие стены Мавзолея, выразили думы всех строителей, всех трудящихся... И уникальный кирпич с рабочими автографами лег в основание фундамента.
Архитектор А. В. Щусев и представитель правительственной комиссии инженер К. С. Наджаров объехали многие каменоломни страны. Для облицовки ленинской усыпальницы были отобраны ценные и благородные материалы — мрамор, порфир, гранит, лабрадор, лабрадорит и габронорит.
Рабочие карьеров Украины, Урала, Карелии, где добывали камни для Мавзолея, трудились с особым старанием, стремясь быстрей и лучше выполнить ответственное задание.
«На Головинском карьере Житомирской области, — вспоминал старейший специалист по камню В. И. Длоуги, — нашли черный лабрадор, на котором предстояло сделать простую и волнующую надпись — ЛЕНИН.
Однако каменотесов постигла неудача: от взрыва камень дал трещину. Стали добывать второй монолит. Трудились по 10 часов в сутки. Его удалось выковать значительно быстрее. Весил он ни много ни мало — около 60 тонн. Как поднять такую махину? В карьере было всего шесть старых домкратов и одна лебедка. Рабочие и инженеры предлагали разные способы. Решили поставить добытую глыбу на катки из молодых срубленных дубков. Так и сделали.
Затем возникла новая трудность: на чем везти монолит? Из Москвы прислали восьмиколесную телегу, весившую 16,5 тонны; ширина каждого колеса равнялась 60 сантиметрам. Осторожно погрузили на нее черный лабрадор, и два трактора медленно потащили его к железной дороге. От карьера до станции Горбаши расстояние небольшое — 16 километров, но камень везли восемь дней. Колеса оставляли след глубиной около полуметра. Телега дважды опрокидывалась.
Местные жители всячески помогали везти камень для Мавзолея Ленина. Его доставляли по эстафете — население одной деревни сопровождало монолит до следующей деревни. Там его принимали другие. И так до самой станции.
В Горбашах не было железнодорожной платформы, способной выдержать 60-тонный лабрадор. Прислали специальную 16-колесную платформу, найденную на Ижорском заводе, на которой в первую мировую войну перевозили из Петрограда в Севастополь подводные лодки. На нее погрузили наш монолит.
Приехали на Киевский вокзал Москвы. Опасаясь, что Бородинский мост рухнет под тяжестью камня, платформу перегнали на Ленинградский вокзал. Оттуда ночью, по пустынным улицам перевезли черный лабрадор на Красную площадь. Путь, который обычная автомашина проходит за 7—10 минут, занял два часа.
Не раз, бывая в Москве, каменотесы любовались своим черным монолитом с надписью ЛЕНИН, который они добыли и доставили в столицу, несмотря на все трудности».
Этот камень был самым большим. Другие монолиты и плиты для облицовки Мавзолея весили от 1 до 10 тонн, а черный лабрадор для постамента под саркофаг — 20 тонн.
Напряженно работали строители. Трудно и медленно поддавался камень обработке. Не один десяток шпунтов тупился, пока проходили квадратный метр. Полировка квадратного метра камня средней твердости длилась примерно 3,5 дня. Но гранитчики с упорством врубались в камень. Они знали, что строят памятник Ильичу, и сознание этой высокой ответственности, чувство колоссальной гордости, что именно им выпала честь строить усыпальницу вождю, утраивали их силы и энергию. Чаще стучали молотки и закольники, глубже вгрызались шпунты.
Всего потребовалось 2900 квадратных метров полированного гранита. Большой монолит подняли и поставили над входом с помощью четырех железнодорожных домкратов и множества обыкновенных. Гнезда для букв ЛЕНИН вырубили тверской гранитчик М. Д. Митянов и его напарник И. Тургин; они же отшлифовали эти буквы.
Все республики участвовали в строительстве памятника-усыпальницы дорогого вождя. Белоруссия прислала свой лучший гранит, добытый близ Минска, в районе деревни Дрозды, Армения — черный камень с золотистыми прожилками... Верхнюю — венчающую — плиту Мавзолея (из красного карельского кварцита) установили на 36 колонках разных пород гранита, доставленных из всех семи союзных республик — РСФСР, Закавказской Федерации, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Стройная колоннада венчающего портика как бы символизирует нерушимую дружбу народов СССР.
Зарубежные да и некоторые отечественные специалисты считали, что сооружение Мавзолея займет четыре-пять лет. Советские строители воздвигли его с необычной быстротой — всего за 16 месяцев. Каменный Мавзолей был готов в октябре 1930 года.
Внешний объем Мавзолея увеличился с 1300 до 5800 кубометров, внутренний — с 200 до 2400 кубометров. Мавзолей стал выше на 3 метра. Его общий вес составил примерно 10 тысяч тонн.
Одновременно проводилась реконструкция Красной площади: по обеим сторонам Мавзолея сооружали трибуны на 10 тысяч человек; реставрировали кремлевскую стену от Спасской башни до Арсенальной; сняли Иверские ворота, а памятник Минину и Пожарскому перенесли с центра площади к храму Василия Блаженного; площадь перемостили кубическим гранитом и т.д. Мавзолей Ленина занял на Красной площади самую высокую точку; площадь приобрела особую парадность. Мавзолей Ленина — одно из лучших произведений мирового зодчества.
1. Название «Мавзолей» происходит от гробницы карийского царя Мавсола, сооруженной в Галикарнасе (Малая Азия) архитекторами Пифеем и Сатиром в середине IV века до нашей эры. Гробница просуществовала почти 18 веков.
2. Миниатюрные макеты второго Мавзолея можно видеть в Центральном музее В. И. Ленина и в Музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: