Начавшись с трибун, монументов и зданий-памятников и объектов монументальной пропаганды, пройдя через шалаш в Разливе, многочисленные музеи-квартиры и рабочие кабинеты, памятные доски «с этого балкона выступал…», по мере приближения к распаду советского государства лениниана в архитектуре приобретала все более гигантские масштабы. Эпопея по созданию в Советском Союзе ленинских музеев началась 22 января 1924 года, когда уже на следующий день после смерти вождя была создана Комиссия по увековечиванию его памяти под председательством Ф.Э. Дзержинского, и продолжалась более шестидесяти лет, закончившись строительством в 1987 году грандиозного музея в подмосковных Горках. За шесть лет до появления музея в Горках Центральным Комитетом КПСС было принято решение об организации филиала Центрального музея В. И. Ленина в Казани — «городе, где прошли университетские годы Ленина». Ниже — история и предыстория этого проекта.
- Местоул. Пушкина, 86, Казань, Россия
- Начало проектирования1981
- Окончание строительства1987
- АрхитекторыА. Полянский (руководитель коллектива), М. Лифатов, Ю. Минаев, М. Синев., О. Кулишенко (соавтор), А. Санин (соавтор)
- ИнженерыВ. Танский, Е. Гойхбарг и др.
- Генплан центра городавыполнен совместно с архитекторами П. Саначиным и М. Агишевым
- Текст:22 апреля 2020
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
На рубеже 70-х годов был объявлен архитектурный конкурс на новое здание Центрального музея Ленина в центре Москвы, на Волхонке, между музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Пашковым домом. Однако, как это зачастую бывает, начавшийся на высокой оптимистичной ноте конкурс растянулся на несколько этапов и на долгие годы рассыпался, и ни один из проектов, многие из которых были весьма имениты и интересны, не был осуществлен — московский музей Ленина так и остался в своем здании 1992 года постройки на Площади Революции.
Развертка
Планы этажей
Несмотря на то, что проект не удалось реализовать в столице, в брежневскую эпоху по всему Союзу были построены крупнейшие музейные комплексы, посвященные Ленину: в Ульяновске, Улан-Баторе, Ташкенте, Киеве, Куйбышеве (Самаре), Алма-Ате, Фрунзе (Бишкеке), Красноярске — все они располагались в центре городов и играли, как им и было положено, важную планировочную роль. 3 февраля 1981 году Центральным Комитетом КПСС было принято решение об организации филиала Центрального музея В.И. Ленина в Казани — «городе, где прошли университетские годы Ленина»1.
Конкурс решено было не проводить, а проектирование поручить команде-победителю первого тура Московского конкурса десятилетней в то время давности под руководством А.Т. Полянского, в составе архитекторов М. Лифатова, Ю.Н. Минаева, М. Синева и инженеров В. Танского, Е. Гойхбарга, В. Райцина.
Макет
Градостроительная ситуация в Казани была отчасти схожа с московской — центр города, близость набережной и кремля, ответственный участок. Времени на проектирование не было выделено совсем, строительство требовалось начать немедленно. Отчасти по этой причине за основу был взят московский проект, в который уже было вложено немало творческих и душевных сил. Конечно, он был в значительной степени переработан.
За основу архитектурного решения был принят образ развевающихся красных флагов (девиз проекта был — «Ленин — наше знамя»). Главный, обращенный к реке Казанке и новым в то время районам города фасад решен в виде разновысотных уступчатых объемов из красного туфа, в котором дополнительно высечены геометрические «складки ткани». Утопленный стилобат из светлого камня служит усилению «эффекта левитации» здания. Аналогично был выполнен и фасад, обращенный к кремлю.
Эскиз интерьера
Перед главным входом в музей, со стороны исторической части Казани, был установлен высокий краснокаменный обелиск, символизировавший победу ленинизма. По замыслу архитекторов, красный камень, помимо своего основного, «коммунистического» значения, должен был также перекликаться с цветом знаменитой башни казанского кремля — Сююмбике.
К разработке градостроительного решения были привлечены местные архитекторы, в результате была продумана система площадей между кремлем, музеем Ленина и набережной. По площадям, на которых предполагалась установка монументальных композиций, посвященных главным вехам истории партии, должны были проходить от кремля к музею праздничные демонстрации и шествия. Но эта часть замысла не была осуществлена.
Вид сверху
Идея здания-знамени не является чем-то абсолютно уникальным для советской архитектуры — ее же, хотя и в иной реализации, использовал М. Посохин для павильона СССР на Всемирной выставке 1970 года в Осаке. Однако архитектурное решение ленинского музея в Казани не лишено эффектности, динамики и своеобразия.
Открытие музея было приурочено к 100-летию революционной сходки студентов Казанского университета и состоялось 24 июня 1987 года, однако свою изначальную функцию музей, построенный на излете СССР, выполнял недолго. Уже в сентябре 1992 года решением Казанского горсовета казанский филиал Центрального музея имени В.И. Ленина был реорганизован в Национальный культурный центр «Казань», сегодня сочетающий в себе Музей национальной культуры, культурно-массовый и концертный комплексы. Такое использование здания позволяет сохранять и поддерживать его в близком к первоначальному виде.
Марка к 119-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина
1. Архитектура музеев В.И. Ленина. Е.Г. Розанов, В.И. Ревякин, М, 1986, с. 30
Материал подготовлен на основе изданий: В.И. Ревякин. Архитектура музеев 1980-х годов. — М., ЦНТИ, 1979; В.И. Ревякин. Архитектурная лениниана — «Декоративное искусство СССР», №4, 1980; Розанов, Ревякин. Новые музеи В. И. Ленина. — «Архитектура СССР», №4, 1980; А.Т. Полянский. В поисках архитектурного образа музея В. И. Ленина в Москве. — «Архитектура СССР», №4, 1980.
- Фото:Ольга Казакова, НКЦ
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: