Известно, что по
прошествии некоторого количества лет здание имеет возможность претендовать на
статус памятника архитектуры. С интерьерами зданий все гораздо сложнее — они намного реже поддаются
защите, особенно, если речь идет о послевоенном советском наследии. Невозможно
посчитать, сколько раз вследствие капитального ремонта или какой-либо другой
реновации из интерьеров исчезали мраморные полы из наборной брекчии, мозаики и
росписи зашивались гипсокартоном или вовсе уничтожались при помощи перфоратора,
а оригинальные люстры, перила и прочие детали заменялись современными дешевыми
аналогами без претензии на аутентичность.
В первой части публикации
мы расскажем и покажем несколько общественных интерьеров Москвы этой эпохи,
которым повезло дойти до нас в большой степени сохранности своего оригинального
облика. Более того, сегодня эти интерьеры проживают новую, вторую жизнь,
посетить их можно совершенно свободно, а, вдобавок, еще и интересно провести время. Чтобы не раскрывать заранее все секреты, мы покажем только
небольшой фрагмент каждого объекта, который поможет дать представление о
внутреннем пространстве и его интерьерных особенностях.
Палеонтологический музей
Архитекторы: Ю. Платонов, В. Коган, В. Нагих, Л. Яковенко (ГИПРОНИИ АН
СССР)
Художники: А. Белашов, В. Дувидов, М.
Митурич-Хлебников, М. Фаворская-Шаховская
Адрес: Москва, ул. Профсоюзная, 123
Годы постройки: 1972–1987
Деталь ворот внутреннего двора. Фото: Денис Есаков
Этот
музей находится в Теплом Стане и стоит особняком от прочей застройки — на опушке леса. Его
простой, но точно выверенный кирпичный объем изнутри раскрывается сразу с
многих ракурсов. Дизайн экспозиции музея разрабатывался большим коллективом
художников, отчего иногда сложно отличить керамический барельеф от настоящего
экспоната. Количество деталей на квадратный метр по советским меркам огромно — хотя бы поэтому объект
стоит оценить вживую.
Сюда интересно приехать также с детьми, которые удивятся не только пятиметровой
челюсти кита, но и оценят многоуровневые атриумы с подвешенными в них
скелетами.
Московский государственный
академический детский музыкальный театр им. Наталии Сац
Архитекторы: А. Великанов, В. Красильников
Адрес: Москва, пр. Вернадского, 5
Годы строительства: 1975–1979
Театр
стоит на проспекте Вернадского между двумя другими примечательными зданиями — образцами советского
модернизма — Дворцом
пионеров и Большим Московским цирком. Можно прийти в театр на спектакль, а
можно и просто побродить по холлу, спросив разрешения у вполне сговорчивого
охранника. Так вы, конечно, не увидите зал с его сложносочиненными балконами и
второй ярус холла с объемными скульптурными элементами, подвешенными к потолку.
Зато сможете прогуляться по просторному двухсветному холлу: он интересно засвечен
не только через главный фасад, но и через крышу.
Холл 2-го этажа. Фото: Евгений Чесноков
Его пространство раскрывается
сложными формами, которые снаружи могут поначалу показаться непонятным
нагромождением. По данным официального сайта театр ждет реконструкция в 2020-м,
поэтому успеть осмотреть объект на каникулах стоит обязательно.
Дворец культуры «АЗЛК», сейчас — Культурный центр «Москвич»
Архитекторы: К. Шехоян, Ю. Ранинский, И. Каменский, Д. Король, Н. Тарасенкова
Инженер: Л. Болховитина, Л. Кирсанова
Адрес: Москва, Волгоградский пр-т., 46/15
Год постройки: 1977
Этот образцовый дворец культуры новой волны советского увлечения клубной темой избежал реконструкции в 1990-е и 2000-е и отлично сохранился на сегодняшний день. Построенный как часть большого комплекса общественных зданий завода АЗЛК, «Москвич» получил два десятка кружковых помещений и театральный зал на 1200 мест. Помимо него были возведены спортивный комплекс с 50-метровым бассейном, стадион на 10 000 мест, крытый каток, а также известная многим «летающая тарелка» — музей автомобилей завода (здание сейчас закрыто, а музейная экспозиция перевезена).
Люстра и фрагмент потолка. Фото: Эдик Ильин
В «Москвиче» интересно рассматривать всевозможные детали: сохранились не только люстры, ребристые потолочные панели и настенные барельефы, но даже некоторая мебель, интерьерные клумбы и, конечно, паркет елочкой. А еще сюда можно прийти на спектакль или мюзикл, сводить ребенка на театральный мастер-класс или отправиться на одно из множества кружковых занятий самому.
Музей «Красная Пресня»
Архитектор: В. Антонов (Моспроект-2)
Художник: Е. Головинская
Художник диорамы: Е. Дешалыт
Адрес: Москва, Большой Предтеченский пер., 4
Год постройки: 1975
Этот
небольшой музей состоит из двух корпусов: деревянного одноэтажного
исторического здания музея и более нового корпуса, спроектированного и
построенного в 1970-е годы. Известный революционными событиями район вокруг
станций метро «Баррикадная» и «Улица
1905 года» попал в
проект реконструкции согласно генеральному плану Москвы 1971 года. Здесь был
организован заповедник «Красная Пресня», а затем построено и здание музея.
Деталь витража в холле. Фото: Денис Есаков
С улицы модернистский корпус почти
не видно, его объем спрятан в глубине участка. На двух этажах компактно
разместилось 2 зала и небольшая диорама, посвященная событиям революции.
Экспозиция и все внутреннее пространство выглядят почти по-домашнему, невзирая
на специфику тематики, поэтому идти сюда стоит за особой атмосферой локального
музея.
Кстати, узнать больше о проекте можно в журнале Архитектура СССР в онлайн-библиотеке издательства
МХАТ им. М. Горького
Архитекторы: Е. Бекрицкий, В. Кубасов, А. Моргулис,
И. Покровский, В. Уляшов, Э. Чекавая
Адрес: Москва, Тверской б-р, 22
Годы создания проекта: 1967–1968
Годы строительства: 1972–1973
Среди
исторической застройки Тверского бульвара здание театра выглядит абсолютным
пришельцем — его
внушительный объем и красно-бурый фасад из туфа сильно выделяются среди
невысоких соседей-особняков, торжественно нависая над кронами деревьев.
Интерьер продолжает заданную экстерьером тему — особая, рубленная геометрия форм
здесь прихотливо сочетается с «текучей» пластикой поверхностей. Об этом объекте сложно написать — лучше один раз увидеть
своими глазами.
Элементы мебели и деталь потолка. Фото: Михаил Розанов
Примечательно, что
в 2019 году по проекту архитекторов Archiproba Studios под руководством Тамары
Мурадовой была начата работа над ревитализацией здания с реставрацией
оригинальных элементов и декора интерьера. У студии уже есть опыт работы с советскими модернистскими
объектами: не так давно после реконструкции открылся дворец культуры в городе
Железноводске, ставший одним из немногих
примеров бережного и внимательного подхода к подобного рода объектам.
Тамара Мурадоваархитектор, основательница студии Archiproba Studios«Глобально
цель проекта реконструкции МХАТа в превращении здания из моно-формата в
открытое пространство для города, которое будет работать с утра и до позднего
вечера. Расширение меню программы здания — это совершенно
естественный процесс в условиях современного города. Уверена, что у модернистских
объектов есть потенциал, связанный с включением дополнительного функционала. Мы в самом начале пути и на данном этапе занимаемся
инвентаризацией архивных чертежей и материалов. Консультируемся с Владимиром Кубасовым, одним из авторов
проекта, относительно эстетических решений, которые были изначально заложены в
проект (интерьерных и экстерьерных), интересуемся технологией создания
авторских штукатурок и столярных изделий. Постепенно запускаем комплекс работ
по выполнению детального (инструментального) обследования здания и оценке его
прочностных характеристик и инженерных систем»
Деталь входных ручек. Фото: Тамара Мурадова
Тамара Мурадоваархитектор, основательница студии Archiproba Studios«Все декоративные аутентичные решения будут
сохранены: фактуры стен и потолков, мозаичные полы, кастомные приборы
освещения, парадные лестницы, пластика и отделка фасада, авторская мебель,
большой зрительный зал и все его декоративные элементы. Наш проектный метод
совершенно не предполагает работу с изменением здания, я бы охарактеризовала
его как «тюнинг». Нам удивительно повезло с состоянием здания, так как оно
имеет довольно закрытую структуру — благодаря этому театр буквально
законсервировался во времени. Возможно, МХАТ является одной из последних модернистских
построек такого масштаба в Москве в оригинальном исполнении. Задача, которую мы
ставим перед собой, это максимально сохранить уникальные решения элементов
интерьера и экстерьера. Но фундаментальная задача, которую нам придется решать
с профильными специалистами, — это инженерные системы театра, на данный момент они
находятся в полном упадке. Более чем за 40 лет эксплуатации по ним ни разу не
проводились замены и обновления»