Кинотеатр «Салют»

    • Объект
      Кинотеатр «Салют»
    • Начало проектирования
      1969
    • Окончание строительства
      1978
    • Заказчик
      УКС Горисполкома г. Свердловска
    • Проектировщик
      ПИ «Свердловскгражданпроект», АПМ-6
    • Авторы проекта
      Лантратов П.И., Ершова В.И., Белянкин Г.И.
    • Конструкторы
      Малунович К.З., Бастраков В.В.
    • Адрес
      Екатеринбург, ул. Толмачева, 12
До закрытия кинотеатра «Салют» в Екатеринбурге осталось всего полтора месяца — по официальной версии с 1 января он прекращает свою работу и становится новой площадкой Дворца пионеров. С каждым годом число самостоятельных кинотеатров, не являющихся частью торговых ил развлекательных комплексов, уменьшается, что предсказуемо вызывает негодование местных жителей. Вне зависимости от того, какая судьба постигнет «Салют» в действительности, мы советуем вспомнить историю строительства этого знакового для города здания и заглянуть на досуге внутрь.  

Период конца 1960-х – начала 1970-х годов отмечен относительным оживлением в архитектуре Свердловска. В городе один за другим стали появляться объекты, построенные по индивидуальным проектам. Одной из уникальных построек того времени стал детский кинотеатр «Салют».

Он строился на улице Толмачева, на месте прежнего здания, обветшавшего и в конце 1960-х годов сгоревшего. Новый «Салют» замышлялся как культурно-досуговый центр для детей, где помимо двух кинозалов были бы библиотека, кружковые комнаты, гардероб, два буфета, большой атриум, в котором на Новый год можно ставить елку.

Эскизный проект кинотеатра принадлежит Петру Ивановичу Лантратову (1908–2000). Его соавтором была Валентина Ивановна Ершова, она же занималась рабочим проектированием и надзором за строительством. Лантратов, будучи удивительно разносторонним человеком, помимо архитектуры и живописи, профессионально занимался музыкой — был и исполнителем, и композитором, и оперным режиссером. С началом знаменитой «борьбы с излишествами» он оставил архитектуру и возглавил народную оперную студию при ДК металлургов.

Когда в 1968 году Лантратов получил задание спроектировать новый детский кинотеатр, это стало для него возможностью проявить свой неординарный архитектурный талант. В его эскизном проекте мы видим живописные криволинейные стены. Оба зала, расположенные один под другим, имеют интересные криволинейные очертания. Пространство второго и третьего этажей объединено большим атриумом, освещаемым через окна-витражи. Авторы придумали для нового детского кинотеатра романтичное название «Парус», однако из-за проблем с переоформлением бумаг он так и остался «Салютом».

Вместить все необходимые площади на том небольшом участке земли, на котором располагалось старое здание, оказалось невозможно. Тогда архитекторам удалось вынести часть фасада за красную линию и развернуть вход перпендикулярно улице. Движение автомобилей на этом участке Толмачева (в то время транспортная проблема еще не стояла) было перекрыто. Фасад, таким образом, теперь просматривался с главного проспекта, а зрительное замыкание удалось обеспечить с помощью еще одной оригинальной находки: далеко за красную линию своеобразной пластиной были вынесены стены вентиляционной шахты.

Закрытие улицы для транспорта позволило выполнить благоустройство перед кинотеатром. Это пространство, вымощенное плитами и брусчаткой и поднятое над прилегающим тротуаром за счет подпорной стенки, должно было играть роль «наружного вестибюля».

Проект был окончательно реализован в 1978 году. Для того времени удивительно, что построенное здание имело произвольный план с криволинейными стенами и монолитными перекрытиями. Для отделки наружных и внутренних помещений использовали (выбор материалов тогда был небогат) серую камневидную штукатурку. Оба зала кинотеатра рассчитывались на естественную акустику; акустическими соображениями продиктованы и «уши» на стенах большого кинозала, и оригинальная форма гипсовых подвесных потолков. Эти и другие интерьерные детали придавали зданию запоминающийся индивидуальный облик.

В стене вентиляционной шахты архитекторы предусмотрели круглый проем, в котором, по проекту, должна была висеть скульптура из прозрачного материала — символ детства. Реализовать эту красивую идею, также, как и многое другое, задуманное архитекторами, не удалось по причине нехватки средств. Отверстие в уже построенной стене замуровали; теперь на этом месте висит невзрачный металлический барельеф.

В интерьере «Салюта» с тех пор многое изменилось, а внешний вид остался почти таким же. Но, как и раньше, внутренняя и наружная отделка, к сожалению, не помогает выявить качество архитектурных решений. 

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: