Точка притяжения Хабаровск

14 октября 2019 года для пассажиров открылся новый терминал аэропорта Хабаровск, спроектированный немецким бюро WP I ARC. Терминал внутренних линий является первым этапом по развитию всего комплекса аэропорта как Air City (многофункциональный бизнес-парк). Авторский коллектив делится с TATLIN пятилетней историей проектирования и дальнейшими планами развития аэропорта. 

Развитие авиационного сообщения в Хабаровске началось с открытия гидропорта на берегу Амура в 1929 году. По мере роста спроса на авиаперевозки уже к 1931 году понадобились дополнительные сооружения, и спустя семь лет был построен новый аэродром. К 1954 году он включал новую взлётно-посадочную полосу и терминал. Спустя десятилетие открылся второй терминал, а к ЭКСПО-70 аэропорту был присвоен статус международного и выполнен первый полет в Японию. В 1970–1980-х аэропорт стал частью культурной жизни города благодаря ресторану «Аквариум», который находился на его территории. В нём проходили регулярные музыкальные выступления, играли джаз. Можно было попробовать редкие для того времени блюда, продегустировать «импортные напитки» в баре.

Ресторан «Аквариум» на территории аэропорта (слева), первый терминал 1954 года (справа). Источник: МД и habarnew

С конца 1980-х годов пассажиропоток аэропорта достигал 3,6 миллионов в год и обслуживал такие направления, как Сан-Франциско, Анкоридж, Сиэтл, Сингапур, Харбин и ряд городов Японии. После развала Советского Союза уровень пассажиропотока снизился, однако в 1993 году в аэропорту был построен ещё один терминал, который принимал пассажиров внутренних линий до открытия нового терминала в 2019 году. С 2009-го пассажиропоток стал увеличиваться и началась подготовка к разработке мастер-плана аэропорта.  

Аэропорт Хабаровска определён как узловой хаб федерального и международного значения согласно Транспортной стратегии РФ до 2020 года. В 2012–2013 годы проводился анализ рынка, оценивались возможные сценарии и перспективы его развития. По предварительному прогнозу, к 2030 году спрос на воздушные перевозки должен превысить 4 миллиона человек в год. 

Комплекс аэропорта: новый терминал, административное здание, существующий терминал, отель, выставочный комплекс, визуализация, 2014 год 

Мастер-план развития аэропорта Хабаровска до 2030 года создан консорциумом Incheon International Airport Corporation и Daewoo Engineering. В качестве экспертов привлекались Корейский Транспортный Институт (KOTI), и заслуженное корейское архитектурное бюро Heerim Architects & Planers. Аэропорт расположен в 15 км от центра города. Мастер-план предполагает развитие территории в сторону города от инфраструктуры терминалов, отелей, бизнес-центра, обслуживающих аэропорт к городской среде с выставочным центром, торговым центром, общественными пространствами. Концепция мастер-плана сохранилась, но в ходе работы над проектом претерпела ряд изменений. В первую очередь, в силу расхождения фактического и прогнозируемого пассажиропотока прогноз на рост авиаперевозок был актуализирован, и пропускная способность нового терминала потребовала увеличения. Согласно новым данным, инфраструктура аэропорта должна обеспечить рост пассажиропотока до 4,9 млн. пасс. в год к 2030 году. 

Развитие аэропортового комплекса. Источник: инвестпортал Хабаровска 

После актуализации прогноза началась детализация мастер-плана, а также согласование функционально-планировочной и архитектурно-технологической концепции развития терминального комплекса. В 2013 году консорциум Assmann Beraten + Planen и WP I ARC выиграли тендер на разработку терминального комплекса в аэропорту Хабаровска. WP I ARC отвечали за архитектурные решения и технологии аэропорта. Московское представительство Assman Beraten+Planen выступали генеральным проектировщиком, а бюро в Дортмунде разрабатывало стальные конструкции. Для WP I ARC Хабаровск стал комплексным долгосрочным проектом, работа над которым шла в течение пяти лет. Помимо терминального комплекса в рамках мастер-плана по развитию аэропорта как Air City WP I ARC разработало проекты: отельного и выставочного комплексов, реконструкции существующего здания терминала под многофункциональный центр, расширения существующего терминала международных линий, организации привокзальной площади, интерьеров общественных зон, бизнес и VIP-залов. На каждом этапе развития проекта варианты соединения зданий, пешеходных путей и доставки рассматривались с точки зрения логистики и тайминга. Возможные сценарии развития оценивались и сводились в наглядную таблицу с расчётом плюсов и минусов каждого варианта что давало возможность принять оптимальное решение. 

Первоначальный проект терминала для внутренних и международных рейсов, 2015 год

С учётом существующих ограничений в зоне обслуживания пассажиров, новый терминальный комплекс было решено возвести на месте существующего терминала 1965 года и VIP-терминала. Первоначально архитекторы предлагали сохранить VIP-терминал 1954 года, но после сноса соседнего здания началась просадка грунтов и он пришёл в аварийное состояние.

В период 2014–2015 годов WP I ARC разрабатывали проект единого терминала площадью 55 тыс. м2, рассчитанного на обслуживание внутренних и международных рейсов с общей пропускной способностью 1900 пасс./ час. Затем по экономическим и организационным причинам возникли сложности в реализации такого масштабного проекта. Чтобы сократить единовременные затраты на строительство, было решено разбить здание на два терминала: для внутренних и международных линий. 

Первоначальный проект терминала для внутренних и международных рейсов, 2015 год

Следуя принятому решению, за 2015–2016 годы бюро разработало три варианта терминального комплекса для поэтапного строительства. Согласно первому варианту, площадь сократилась до 38,9 тыс. м2, а далее и до 31 тыс. м2. Оба варианта предполагали строительство одной очереди терминала, затем снос бокового фасада и пристройку второй очереди.

Схема трансформации проекта

Наконец, в третьем варианте предлагалось построить два отдельно стоящих здания, заложив соединение только по пешеходным галереям второго и третьего этажей. Такое последовательное строительство сначала терминала внутренних линий, а затем международного соответствует логике развития перевозок, так как по прогнозам пассажиропоток растёт в первую очередь на внутренних направлениях. Площадь первого этапа составила 25,9 м2, а второго — 19,3 м2. Таким образом, третий вариант стал основным, поскольку обладает наибольшим количеством преимуществ. В нем сохранены оптимальные площади без потери качества и уровня сервиса. Между зданиями остаётся свободная площадь, которая используется для проезда и организации внутреннего двора для VIP-пассажиров. Поскольку оба здания соединяются только галереями, затраты на локальный снос боковой стены первого здания минимальны. Кроме того, вдоль фасадов увеличивается количество площадей с естественным освещением. 

Проект соединения комплекса из двух терминалов, 2019 год

Строительство терминала внутренних воздушных линий (ВВЛ) началось в марте 2018 года и велось в течение 18 месяцев с сопровождением авторского коллектива WP I ARC. Команда бюро ежедневно отвечала на вопросы генерального подрядчика и управляющей компании аэропорта, помогала решать возникающие вопросы, консультировала коллег по архитектурным и интерьерным решениям, деталям, выбору материалов, навигации и др. Генеральным подрядчиком строительства выступала компания Limak-Marashstroy, а техническим заказчиком — DBC-Consultants. В московском представительстве управляющей компании аэропорта проходили совещания по проекту, обсуждались возможные сценарии развития территории, вырабатывались совместные решения от конструкций до стиля навигации. Российские коллеги работали над воплощением проекта, координировали подрядчиков в Хабаровске, всегда держали в курсе необходимых корректировок или новых данных. Между проектировщиками, подрядчиками и управляющей компанией было организовано постоянное взаимодействие. В результате получился цельный продукт и сформировалось понимание возможностей долгосрочного развития аэропортового комплекса. 

Вид на новый терминал внутренних воздушных линий (ВВЛ) на этапе завершения строительства

Компания WP I ARC проектирует транспортные сооружения разного типа: аэропорты, вокзалы, станции метро, транспортно-пересадочные узлы и сопутствующую инфраструктуру. Специализацией бюро является технология аэропортов — она не видна пассажиру, но от её проработки зависит уровень комфорта и эффективность использования терминала. Технология аэропорта строится на детальной проработке пространственных связей, их соответствия грамотной функциональной организации, нормам и рекомендациям, необходимому количеству площадей, распределению потоков людей и скорости их перемещения, при сохранении уровня обслуживания и возможностей гибкого использования терминального комплекса в будущем. Иными словами, если архитектура выступает формой, отвечая за образ и внешнюю привлекательность, то технология аэропорта позволяет продумать внутреннее содержание пространства.

Ночной вид на новый терминал внутренних воздушных линий (ВВЛ)

Согласно философии WP I ARC, функция определяет форму, поэтому основное внимание при проектировании нового терминала уделялось качеству внутреннего пространства, функциональным связям, логике организации пассажиропотоков.

Новый терминал выполнен в соответствии с международными требованиями к проектированию. В нем есть просторные залы, двусветные пространства, понятная навигация, ясная последовательность прохождения этапов технологических процедур, визуальные связи, комфортные общественные зоны. Внимательный подход к проектированию, характерный для немецкого архитектурного бюро, отражён как в проработке деталей, так и в общих решениях. Облик терминала характеризуется лаконичностью, чистотой объёмов, строгостью и спокойной цветовой гаммой. Акцентами в залах терминала выступают элементы освещения, мебели, отделки. В фирменном стиле аэропорта присутствует пять цветов в разных градациях от «солнечного жёлтого» — цвета логотипа, до «синего амура». Мебель в общественных залах и зонах арендаторов выполнена в оттенках «северного серо-голубого» и синего. Светильники в виде «льдин» разбавляют строгие залы выдачи багажа и коридоров. Для системы навигации архитекторы также предлагали цветовую схему с темно-синим оттенком морской волны, но в итоге выбор пал на классическое сочетание с жёлтым фоном. 

Интерьер общего зала прилёта и вылета

Хабаровск расположен на Амуре, поэтому внешний облик терминала имеет черты набегающей волны. Её характер поддерживается в интерьерных решениях, например, плавными очертаниями коммерческих зон и волнообразными потолками VIP-зала. В сёрфинге есть понятие «пойнт-брейк», когда волна ударяется о мыс и расходится симметричными длинными полосами разного сечения. След такой волны отражён в форме светильников центрального зала. Кроме того, согласно светотехническим расчётам, расположение и форма этих светильников обеспечивает оптимальную освещённость. Мало кто знает о том, что криволинейный козырёк кровли, защищающий центральный вход от осадков, также компенсирует снеговые нагрузки за счёт большой площади его поверхности. Ветровая нагрузка действует снизу козырька примерно с такой же силой, с какой давит снеговая нагрузка. Таким образом, баланс архитектурно-функциональных решений терминала отражается и в конструктивных решениях. 

Вид на терминал со стороны входа в процессе строительства январь / сентябрь 2019 

Хабаровск — «город солнца», в нем около 300 солнечных дней в году, поэтому образ солнца отражён в логотипе аэропорта. В новом терминале присутствует игра света, объем и воздух за счёт просторных общественных пространств и фонарей верхнего света, обеспечивающих большое количество естественной освещённости. Следующий этап строительства — международный терминал, который планируется построить к 2022 году. Скоро в Хабаровске можно будет «поймать волну» и полететь за солнцем из современного терминального комплекса, развитие которого поддерживается сопутствующей инфраструктурой. 

Вид на общий зал прилёта и вылета с третьего уровня

Во время строительства нового терминала бюро работало над интерьерами общественных пространств, бизнес и VIP-залов. При проектировании интерьеров ставилась задача обеспечить максимально возможное количество посадочных мест, сохранив комфорт пребывания и обеспечив все необходимые сервисы: буфет, бар, переговорные, компьютерные зоны, открытые и закрытые сидячие места, детские зоны, шкафчики для хранения, удобный доступ и т.д. Интерьеры общественных зон выдержаны в общей спокойной цветовой гамме, а каждый зал повышенной комфортности имеет свою стилистику. Например, VIP-залы выполнены в спокойной цветовой гамме с черно-белой мебелью. Акцентами выступают волнообразный потолок, отражающий тему «волны», и вертикальное озеленение, оживляющее переговорную.  

Проект интерьеров VIP-зала

В 2018–2019 годы параллельно со строительством первого терминала также разрабатывались варианты второго этапа для международного терминала. Одним из первых предложений стала реконструкция существующего терминала внутренних линий 1993 года постройки под международный. При разработке этой идеи возник ряд ограничений. Во-первых, в отличие от принятых сейчас трёх уровней терминала в существующем здании есть только два. Это не позволяет эффективно разводить потоки пассажиров и одновременно осуществлять операции посадки и высадки на разных уровнях. Во-вторых, требования площадей и оборудования для терминалов внутренних и международных линий отличаются. Глубина существующего здания не достаточна для комфортного размещения всех требуемых площадей. И в-третьих, терминалы необходимо соединить по-другому, иначе пассажирам придётся идти по улице. 

Концепция реконструкции терминала ВВЛ, существующее положение (слева), проект (справа)

WP I ARC рассмотрели все возможные варианты реконструкции, но рекомендовали вернуться к идее строительства нового терминала второго этапа рядом со строящимся, что и было принято в итоге. Действующий терминал в свою очередь после перевода всех рейсов в новое здание можно реконструировать под многофункциональный или культурный центр. Завершающим этапом проектирования стало концептуальное предложение по соединению новых терминалов по кровле для визуальной цельности.

Предложение по соединению двух новых терминалов ВВЛ и МВЛ по кровле

В 2018 году в России прошёл конкурс по присвоению аэропортам имён людей, внёсших существенный вклад в развитие России. Так, аэропорт Хабаровска назван в честь адмирала Геннадия Ивановича Невельского, который первым показал, что Амур доступен для морского судоходства и основал Николаевск-на-Амуре, а также обнаружил пролив между островом Сахалин и материком. В связи с переименованием аэропорта, WP I ARC подготовило рекомендации по интеграции нового образа в здание терминала. Рекомендации включали возможные места для расположения инсталляций, выставочной экспозиции, вывесок, бенчмаркинг мировых трендов, примеры позиционирования. 

Примеры использования образа адмирала Г.И. Невельского

В долгосрочной перспективе аэропорт Хабаровска рассматривается не только как Дальневосточный хаб, но и «ворота» в регион, ключевая инфраструктура, дающая возможность реализовать его туристический потенциал и повысить экономическую привлекательность. Задачи по созданию логистического и торгово-транспортного центра на базе аэропорта входят в стратегический план развития города и края. Транспортная доступность является одним из факторов роста инвестиционной привлекательности территории. При наличии крупного хаба в городе увеличивается количество представительств международных компаний, рабочих мест и высококвалифицированных сотрудников. Стоит отметить, что развитые страны одновременно являются странами с наиболее развитой транспортной инфраструктурой.

Вид на новый терминал на этапе завершения строительства.

Аэропорт рассматривается как инвестиционный проект, на базе которого можно создать Air City, логистический центр и усилить взаимосвязь с городом. Поскольку он расположен в 15 минутах езды от центра города, его инфраструктура может «работать» не только на пассажиров, но и на жителей. Так, например, в разное время, независимо друг от друга, три различных бюро, включая WP I ARC, предложили создать на территории аэропорта выставочный, культурный или многофункциональный центр. В предложении WP I ARC под него может быть использован существующий терминал внутренних линий. Бюро проанализировало мировые примеры и предложило не только концепцию функционального наполнения терминала, но и возможную круглогодичную программу мероприятий.

В Хабаровске живёт 600 тыс. человек, а мобильность составляет около трех перелётов на душу населения. Несмотря на то, что пассажиропоток Хабаровска по прогнозам не превысит 5 млн. пассажиров в течение ближайших десяти лет, развитие его инфраструктуры необходимо для стабильного социально-экономического роста, создания новых рабочих мест и, возможно, нового центра культурной жизни города. 

Вид на новый терминал с высоты птичьего полёта на этапе завершения строительства

В мировой практике крупные хабы оказывают огромное влияние на конкурентоспособность городов. При равнозначном количестве жителей такие города, как Франкфурт, Хельсинки, Амстердам являются экономическими и культурными центрами. Их аэропорты стали ключевыми элементами транспортной инфраструктуры, необходимой для поддержания бизнес-активности городов. 

Аэропорт Хабаровска входит в состав территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), в рамках которых созданы привлекательные условия для привлечения инвесторов и развития бизнеса. Ценность развития аэропорта не только в создании физической инфраструктуры для обеспечения комфорта и растущей пропускной способности, но и в комплексном подходе к реализации таких проектов. В контексте развития города Air City Хабаровска с коммерческой и культурной функцией должен стать важным элементом в создании благоприятного экономического климата как для жителей, так и для иностранных партнёров. 

Вид на Хабаровск и аэропорт из иллюминатора

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: