На протяжении многих веков культовые сооружения нередко играли ведущую роль
и во многом определяли ход развития архитектуры. Историческая архитектурная
наука долгое время сосредотачивала основное внимание преимущественно на этих
типах сооружений, искажая в известной степени картину развития архитектуры. Но
начиная примерно со второй трети XIX века культовая архитектура теряет свое
ведущее значение. Начинается длительный период ее упадка. Именно это время
является временем невиданного ранее торжества науки и подъема революционного
движения — сил, объективно противостоящих религии. Во второй
половине XIX — начале XX века основное направление в архитектуре и ее важнейшие
достижения за этот период связаны с новыми типами зданий и сооружений: мостами,
фабриками, вокзалами, конторскими зданиями, банками, театрами, больницами, новыми
типами жилища и т. д. Культовая архитектура в это время во всех странах
находится в глубоком застое. В этой области строительства находят себе приют
консервативные традиции, махровый эклектизм националистического толка.
Такое положение сохранялось еще долгое время. Во второй половине XX века церковь стремится идти в ногу со временем и даже
выглядеть организацией, возглавляющей прогрессивные движения современности: она
провозглашает себя защитницей гуманизма, мира, духовных и моральных ценностей.
Понимая, что новые формы в архитектуре уже завоевали признание, церковь начинает
выступать одним из основных заказчиков, предлагая интересные с профессиональной
точки зрения заказы крупнейшим архитекторам и художникам Запада. Тема третьего номера
журнала “L'archiiecture d'aujourd'hui” за 1966 год далека от практики советской архитектуры: журнал
показывает характер и тенденции современного культового строительства на
Западе. Мы делимся несколькими примерами католических церквей, опубликованных в
этом номере.
СОБОР СЕН МАРИ (SAINTE MARIE) В ТОКИО (TOKYO)
Архитекторы: B. Шломбс (Wilhelm Schlombs) и Я. Йоситаке (Yasumi Yoshitake)
Консультант: К. Танге (Kenzo Tange) с сотрудниками
Инженер-конструктор: И. Цубои (Yoshikatsu Tsuboi)
Инженеры-механики: У. Инуе (Uichi Inoue) и М. Отаки (Motot Otaki)
Инженер по акустике: C. Исии (Seiko Ishii)
Архитектор по внутреннему оформлению: И. Кенмоци (Isamu Kenmochi)
Вход в собор: справа колокольня высотой 60 м, слева боковой вход, в центре ступени, ведущие на паперть
В 1899 году была построена церковь Вьерж Иммакюле, к которой в 1911 году добавили часовню Нотр Дам де Лурд. В 1920 году эту церковь объявили собором и
использовали как центр церковной деятельности всего округа Токио. Церковь
сгорела в 1945 году Длительное время обсуждалась возможность реконструкции церкви, но в конце
концов появилась возможность строительства собора в Токио на месте сгоревшей
церкви.
Для решения этой задачи в 1961 году был объявлен закрытый конкурс, к участию
в котором пригласили крупнейших японских архитекторов. В мае 1962 года был утвержден проект Кендзо Танге, а в декабре 1964 года собор
был введен в эксплуатацию. Архитектурная концепция формы и пространства определяется двумя основными
положениями: архитектор
стремился, с одной стороны, как можно ближе подойти к специфической
архитектуре католических церквей, используя при этом технику в современном
духе, и с другой, — создать японский эквивалент европейской церкви.
Средневековый европейский собор был символом объединения, он возвышался над застройкой, которая часто подходила
к самым его стенам, В данном случае мы видим стремление перевести эту традицию
на современный язык. Генеральный план решен таким образом, чтобы посетители
направлялись в церковь как бы по средневековым улицам. Расположение собора в
жилом районе с напряженным автомобильным движением вызвало необходимость
обеспечить переходные зоны между шумными улицами и церковью. С этой целью
запроектирована небольшая площадка, образующая паперть, на которой возвышается
колокольня.
Аксонометрия конструктивной схемы: стекло, фонари верхнего освещения, мембрана, работающая на растяжение, мрамор, сван основания
Ансамбль таким образом открыт в сторону города, и в то же время церковь
достаточно изолирована от наружного шума. План церкви имеет форму бумажного
змея, вокруг которого в низких корпусах свободно сгруппированы подсобные
помещения. Объем собора, напоминающий гигантскую палатку, образованную
восемью гиперболическими параболоидами, возвышается над пристройками, не
значительными по высоте.
Входы в собор низкие, боковые, выходящие на пространство, напоминающее приделы готических
соборов. Здесь расположены баптистерий и дополнительные часовни, в том числе
Нотр Дам де Лурд. Над западным порталом расположены трибуны и орган, к которым
ведет винтовая лестница. Под центральным алтарем устроена крипта, освещенная
фонарями.
Основной элемент архитектурной пластики — покрытие — состоит из восьми
гиперболических параболоидов, опирающихся на рандбалку. В верхней части эти
параболоиды расходятся, оставляя достаточное пространство для устройства
верхнего света через остекленные ленты, образующие крест, четыре конца
которого спускаются до земли.
Верхние витражи остеклены прозрачным стеклом. Над алтарем витраж выполнен
из светопропускающих пластинок мрамора. Вертикальная остекленная полоса за
алтарем дополняет естественное освещение. Общее стремление ввысь по существу, но не по форме напоминает готику.
Внутренние бетонные поверхности оставлены без отделки после распалубки, а
наружные облицованы волнистой нержавеющей сталью. Примыкающие к основному
сооружению объемы облицованы большими бетонными плитами, контрастирующими с
металлической облицовкой центрального объема. Это сооружение еще раз подтверждает пластическое чутье архитектора Кендзо
Танге.
СОБОР НГУЕЙ (HIGUEY) В САНТО-ДОМИНГО (SAINT-DOMINGUE)
Архитекторы: A. Ж. Дюнуайе де Сегонзак (A. J. Dunoyer de Segonzac) и П. Дюпре (P. Dupre)
Инженер-консультант: Х. Винсент (H. Vincent)
Художники по витражам: Ж. Л. Перро (J. L. Perrot) и Ж. Луар (G. Loire)
Главный фасад
Базилика в Санто-Доминго построена в районе, подверженном сильным землетрясениям
и циклонам, что крайне усложнило решение проблем, связанных со строительством
такого крупного здания.
План имеет крестообразную форму с длиной перекладин 50 м на 100 м. Этот крест
покрыт рядом взаимопересекающихся, различных по высоте арок. Над всем
сооружением доминирует арка высотой 80 м, на верхнюю точку которой ведут
внутренние лестницы. Кроме основного здания в ансамбль входят колокольня и
крытые галереи для паломников в виде грибообразных железобетонных навесов.
По совету инж. Бернара Лафая (Bernard Lafaille), к которому в свое время обратились за консультацией, абсида, неф и колокольня
из соображений сейсмостойкости решены как совершенно самостоятельные, не
связанные между собой элементы, с раздельными основаниями и конструкциями.
Эта конструктивная независимость относится не к отдельным точкам, а к обширным
зонам покрытий, допускающим значительные колебания отдельных частей
сооружения без ущерба для целого. Псевдопараболическая форма арок и их опоры
удовлетворяют требованию по возможности освободить пространство в уровне земли
и обеспечивают устойчивость всего сооружения.
План: 1 - общежитие монахинь, 2 - ризница, 3 - дом священника, 4 - туалет, 5 - паперть
Отсутствие строительного предприятия на месте вызвало необходимость в
организации комплексной строительной бригады, выполнявшей все виды работ:
вскрытие и разработку карьеров, организацию строительного участка и плотничных
мастерских, разметку и сборку опалубки., строительство и монтаж электростанции
(поскольку поселок не был подключен к электрической сети два первые года) и все
другие работы, вплоть до чертежей предметов культа, витражей и большого органа.
Во избежание больших затрат, связанных с устройством лесов, для строительства
большой арки были сооружены легкие металлические конструкции, поддерживавшие и
направлявшие скользящую опалубку прямоугольных частей и конические элементы
опалубки верхней части арки. Эти металлические конструкции, придававшие в собранном
виде строительному участку характер огромного деррика для нефтяных
разработок, позволили установить кран высотой до крюка 85 м, предназначенный
для подъема и установки элементов опалубки и для укладки бетона. Металлическая
арка была затем использована как основная арматура железобетонной арки.
Кроме отдельных участков стен, обработанных бучардой или насечкой поверхности,
и облицованного мрамором цоколя, поддерживающего главный алтарь, все бетонные
поверхности оставлены без отделки после распалубки. В общем решении сооружения с его сложной игрой взаимопересекающихся арок
большую роль играют витражи, проекты которых подвергались многократным
проверкам на месте для правильного выбора типа стекла.
Вид изнутри на нижнюю часть арок
Для защиты здания от частых в этих краях циклонов пришлось прибегнуть к
необычному методу, состоящему в устройстве очень легкой и очень жесткой
поддерживающей сетки из тонких перекрещивающихся деревянных пластинок,
растянутых на стержнях, ввинченных в специальные оттягивающие клинья. Эта
сетка выполнена из твердого дерева «копав» (copaz), которое тяжелее дуба и противостоит термитам. После изготовления пластинки
погружаются в жидкость, обладающую фунгицидно-инсектицидными свойствами. Толстые
стекла (10-12 мм) после разрезки вставляются в свинцовые рамки на прокладке из мастики, обеспечивающей
гидроизоляцию и возможность температурного расширения. Витражи собираются на
специальных столах, посыпанных песком с двойным слоем полиэфирной смолы
(светлого тона для покрытия внутренней стороны витража). Стекла укладываются в
заранее определенном порядке в соответствии с рисунком витража. Песок должен
придавать матовость законченным витражам. Панно из полиэфирных смол отливаются
точно по размерам ячеек, в которые они вставляются.
ЦЕРКОВЬ СЕН-ЭТЬЕН (SAINTETIENNE) В АРЛЕНЕ (ARLEN), ФРГ
Архитектор: Ю. Дахинден (Justus Dahinden)
Инженер: А. Мюллер (A. Muller)
Часть заднего фасада, вид из баптистерия на улицу, генеральный план
Церковь построена в центре села, на прямоугольном участке, полого спускающемся
к реке Аах (Aach). Вход в церковь по широким ступеням, ведущим к притвору, обшитому досками
из лиственницы. Сама церковь состоит из большого нефа и одного придела, в
которых размещается 550 человек. Придел используется как часовня. В
баптистерий попадают или через главный вход, или через боковую дверь. Ризница
разделена на две части: одна для священника, другая для детей из хора; входят
в нее прямо из хора и из придела. Лестница, расположенная около главного
входа, ведет к хорам, на которых установлен орган.
Автомобильная стоянка устроена в нижней части участка. В подвале размещен
небольшой зал на 150 мест с кухней, вестибюлем, раздевальной и санитарными
узлами. Над церковью возвышается мощная железобетонная колокольня с неотделанными
после распалубки поверхностями стен, контрастирующими с крутыми скатами
черной асбестофанерной кровли.
Большое внимание было уделено благоустройству свободного пространства
вокруг церкви; здесь использованы такие природные элементы, как камни,
лужайки, кустарники. В оформлении интерьера широко применено дерево как для подшивки потолков,
так и для обшивки части стен.
ЦЕРКОВЬ САКРЕ-КЕР (SACRfi COEUR) В БУХСЕ (BUCHS), ШВЕЙЦАРИЯ (SUISSE)
Архитектор: Ю. Дахинден (Justus Dahinden)
Инженеры: Э. Шубигер (E. Schubiger) и А. Габатулер (А. Gabathuler)
Скульптор: А. Видер (A. Wider)
Боковой фасад, внутренний вид соединительной галереи
Решение принято в зависимости от конфигурации и расположения участка,
состоящего из двух сдвинутых по отношению друг к другу частей. Это привело к
разделению комплекса на три группы; в первую входят: дома священника и викария
и колокольня; во вторую сама церковь; в третью соединяющая их крытая галерея,
вдоль которой установлены четырнадцать тематических барельефов.
Церковь рассчитана на 520 мест. Часовня зрительно отделена от главного
нефа железобетонной решеткой со скульптурными бронзовыми элементами. Все бетонные поверхности здания оставлены без отделки после распалубки.
Подшивка потолков досками из лиственницы вносит известную теплоту в оформление
интерьера.
Находящиеся в церкви не видят источников освещения, направленных на
алтарь. Декоративный элемент в интерьере сведен к минимуму, в основу заложено
свободное и правильное использование материалов.
В подвале здания предусмотрены приходский зал на 250 мест со сценой,
классное помещение, гостиная и бомбоубежище.
ЦЕРКОВЬ СЕН-ФРАНСУА (SAINT FRANCOIS) В ХУТВИЛЕ (HUTTWILEN), ШВЕЙЦАРИЯ (SUISSE)
Архитектор: Ю. Дахинден (Justus Dahinden)
Инженеры: Ж. Ганаль (J. Ganahl) и Б. Келлер (В. Keller)
Скульптор: А. Видер (Albert Wider)
Генеральный план и общий вид
Несмотря на небольшие размеры участка и необходимость в связи с этим
компактного решения, эта церковь, расположенная на высоком месте и связанная
со старым домом священника и кладбищем, окружавшим старую, ныне снесенную
церковь, прекрасно вписалась в пейзаж села, сохранившего старинный характер, с
высокими кровлями, спускающимися почти до земли.
Объемное решение и архитектурная обработка определялись местоположением
участка и своеобразным характером окружающей застройки.
Следует отметить удачное использование асбофанеры для покрытия низ-
коспускающихся кровель с крутыми скатами и применение грубых бетонных
поверхностей, оставленных без отделки после распалубки на несущих стенах и на
фасадах. Кроме того, мы видим, что здесь хорошо использовано дерево и удачно
разработано скромное и эффективное освещение.
Церковь рассчитана на 220 мест и состоит из часовни и повышенной части для
органа. Деревянная пирамидальная башня, обшитая асбофанерой, покоится на железобетонном
цоколе, оставленном без отделки после распалубки. В первом этаже башни расположена часовня. Вход в нижний этаж, где размещены
зал собраний, класс, приходский зал, раздевальни и санитарные узлы с паперти.