Сооружения католического культа

На протяжении многих веков культовые сооружения нередко играли ведущую роль и во многом определяли ход развития архитектуры. Историческая архитектурная наука долгое время сосредотачивала основное внимание преимущественно на этих типах сооружений, искажая в известной степени картину развития архитектуры. Но начиная примерно со второй трети XIX века культовая архитектура теряет свое ведущее значение. Начинается длительный период ее упадка. Именно это время является временем невиданного ранее торжества науки и подъема революционного движения — сил, объективно противостоящих религии. Во второй половине XIX — начале XX века основное направление в архитектуре и ее важнейшие достижения за этот период связаны с новыми типами зданий и сооружений: мостами, фабриками, вокзалами, конторскими зданиями, банками, театрами, больницами, новыми типами жилища и т. д. Культовая архитектура в это время во всех странах находится в глубоком застое. В этой области строительства находят себе приют консервативные традиции, махровый эклектизм националистического толка.

Такое положение сохранялось еще долгое время. Во второй половине XX века церковь стремится идти в ногу со временем и даже выглядеть организацией, возглавляющей прогрессивные движения современности: она провозглашает себя защитницей гуманизма, мира, духовных и моральных ценностей. Понимая, что новые формы в архитектуре уже завоевали признание, церковь начина­ет выступать одним из основных заказчиков, предлагая интересные с профессиональной точки зрения заказы крупнейшим архитекторам и художникам Запада. Тема третьего номера журнала “L'archiiecture d'aujourd'hui” за 1966 год далека от практики советской архитектуры: журнал показывает характер и тенденции современного культового строительства на Западе. Мы делимся несколькими примерами католических церквей, опубликованных в этом номере.  

СОБОР СЕН МАРИ (SAINTE MARIE) В ТОКИО (TOKYO)

Архитекторы: B. Шломбс (Wilhelm Schlombs) и Я. Йоситаке (Yasumi Yoshitake)
Консультант: К. Танге (Kenzo Tange) с сотрудниками 
Инженер-конструктор: И. Цубои (Yoshikatsu Tsuboi)
Инженеры-механики: У. Инуе (Uichi Inoue) и М. Отаки (Motot Otaki)
Инженер по акустике: C. Исии (Seiko Ishii)  
Архитектор по внутреннему оформлению: И. Кенмоци (Isamu Kenmochi)

Вход в собор: справа колокольня высотой 60 м, слева боковой вход, в центре ступени, ведущие на паперть

В 1899 году была построена церковь Вьерж Иммакюле, к которой в 1911 году добавили часовню Нотр Дам де Лурд. В 1920 году эту церковь объявили собором и использовали как центр церковной деятельности всего округа Токио. Церковь сгорела в 1945 году Длительное время обсуждалась возможность реконструкции церкви, но в конце концов появилась возможность строительства собора в Токио на месте сгоревшей церкви.

Для решения этой задачи в 1961 году был объявлен закрытый конкурс, к участию в котором пригласили крупнейших японских архитекторов. В мае 1962 года был утвержден проект Кендзо Танге, а в декабре 1964 года собор был введен в эксплуатацию. Архитектурная концепция формы и пространства определяется двумя основными положениями: архитектор

стремился, с одной стороны, как можно ближе подойти к специфической архитектуре католических церквей, ис­пользуя при этом технику в современном духе, и с другой, — создать япон­ский эквивалент европейской церкви. Средневековый европейский собор был символом объединения, он возвышался над застройкой, которая часто подходила к самым его стенам, В данном слу­чае мы видим стремление перевести эту традицию на современный язык. Ге­неральный план решен таким образом, чтобы посетители направлялись в цер­ковь как бы по средневековым улицам. Расположение собора в жилом районе с напряженным автомобильным движе­нием вызвало необходимость обеспе­чить переходные зоны между шумны­ми улицами и церковью. С этой целью запроектирована небольшая площадка, образующая паперть, на которой воз­вышается колокольня.

Аксонометрия конструктивной схемы: стекло, фонари верхнего освещения, мембрана, работающая на растяжение, мрамор, сван основания

Ансамбль таким образом открыт в сторону города, и в то же время цер­ковь достаточно изолирована от наруж­ного шума. План церкви имеет форму бумажного змея, вокруг которого в низких корпусах свободно сгруппирова­ны подсобные помещения. Объем со­бора, напоминающий гигантскую палат­ку, образованную восемью гиперболи­ческими параболоидами, возвышается над пристройками, не значительными по высоте.

Входы в собор низкие, боковые, вы­ходящие на пространство, напоминаю­щее приделы готических соборов. Здесь расположены баптистерий и до­полнительные часовни, в том числе Нотр Дам де Лурд. Над западным пор­талом расположены трибуны и орган, к которым ведет винтовая лестница. Под центральным алтарем устроена крипта, освещенная фонарями.

Основной элемент архитектурной пластики — покрытие — состоит из восьми гиперболических параболоидов, опирающихся на рандбалку. В верхней части эти параболоиды расходятся, оставляя достаточное пространство для устройства верхнего света через остек­ленные ленты, образующие крест, че­тыре конца которого спускаются до земли.

Верхние витражи остеклены прозрач­ным стеклом. Над алтарем витраж вы­полнен из светопропускающих пласти­нок мрамора. Вертикальная остекленная полоса за алтарем дополняет естествен­ное освещение. Общее стремление ввысь по существу, но не по форме напоминает готи­ку. Внутренние бетонные поверхности оставлены без отделки после распа­лубки, а наружные облицованы волни­стой нержавеющей сталью. Примыкаю­щие к основному сооружению объемы облицованы большими бетонными пли­тами, контрастирующими с металличе­ской облицовкой центрального объема. Это сооружение еще раз подтверж­дает пластическое чутье архитектора Кендзо Танге.

СОБОР НГУЕЙ (HIGUEY) В САНТО-ДОМИНГО (SAINT-DOMINGUE)

Архитекторы: A. Ж. Дюнуайе де Сегонзак (A. J. Dunoyer de Segonzac) и П. Дюпре (P. Dupre)
Инженер-консультант: Х. Винсент (H. Vincent)
Художники по витражам: Ж. Л. Перро (J. L. Perrot) и Ж. Луар (G. Loire)

Главный фасад

Базилика в Санто-Доминго построена в районе, подверженном сильным зем­летрясениям и циклонам, что крайне усложнило решение проблем, связан­ных со строительством такого крупного здания.

План имеет крестообразную форму с длиной перекладин 50 м на 100 м. Этот крест покрыт рядом взаимопересекающихся, различных по высоте арок. Над всем сооружением доминирует арка высотой 80 м, на верхнюю точку кото­рой ведут внутренние лестницы. Кроме основного здания в ансамбль входят колокольня и крытые галереи для па­ломников в виде грибообразных железобетонных навесов.

По совету инж. Бернара Лафая (Ber­nard Lafaille), к которому в свое время обратились за консультацией, абсида, неф и колокольня из соображений сейсмостойкости решены как совершенно самостоятельные, не связанные меж­ду собой элементы, с раздельными ос­нованиями и конструкциями. Эта конструктивная независимость относится не к отдельным точкам, а к обширным зо­нам покрытий, допускающим значи­тельные колебания отдельных частей сооружения без ущерба для целого. Псевдопараболическая форма арок и их опоры удовлетворяют требованию по возможности освободить простран­ство в уровне земли и обеспечивают устойчивость всего сооружения.

План: 1 - общежитие монахинь, 2 - ризница, 3 - дом священника, 4 - туалет, 5 - паперть

Отсутствие строительного предприя­тия на месте вызвало необходимость в организации комплексной строительной бригады, выполнявшей все виды работ: вскрытие и разработку карьеров, орга­низацию строительного участка и плот­ничных мастерских, разметку и сборку опалубки., строительство и монтаж электростанции (поскольку поселок не был подключен к электрической сети два первые года) и все другие работы, вплоть до чертежей предметов культа, витражей и большого органа.

Во избежание больших затрат, свя­занных с устройством лесов, для строи­тельства большой арки были сооруже­ны легкие металлические конструкции, поддерживавшие и направлявшие скользящую опалубку прямоугольных частей и конические элементы опалуб­ки верхней части арки. Эти металличе­ские конструкции, придававшие в соб­ранном виде строительному участку ха­рактер огромного деррика для нефтя­ных разработок, позволили установить кран высотой до крюка 85 м, предназ­наченный для подъема и установки эле­ментов опалубки и для укладки бетона. Металлическая арка была затем исполь­зована как основная арматура железо­бетонной арки.

Кроме отдельных участков стен, об­работанных бучардой или насечкой по­верхности, и облицованного мрамором цоколя, поддерживающего главный ал­тарь, все бетонные поверхности остав­лены без отделки после распалубки. В общем решении сооружения с его сложной игрой взаимопересекающихся арок большую роль играют витражи, проекты которых подвергались многократным проверкам на месте для пра­вильного выбора типа стекла.

Вид изнутри на нижнюю часть арок

Для защиты здания от частых в этих краях циклонов пришлось прибегнуть к необычному методу, состоящему в устройстве очень легкой и очень жест­кой поддерживающей сетки из тонких перекрещивающихся деревянных пла­стинок, растянутых на стержнях, ввин­ченных в специальные оттягивающие клинья. Эта сетка выполнена из твердо­го дерева «копав» (copaz), которое тя­желее дуба и противостоит термитам. После изготовления пластинки погружа­ются в жидкость, обладающую фунги­цидно-инсектицидными свойствами. Тол­стые стекла (10-12 мм) после разрез­ки вставляются в свинцовые рамки на прокладке из мастики, обеспечивающей гидроизоляцию и возможность темпе­ратурного расширения. Витражи соби­раются на специальных столах, посыпанных песком с двойным слоем поли­эфирной смолы (светлого тона для по­крытия внутренней стороны витража). Стекла укладываются в заранее опре­деленном порядке в соответствии с рисунком витража. Песок должен прида­вать матовость законченным витражам. Панно из полиэфирных смол отливаются точно по размерам ячеек, в которые они вставляются.

ЦЕРКОВЬ СЕН-ЭТЬЕН (SAINTETIENNE) В АРЛЕНЕ (ARLEN), ФРГ

Архитектор: Ю. Дахинден (Justus Dahinden)
Инженер: А. Мюллер (A. Muller)

Часть заднего фасада, вид из баптистерия на улицу, генеральный план

Церковь построена в центре села, на прямоугольном участке, полого спускаю­щемся к реке Аах (Aach). Вход в церковь по широким ступе­ням, ведущим к притвору, обшитому досками из лиственницы. Сама церковь состоит из большого нефа и одного придела, в которых размещается 550 человек. Придел используется как ча­совня. В баптистерий попадают или че­рез главный вход, или через боковую дверь. Ризница разделена на две части: одна для священника, другая для де­тей из хора; входят в нее прямо из хо­ра и из придела. Лестница, расположен­ная около главного входа, ведет к хо­рам, на которых установлен орган.

Автомобильная стоянка устроена в нижней части участка. В подвале разме­щен небольшой зал на 150 мест с кух­ней, вестибюлем, раздевальной и сани­тарными узлами. Над церковью возвышается мощная железобетонная колокольня с неотде­ланными после распалубки поверхнос­тями стен, контрастирующими с круты­ми скатами черной асбестофанерной кровли.

Большое внимание было уделено бла­гоустройству свободного пространства вокруг церкви; здесь использованы та­кие природные элементы, как камни, лужайки, кустарники. В оформлении интерьера широко применено дерево как для подшивки потолков, так и для обшивки части стен.

ЦЕРКОВЬ САКРЕ-КЕР (SACRfi COEUR) В БУХСЕ (BUCHS), ШВЕЙЦАРИЯ (SUISSE)

Архитектор: Ю. Дахинден (Justus Dahinden)
Инженеры: Э. Шубигер (E. Schubiger) и А. Габатулер (А. Gabathuler)
Скульптор: А. Видер (A. Wider)

Боковой фасад, внутренний вид соединительной галереи

Решение принято в зависимости от конфигурации и расположения участка, состоящего из двух сдвинутых по отно­шению друг к другу частей. Это приве­ло к разделению комплекса на три группы; в первую входят: дома свя­щенника и викария и колокольня; во вторую сама церковь; в третью соеди­няющая их крытая галерея, вдоль ко­торой установлены четырнадцать тема­тических барельефов.

Церковь рассчитана на 520 мест. Ча­совня зрительно отделена от главного нефа железобетонной решеткой со скульптурными бронзовыми элемента­ми. Все бетонные поверхности здания ос­тавлены без отделки после распалубки. Подшивка потолков досками из листвен­ницы вносит известную теплоту в оформление интерьера.

Находящиеся в церкви не видят ис­точников освещения, направленных на алтарь. Декоративный элемент в ин­терьере сведен к минимуму, в основу заложено свободное и правильное ис­пользование материалов.

В подвале здания предусмотрены приходский зал на 250 мест со сценой, классное помещение, гостиная и бом­боубежище.

ЦЕРКОВЬ СЕН-ФРАНСУА (SAINT FRANCOIS) В ХУТВИЛЕ (HUTTWILEN), ШВЕЙЦАРИЯ (SUISSE)

Архитектор: Ю. Дахинден (Justus Dahinden)
Инженеры: Ж. Ганаль (J. Ganahl) и Б. Келлер (В. Keller)
Скульптор: А. Видер (Albert Wider)

Генеральный план и общий вид

Несмотря на небольшие размеры уча­стка и необходимость в связи с этим компактного решения, эта церковь, рас­положенная на высоком месте и связан­ная со старым домом священника и кладбищем, окружавшим старую, ны­не снесенную церковь, прекрасно впи­салась в пейзаж села, сохранившего старинный характер, с высокими кров­лями, спускающимися почти до земли.

Объемное решение и архитектурная обработка определялись местоположе­нием участка и своеобразным характе­ром окружающей застройки.

Следует отметить удачное использо­вание асбофанеры для покрытия низ- коспускающихся кровель с крутыми скатами и применение грубых бетонных поверхностей, оставленных без отделки после распалубки на несущих стенах и на фасадах. Кроме того, мы видим, что здесь хорошо использовано дерево и удачно разработано скромное и эффек­тивное освещение.

Церковь рассчитана на 220 мест и со­стоит из часовни и повышенной части для органа. Деревянная пирамидальная башня, обшитая асбофанерой, покоится на же­лезобетонном цоколе, оставленном без отделки после распалубки. В первом этаже башни расположена часовня. Вход в нижний этаж, где размещены зал собраний, класс, приходский зал, раздевальни и санитарные узлы с паперти.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: