- Текст:Дмитрий Козлов27 сентября 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
На фоне частой переоценки влияния медицинской науки на общество Павлов представлял собой прагматическое крыло в медицине, и его открытия как будто не сулили новой жизни. Но его лаборатория, расположенная в загородном комплексе, генетический подход и интерес к высшей нервной деятельности, конечно, создавали почву для мифотворчества.
«Башня молчания» на Аптекарском острове. Фото 1934 года. Снимок предоставлен © Мемориальным музеем-усадьбой академика И.П. Павлова
Ещё до революции в городке института на Аптекарском острове Павлов заказал себе постройку здания лаборатории с камерами сенсорной депривации для собак. Подразумевалось, что для чистоты эксперимента необходимо изолировать опыт от света, звука, запаха, вибраций и пр. Здание построено по проекту архитектора А. А. Полещука в 1912–1914 годах. Заказ сопровождало техническое задание по множественной изоляции — пространств, конструкций и фундаментов. Это здание получило название «Башня молчания», оно существует до сих пор и используется как музей, но есть возможность пользоваться камерами по прямому назначению. Одноимённый предшественник — «Башня молчания» или дахма в зороастризме — это место ритуального захоронения, изолированная глухой стеной круглая площадка для хранения тел мёртвых и их скармливания птицам для символического сохранения чистоты земли. А сенсорная депривация, которой добивался Павлов, — древняя практика в тибетском буддизме, сейчас именуемая «тёмный ретрит». Павлов придумал камеры сенсорной депривации для собак до исследований нейробиолога Джона Лилли, который в 1954 году в США начал испытывать её влияние на человека и сделал это название популярным на весь мир.
«Башня молчания» в Дакхме (Мумбаи, Индия). Фото 1903 года
Использование учёными понятий из религиозных практик предшествующих веков не представляется возможным объяснить здесь в рамках краткого исследования. Но сами культурные параллели, обнаруживающиеся при первом взгляде, свидетельствуют о наличии символических кодов в медицинской науке начала ХХ века, которые могут отсылать к мистическим учениям этого периода, но в случае с прагматическим подходом Павлова данные отсылки кажутся парадоксом.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: