«Башня молчания»

В серии Archive готовится новое издание «Биостанция Ивана Павлова». Книга рассказывает о необычном жанре — архитектуре лаборатории. Биостанция в Колтушах — автономный научно-исследовательский комплекс, построенный для академика Ивана Павлова в первой середине 1930-х годов. Автором книги, историком архитектуры Дмитрием Козловым, впервые предпринята попытка изложить материал по архитектуре и строительству Биостанции, а также осмыслить основные проблемы, связанные с этой темой. Архитектурный комплекс Биостанции складывался постепенно, начиная с 1929 года он дополнялся сооружениями в 1930-х, 1950-х годах и позже. Мы публикуем фрагмент из книги, рассказывающем не о самом комплексе в Колтушах, а о его предвестнике — здании лаборатории на Аптекарском острове, получившем в свое время поэтичное название «Башня молчания».

На фоне частой переоценки влияния медицинской науки на общество Павлов представлял собой прагматическое крыло в медицине, и его открытия как будто не сулили новой жизни. Но его лаборатория, расположенная в загородном комплексе, генетический подход и интерес к высшей нервной деятельности, конечно, создавали почву для мифотворчества.

«Башня молчания» на Аптекарском острове. Фото 1934 года. Снимок предоставлен © Мемориальным музеем-усадьбой академика И.П. Павлова 

Ещё до революции в городке института на Аптекарском острове Павлов заказал себе постройку здания лаборатории с камерами сенсорной депривации для собак. Подразумевалось, что для чистоты эксперимента необходимо изолировать опыт от света, звука, запаха, вибраций и пр. Здание построено по проекту архитектора А. А. Полещука в 1912–1914 годах. Заказ сопровождало техническое задание по множественной изоляции — пространств, конструкций и фундаментов. Это здание получило название «Башня молчания», оно существует до сих пор и используется как музей, но есть возможность пользоваться камерами по прямому назначению. Одноимённый предшественник — «Башня молчания» или дахма в зороастризме — это место ритуального захоронения, изолированная глухой стеной круглая площадка для хранения тел мёртвых и их скармливания птицам для символического сохранения чистоты земли. А сенсорная депривация, которой добивался Павлов, — древняя практика в тибетском буддизме, сейчас именуемая «тёмный ретрит». Павлов придумал камеры сенсорной депривации для собак до исследований нейробиолога Джона Лилли, который в 1954 году в США начал испытывать её влияние на человека и сделал это название популярным на весь мир.

«Башня молчания» в Дакхме (Мумбаи, Индия). Фото 1903 года

Использование учёными понятий из религиозных практик предшествующих веков не представляется возможным объяснить здесь в рамках краткого исследования. Но сами культурные параллели, обнаруживающиеся при первом взгляде, свидетельствуют о наличии символических кодов в медицинской науке начала ХХ века, которые могут отсылать к мистическим учениям этого периода, но в случае с прагматическим подходом Павлова данные отсылки кажутся парадоксом. 

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: