Оттепель в парке

Центральный парк культуры и отдыха им. Маяковского является наследником традиции второй половины XIX — начала XX веков, когда происходил переход от предназначенного для узкого круга людей усадебного парка к парку публичному. Идея создания ЦПКиО в Свердловске являлась естественным следствием новой советской политики централизации всех проявлений жизни. Новый парк самим своим существованием устанавливал новую иерархию паркового хозяйства города, занимая его вершину как эталонный парк столицы огромной Уральской области. В первую пятилетку в СССР создается свыше 60 крупных парков культуры и отдыха. Новые ЦПКиО задумывались как образцовые «культурно-политические комбинаты», производящие социалистические формы досуга, взращивающие новую городскую «культурность» и нового советского горожанина. С момента открытия парка им. Маяковского несколько раз менялась политическая повестка, спектр развлечений, предлагаемых горожанам, внутренние оформление и архитектура. Но рассмотрим жизнь парка в разрезе конкретного периода времени — оттепели. 

Период оттепели центральные парки страны начинают больше соответствовать своему назначению, политическая составляющая их деятельности скромно отходит на задний план, а акцент всё больше смещается в сторону «культуры и отдыха». Главными в парке негласно, но явно теперь объявляются деревья, цветы и чистый воздух. Наряду с празднованием официальных дат, всё больше внимания уделяется творчеству молодых поэтов, художников, композиторов, поскольку эти годы в целом окрашены культом юности. Всё чаще звучит зарубежная музыка и аполитичная отечественная классика, проводятся карнавалы, а вместо секции Ворошиловских стрелков — шахматный клуб или соревнования волейболистов.

Стенд «Рост производства продукции СССР» в парке. Фото начала 1960-х годов

Парки оттаяли вместе с эпохой и повернулись навстречу людям, предлагая им менее политизированные или даже совсем лишённые идеологического содержания зрелища. Это не замедлило отразиться на посещаемости — она выросла в два раза. Демократизация зашла настолько далеко, что в некоторых парках раздавались анкеты «Что вы хотели бы увидеть и услышать в нашем парке?». Оказалось, что посетители ожидаемо приходили туда послушать музыку, покататься на каруселях, посмотреть фильм на открытом воздухе. А многие, кажется, просто мечтали, чтобы их оставили в покое, вне любых форм массовых народных гуляний. Дирекции парков стремились удовлетворить выявленные запросы, экспериментировали с формой и содержанием перформативных парковых практик, за что порой получали строгий выговор.

Оттаяв вместе со всеми парками страны, ЦПКиО им. В. В. Маяковского неожиданно актуализировал культурные практики первых лет своего существования. В парк вернулись и некоторые элементы художественных практик 1920-х годов, к примеру, театрализованно-пропагандистский авангардный театр «Синяя блуза» возродился в новой форме устного журнала «Наш Свердловск», который «выпускался» в ЦПКиО.

Планетарий в ЦПКиО им. В. Маяковского. Фото 1963 года

Деидеологизация сместила акценты на природное в парке. На песочном участке был организован солярий. Это было хорошей идеей, поскольку для многих жителей при неразвитости транспорта посещение парка было самым простым способом покинуть индустриальный город и оказаться в лесу. Вероятно, для компенсации излишка солнца и свободы, рядом была устроена увлекательная выставка: электрифицированная рельефная контурная карта новостроек лёгкой и пищевой промышленности.

В 1960-е годы в парке круглый год продолжает работать кинотеатр им. В. В. Маяковского со зрительным залом на 650 мест. Около него появляется планетарий. Перед скульптурой В. В. Маяковского по-прежнему, с 1950-х, сохраняется традиция высаживать «цветочный календарь» — цветы образовывали цифры года, месяца, дня. Каждое утро даты менялись (раньше «календарь» располагался перед скульптурой беседующих на лавочке Ленина и Сталина). В парке был устроен детский городок, где располагались «садовые диваны» (очень характерный признак того времени: не скамейки, а именно диваны). У каждого из них с обеих сторон стояли бурые медвежата из железобетона — мрачновато, но вполне в духе столицы индустриального края. По городку с подчёркнуто художественной асимметрией были разбросаны «избушки на курьих ножках», песочницы и качели, обрамлённые щитами с народными пословицами, призванными воспитать у юных уральцев любовь к труду.

Реклама беспечного отдыха. Характерная примета 1960-х в парке

«Оттепель» в парке. 1960-е годы

В 1958 году горисполком и горком комсомола Свердловска решили суммировать усилия, чтобы «сделать подарок пионерам города» — построить детскую железную дорогу в ЦПКиО. Дело было не только в пионерах; в это время подобные дороги существовали уже более чем в 30 городах СССР (первая детская ж/д была построена в Москве ещё в 1932 году), и отсутствие её в столице Среднего Урала воспринималось как странное упущение: железа много, но дороги из него нет.

Надо сказать, что система детских железных дорог — достаточно специфическое явление. Смысл заключался в том, чтобы создать изолированный от общей ж/д сети участок узкоколейной железной дороги, управление всеми ключевыми элементами которой осуществляется детьми (разумеется, под руководством обучающих их профессионалов). В этом проекте гармонично сочетались прагматика подготовки будущих кадров и счастье детей от самостоятельного управления паровозом.

Детская железная дорога. Фото 1970-х годов © Архив СвДЖД

9 июля 1960 года дорога длиной в 2,5 километра открылась, получив имя Н. Островского на основании, по всей видимости, очевидной ассоциативной цепочки: «Как закалялась сталь» (с описанием героического строительства узкоколейки) — металлургический Урал — дорога из железа. Существовали две станции (Центральная и Пионерская) и два остановочных пункта (Солнечная и Юбилейная). Дети тогда обучались в кружке «юный железнодорожник», где осваивали профессии начальника поезда, помощника машиниста, дежурного по переезду, старшего кондуктора.

На Центральной площади ЦПКиО в 1960-е располагался выставочный павильон. Над зданием сиял лозунг: «Да здравствует коммунизм!». Ниже слова: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Либерализация в работе парка имела, разумеется, чётко очерченные границы и к середине десятилетия эти идеологические границы вокруг зоны относительной свободы начинают сужаться, знаменуя собой новое «оледенение» советской культуры.

Путевая обходчица. Фото 1960-х годов© Архив СвДЖД 

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: