Оттепель в парке

В первую пятилетку в СССР создается свыше 60 крупных парков культуры и отдыха. Новые ЦПКиО задумывались как образцовые «культурно-политические комбинаты», производящие социалистические формы досуга, взращивающие новую городскую «культурность» и нового советского горожанина. С момента открытия парка им. Маяковского несколько раз менялась политическая повестка, спектр развлечений, предлагаемых горожанам, внутренние оформление и архитектура. Но рассмотрим жизнь парка в разрезе конкретного периода времени — оттепели. 

Период оттепели центральные парки страны начинают больше соответствовать своему назначению, политическая составляющая их деятельности скромно отходит на задний план, а акцент всё больше смещается в сторону «культуры и отдыха». Главными в парке негласно, но явно теперь объявляются деревья, цветы и чистый воздух. Наряду с празднованием официальных дат, всё больше внимания уделяется творчеству молодых поэтов, художников, композиторов, поскольку эти годы в целом окрашены культом юности. Всё чаще звучит зарубежная музыка и аполитичная отечественная классика, проводятся карнавалы, а вместо секции Ворошиловских стрелков — шахматный клуб или соревнования волейболистов.

Стенд «Рост производства продукции СССР» в парке. Фото начала 1960-х годов

Парки оттаяли вместе с эпохой и повернулись навстречу людям, предлагая им менее политизированные или даже совсем лишённые идеологического содержания зрелища. Это не замедлило отразиться на посещаемости — она выросла в два раза. Демократизация зашла настолько далеко, что в некоторых парках раздавались анкеты «Что вы хотели бы увидеть и услышать в нашем парке?». Оказалось, что посетители ожидаемо приходили туда послушать музыку, покататься на каруселях, посмотреть фильм на открытом воздухе. А многие, кажется, просто мечтали, чтобы их оставили в покое, вне любых форм массовых народных гуляний. Дирекции парков стремились удовлетворить выявленные запросы, экспериментировали с формой и содержанием перформативных парковых практик, за что порой получали строгий выговор.

Оттаяв вместе со всеми парками страны, ЦПКиО им. В. В. Маяковского неожиданно актуализировал культурные практики первых лет своего существования. В парк вернулись и некоторые элементы художественных практик 1920-х годов, к примеру, театрализованно-пропагандистский авангардный театр «Синяя блуза» возродился в новой форме устного журнала «Наш Свердловск», который «выпускался» в ЦПКиО.

Планетарий в ЦПКиО им. В. Маяковского. Фото 1963 года

Деидеологизация сместила акценты на природное в парке. На песочном участке был организован солярий. Это было хорошей идеей, поскольку для многих жителей при неразвитости транспорта посещение парка было самым простым способом покинуть индустриальный город и оказаться в лесу. Вероятно, для компенсации излишка солнца и свободы, рядом была устроена увлекательная выставка: электрифицированная рельефная контурная карта новостроек лёгкой и пищевой промышленности.

В 1960-е годы в парке круглый год продолжает работать кинотеатр им. В. В. Маяковского со зрительным залом на 650 мест. Около него появляется планетарий. Перед скульптурой В. В. Маяковского по-прежнему, с 1950-х, сохраняется традиция высаживать «цветочный календарь» — цветы образовывали цифры года, месяца, дня. Каждое утро даты менялись (раньше «календарь» располагался перед скульптурой беседующих на лавочке Ленина и Сталина). В парке был устроен детский городок, где располагались «садовые диваны» (очень характерный признак того времени: не скамейки, а именно диваны). У каждого из них с обеих сторон стояли бурые медвежата из железобетона — мрачновато, но вполне в духе столицы индустриального края. По городку с подчёркнуто художественной асимметрией были разбросаны «избушки на курьих ножках», песочницы и качели, обрамлённые щитами с народными пословицами, призванными воспитать у юных уральцев любовь к труду.

Реклама беспечного отдыха. Характерная примета 1960-х в парке

«Оттепель» в парке. 1960-е годы

В 1958 году горисполком и горком комсомола Свердловска решили суммировать усилия, чтобы «сделать подарок пионерам города» — построить детскую железную дорогу в ЦПКиО. Дело было не только в пионерах; в это время подобные дороги существовали уже более чем в 30 городах СССР (первая детская ж/д была построена в Москве ещё в 1932 году), и отсутствие её в столице Среднего Урала воспринималось как странное упущение: железа много, но дороги из него нет.

Надо сказать, что система детских железных дорог — достаточно специфическое явление. Смысл заключался в том, чтобы создать изолированный от общей ж/д сети участок узкоколейной железной дороги, управление всеми ключевыми элементами которой осуществляется детьми (разумеется, под руководством обучающих их профессионалов). В этом проекте гармонично сочетались прагматика подготовки будущих кадров и счастье детей от самостоятельного управления паровозом.

Детская железная дорога. Фото 1970-х годов © Архив СвДЖД

9 июля 1960 года дорога длиной в 2,5 километра открылась, получив имя Н. Островского на основании, по всей видимости, очевидной ассоциативной цепочки: «Как закалялась сталь» (с описанием героического строительства узкоколейки) — металлургический Урал — дорога из железа. Существовали две станции (Центральная и Пионерская) и два остановочных пункта (Солнечная и Юбилейная). Дети тогда обучались в кружке «юный железнодорожник», где осваивали профессии начальника поезда, помощника машиниста, дежурного по переезду, старшего кондуктора.

На Центральной площади ЦПКиО в 1960-е располагался выставочный павильон. Над зданием сиял лозунг: «Да здравствует коммунизм!». Ниже слова: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Либерализация в работе парка имела, разумеется, чётко очерченные границы и к середине десятилетия эти идеологические границы вокруг зоны относительной свободы начинают сужаться, знаменуя собой новое «оледенение» советской культуры.

Путевая обходчица. Фото 1960-х годов© Архив СвДЖД 

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: