Свердловская площадь Парижской коммуны

Площадь Парижской коммуны в Екатеринбурге Дом промышленности и торговли ограничивает с востока своим самым старым корпусом, построенным в 1930­е годы. Досоветское название площади Дровяная, еще раньше она называлась Щелковской. Впервые на планах города площадь появилась в 1779 году как место для торговли строительными материалами и лесом. В 1896 году на ней был построен деревянный цирк, в котором давались не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В начале ХХ века в здании этого цирка показывали первые сеансы кинематографа. TATLIN рассказывает о трансформациях площади в первой трети XX века и ее связи с проектом нового городского театра, вызвавшего в свое время бурную реакцию общественности. Больше фактов, историй и архивных снимков, связанных с площадью Парижской коммуны и близлежащими памятниками конструктивизма, читатель найдет на страницах обновленного путеводителя по архитектуре Свердловска 1920-1940-х годов, выход которого можно поддержать на сайте planeta.ru.   

Первый проект театра на Дровяной площади был разработан городским архитектором Ю. О. Дютелем в 1898 году. Однако у города на осуществление этого проекта не хватило средств, и только в 1903 году Городская дума обратилась в Московское общество архитекторов с просьбой объявить Всероссийский архитектурный конкурс на разработку проекта театра. Победил в конкурсе проект гражданского инженера В. Н. Семенова из Санкт­Петербурга. Однако к строительству театра приступили только в 1909 году. Строительными работами руководил инженер-строитель К. Т. Бобыкин. Ему и городскому архитектору И. К. Янковскому принадлежали оформление интерьеров театра, а также некоторые изменения проекта В. Н. Семенова. Театр открылся в 1912 году и считался одним из лучших в России. С возведением театра площадь была переименована в Театральную. Здесь городским архитектором Янковским в 1911 году планировалось размещение на южной границе площади (место гостиницы «Большой Урал») здания музея Уральского общества любителей естествознания.

Строительство 15-этажной башни Дома промышленности и торговли в Свердловске. 1930-е годы

Здание нового городского театра как одно из самых представительных в городе сразу же было задействовано новыми властями: здесь, в частности, была объявлена Советская власть в Екатеринбурге.

В 1930-­е годы по перспективному плану развития «Большой Свердловск», когда город реконструировался в соответствии с концепцией социалистического города, Театральная площадь была выбрана главной и стала застраиваться как административный центр города и всей Уральской области.

Важное значение в выборе ее в качестве нового городского делового центра имело положение площади по отношению к главному проспекту и сообщение с другими перспективными для строительства частями города: Втузгородком, Сенной площадью, где проводились красноармейские парады, с индустриальным объектом государственной важности — «Уралмашстроем» (по ул. Луначарского).

Строительство 1, 2 и 3 блоков Дома промышленности и торговли вдоль ул. Мамина-Сибиряка, вид из сквера за оперным театром. 1930-е годы

По мере сноса ветхой деревянной застройки вокруг Театральной площади появилась возможность возведения грандиозного ансамбля. Новое название — площадь Парижской коммуны — объясняется характерной для того времени пропагандой интернационализма. Это подтверждается появлением в других частях города площадей Финских, Испанских, а также Уральских коммунаров. В центре площади был поставлен памятник парижским коммунарам, но скоро разрушился и был заменен памятником Свердлову.

Площадь Парижской коммуны планировалась гигантских размеров, утверждая новый градостроительный масштаб. При этом ее пространство симметрично углублялось «карманами» по сторонам главного проспекта, а застройка по периметру занимала территорию двух кварталов, ограниченных улицами Луначарского, Первомайской, Малышева, Красноармейской. Архитектурный образ площади создавался взаимодействием гигантских зданий Дома промышленности и Синтетического* театра. Откуда в середине 1930­х появилось новое неофициальное название площади — «Площадь двух театров». Здесь же, на возвышенном участке ландшафта, в 1925–1926 годах планировалось строительство Дома Советов (Облисполкома), позднее перенесенного на площадь Труда.

Большой синтетический театр в Свердловске. Конкурсный проект. 1931 год. Архитектор – М. Я. Гинзбург

Синтетический театр должен был вмещать все взрослое население города и выполнять организующую функцию по отношению к его центру. По условиям конкурса, здание Синтетического театра должно было располагаться на противоположной стороне проспекта Ленина в границах улиц Мамина­-Сибиряка, Первомайской, Луначарского, на месте современного Института гуманитарных наук и искусств Федерального госуниверситета им. Бориса Ельцина (бывший Уральский госуниверситет).

Кстати, попытка строительства подобного масштаба театральных зданий была предпринята только в четырех индустриальных центрах Советского Союза: Свердловске, Ростове­-на­-Дону, Харькове и Новосибирске.

Конкурс на лучший проект Синтетического театра был важным событием в архитектурной жизни Свердловска. Театр должен был совмещать целый ряд сценических функций: театральных постановок, концертов, зрелищ и представлений. Для каждого события здание должно было трансформироваться с помощью современных технических механизмов. В конкурсе участвовали самые влиятельные творческие группировки Москвы и Ленинграда. Среди участников конкурса – знаменитые архитекторы: братья Г. и М. Бархины, М. Гинзбург, И. Голосов, Н. Ладовский, Д. Фридман. Свердловские архитекторы – Г. Голубев, С. Домбровский, Е. Коротков участвовали в качестве авторского коллектива.

Вид на Дом промышленности и торговли из окон жилого дома, с противоположной стороны улицы Малышева. 1970-е годы

Партийная конференция, обсуждавшая результаты конкурса, вынесла решение о том, что ни один из проектов полностью к постройке не мог быть принят, поскольку в каждом из них была «… утрирована полифункциональность и запланировано оснащение дорогостоящими механизмами, осуществляющими трансформацию театрального пространства».

Архитектурные образы, созданные проектантами, в том числе признанный лучшим проект МГинзбурга, также не устраивали участников партконференции как гигантскими размерами, так и эстетическими качествами архитектуры авангарда. Кроме того, Свердловску 1930-­х годов возведение дорогостоящего сооружения было уже не по карману.

Предназначенный для строительства театра участок пустовал до середины 1950­-х годов. В 1953 году началось строительство крупного конторского здания Уралоблсовнархоза, через 10 лет переданного Уральскому госуниверситету.

Застройка площади по периметру общественными зданиями служила обрамлением этих двух сооружений­-гигантов. Южная сторона застраивалась гостиничным комплексом, восточнаяГородком чекистов и Клубом строителей, западнаякомплексом Дома печати и жилыми домами. По первоначальному замыслу функционального использования здания Дома промышленности объем по ул. Малышева был запланирован как гостиничный корпус для многочисленных руководящих работников, приезжающих из отдаленных территорий Уральской области.

Впоследствии этот корпус был также предназначен для офисных помещений, а в соседнем квартале в границах улиц Мамина-­Сибиряка, Малышева и Красноармейской был запланирован гостиничный комплекс из двух зеркально расположенных объемов с двором­садом в центре. Осуществленный по конкурсному проекту С. Захарова и В. Смирнова гостиничный корпус «Большой Урал» главным фасадом обращен к скверу оперного театра и главным входом ориентирован на Дом промышленности и торговли. В пояснительной записке к проекту авторы писали: «… главный вход в вестибюль преднамеренно смещен от центра фасада ближе к Дому промышленности». Кстати, осуществленный вариант проекта имел значительное сходство с конкурсным проектом знаменитого советского архитектора И. Голосова. На лучший проект здания гостиницы в Свердловске также объявлялся всесоюзный конкурс в 1932 году.

Строительство 1, 2 и 3 блоков Дома промышленности и торговли вдоль ул. Мамина-Сибиряка. Вид с пересечения ул. Мамина-Сибиряка и пр. Ленина. 1930-е годы

Эта гостиница в 1930­-е годы была одной из самых комфортабельных в городе. Кроме гардероба, справочного бюро, камеры хранения, сберкассы, почты, парикмахерской, в первом этаже гостиницы было помещение для двух машин, выезд которых был направлен вдоль фасада во избежание столкновения с пешеходами.

Расположение жилого комплекса «Городок чекистов» с восточной стороны площади также не было случайным, поскольку проживающие здесь сотрудники спецслужб контролировали деятельность специалистов многочисленных головных учреждений, руководящих экономикой и индустриальным развитием края. Есть основания предполагать, что закрытую и охраняемую территорию Городка чекистов и Дом промышленности и торговли связывали подземные коммуникации и переходы. Композиционная доминанта городка — гостиница «Исеть» — эффектным фасадом полуцилиндрической формы ориентирована на площадь.

С другой стороны проспекта восточную границу площади формировал комплекс Клуба строителей. Небольшая площадь, образованная объемами клуба, была направлена к угловой части Дома промышленности с башней.

В формировании эстетического образа площади с запада активно участвовало здание издательства и типографии газеты «Уральский рабочий» с эффектным полуовалом главного входа и ленточным остеклением фасада, протяженного вдоль проспекта (арх. А. Сигов, 1929).

По плану «Большого Свердловска», в структуре площади начала 1930­-х годов отчетливо видно главенство Дома промышленности, так как он предназначался для размещения ряда трестов и других областных народнохозяйственных и торговых учреждений «… с целью установления между ними тесной деловой связи, а также быстроты и удобства сношений». Быстрота коммуникаций, в частности, обеспечивалась сквозными этажами: 2­-й и 5­-й этажи не имели секционных делений.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: