Каменное кольцо

Как это ни странно может показаться сегодня на первый взгляд, но строительство общественных бань после революции находилось в ведении Наркомата внутренних дел (НКВД), отвечавшего также за устройство водопровода, канализации, строительство боен, крематориев, мусоросжигательных печей и прачечных, за планировку городов и даже картографию. После революции архитектура бань во многих городах стала отражать «стратегическое» значение гигиены для всей обедневшей страны, охваченной эпидемиями. Многие из новых бань стали такими, что до сих пор способны удивить даже равнодушного к архитектуре человека. Их строили в расчете на огромную вместимость, и некоторые из них были сравнимы по объему с оперными театрами. Архитекторы компоновали помещения новых бань по вертикали, а не только по горизонтали, закругляли наружные стены, перекрывали помещения с бассейнами остекленными сводами, но большинство таких новаторских замыслов осталось на бумаге. Исключением стали уникальные круглые бани, вызывающие сегодня ассоциации с космическими аппаратами типа «летающие тарелки». Они были выстроены по проектам ленинградского зодчего Александра Никольского, чье авторство также приписывают и тюменской бане, не так давно получившей статус памятника архитектуры. 

Здания всех новых бань, созданных в 1920–1930­-е годы, обязательно вмещали не только раздевалки, мыльные и душевые помещения, но также и бассейн, и залы для физкультуры. Отчасти они имело сходство с современными спортивными клубами. В бани стекались рабочие многих предприятий и жители многоквартирных окрестных домов, бараков и рабочих казарм, в которых не было возможности помыться в персональных ванных комнатах.

Архитектура бань свидетельствует о том, что коллективные процессы оздоровления населения всей страны стояли в СССР на повестке дня в той же мере, как и коллективное проживание и коллективная работа. Далеко не все знают, что многие советские бани, открытые в период НЭПа, не имели четкого деления на мужское и женское отделения и назывались семейными. «Бани — эти мощные органы санитарии превращаются в отвратительные притоны разврата, откуда грязным потоком льются венерические болезни» — писал о таких заведениях один из журналистов газеты «Рабочая Москва» в 1925 году. В 1926 году Моссовет ликвидировал такие бани, сохранив только те, которые имели мужские и женские отделения.

Ушаковские бани «Гигант», Ленинград (Санкт-Петербург). Главный фасад. Архитектор А. С. Никольский, при участии В. М. Гальперина, А.В. Крестина. 1930 год. Фото 1930-х годов

Хроника строительства городской бани в Тюмени

Постановлением президиума тюменского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов IX созыва от 5 сентября 1929 было принято решение о строительстве новой городской бани. Место под строительство было определено в центральной части города, в квартале, расположенном между улицами Республики — Ленина — пер. Перекопский, недалеко от городского музея и амбулатории № 1 (на экспликации схематического плана г. Тюмени от 1937 года баня значится под цифрой 7, музей — 6, амбулатория — 8).

Выписка из протокола заседания президиума тюменского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов IX созыва от 5 сентября 1929 года № 28:

«Слушали:

О постройке новой городской бани. Докладчик. — тов. Шмуклер. В прениях — т.т. Нестеров, Шмуклер, Добрынин.

Постановили:

1. Постройку бани поручить Коммунальному Тресту с возложением на него ответственности по финансированию строительства, за своевременное выполнение его и техническую целесообразность.

2. Предложить Коммунальному тресту принять все меры к тому, чтобы стены бани были закончены в сезон 1928/1929 года с организацией зимой производства железобетонных деталей бани, использовав свободную рабочую силу и ускорить тем самым темп строительства.

3. Заключить с заводом «Гидравлика» договор на разработку проекта поставки материалов и производства работ по вентиляции, отоплению и очистительным устройствам, с расчетом окончания постройки бани — осенью 1930 года, выдать ему соответствующие задатки.

4. Принять меры к получению ссуды в 80.000 рублей из Комбанка, договорившись с последним о более приемлемых сроках возврата (погашения) ссуды, для чего предложить управляющему трестом тов. Шмуклеру лично выехать в гор. Свердловск для урегулирования этого вопроса. Этими средствами обеспечить первый период строительства.

5. Возбудить ходатайство перед ЦК Банком о получении долгосрочной ссуды в 160.000 рублей для обеспечения строительства бани, представив ЦК Банку все необходимые для этого материалы.

6. Предложить Управляющему Коммунальным Трестом тов. Шмуклеру периодически отчитываться о ходе строительства Новой Бани на общих собраниях рабочих, на заседаниях Коммунальной Секции, с широким привлечением вокруг этого вопроса всей городской общественности».

В газете «Красное знамя» от 10 октября 1929 была опубликована статья «Каменное кольцо» о строительстве бани с разъяснением процесса строительства, а также функциональных особенностей постройки.

Фрагмент газеты «Красное знамя» с заметкой о строительстве тюменской бани. 10 октября 1929 года

«Каменное кольцо.

Постройка новой бани началась 13 сентября. 20 дней в широком дворе суетятся люди, прикладывая кирпич к кирпичу.

На постройке занято 68 каменщиков, 28 плотников и ряд других рабочих. Земляные работы были закончены 15 сентября. Каменные работы выполнены на 40 процентов.

С 4 октября на постройке введена непрерывная рабочая неделя. С переходом на непрерывку — не все обстоит гладко. Большая часть рабочих-­строителей не понимает задач непрерывки и считает, что на постройке непрерывно работать нельзя. Это потому, что переход на непрерывку не освещен среди рабочих.

Некоторые рабочие высказываются против непрерывки, мотивируя это тем, что строительная работа — сезонная.

Больших перебоев в работе нет. За все время постройки было около 50 часов простоя, из-­за недостатка лесоматериала. Остальной материал имеется.

Прачечная бани и ее сотрудницы. Фото конца 1940-х – начала 1950-х годов

Каменное кольцо вырастает, и вокруг него сплетается сетка лесов. В середине круга — опорный каменный столб, в котором будут сосредоточены паропроводные и водопроводные трубы. Столб будет служить опорой для бетонно­-железных перекрытий.

В самом низу будет прачечное отделение, контора, буфет и дезинфекционная камера. Во втором этаже — общие бани, буфет, парикмахерская, вестибюль для ожидания и раздевальня.

Вы приходите. Раздеваетесь. Сдаете в шкаф белье и, пока моетесь, белье будет вымыто. Вы подходите в шкаф с другой стороны и получаете чистое высушенное белье.

В третьем этаже будут расположены только номера.

Окончательная постройка бани предусмотрена в конце 30 года. Ан. Гард.».

Предполагалось, что строительство завершится к осени 1930 года. Однако из-­за острого дефицита финансов, строительных материалов, рабочих рук — обычного явления времен индустриализации СССР — стройка затянулась.

В итоге баня открылась 1 сентября 1931 г., о чем свидетельствует выпуск газеты «Красное знамя» от 5 сентября 1931, в котором было отмечено, что «первого сентября начала работать новая баня Комтреста». В то время баня была открыта с 7 до 22 часов и располагалась по улице Ленина, 5 (на сегодняшний день — Ленина, 3, строение 1). Строительство бани обошлось в 283 тыс. руб., что соответствовало приблизительно 20 % бюджета города Тюмени.

Примечательно, что до недавнего времени среди жителей города был распространен миф о строительстве бани якобы из кирпичей взорванного в 1932 году Благовещенского собора, стоявшего на берегу Туры в районе современного моста Влюбленных. Но это утверждение не имеет под собой оснований. С 1931 г. баня активно функционировала.

Авторство проекта. Факты и сведения

Вопрос об авторстве проекта тюменской бани был решен не сразу. Во многих архитектурно-краеведческих публикациях авторство связывается только с именем известного русского архитектора А. С. Никольского. Однако исторических чертежей тюменского объекта ни в личном фонде архитектора в Санкт­-Петербурге ни в местных архивах не обнаружено.

На самом деле, проект «Круглой бани» А.С. Никольского повторно реализован с некоторыми изменениями А. С. Ладинским (М. Л. Макагонова и др. Архитектурная графика эпохи конструктивизма в собрании Музея истории Санкт-­Петербурга. Каталог. СПБ, 2008).

Раздевалка тюменской бани. Фото конца 1940-х – начала 1950-х годов 

В круг выявленных источников, подтверждающих причастность Никольского к разработке проекта бани в Тюмени, входит фотография бани с пометкой «Построена Никольским», найденная в архивах фонда М. Е. Колосовского, главного архитектора города и области на период 1945–1951 гг. Не исключено также участие в проектировании бани тюменских зодчих 1920–1930­-х годов, среди которых гражданский инженер М. В. Бурков (многие из местного архитектурно­-инженерного состава специалистов того времени проходили обучение в Петроградском институте гражданских инженеров — ИГИ, где преподавал Никольский).

Самым важным аргументом в пользу участия Никольского в создании проекта «круглой бани» в Тюмени является подлинный источник — сама баня, ее объемно­-пластическое решение, аналогичное круглой бане на пл. Мужества в Лесном (Ленинград), очевидно.  

Типологические и архитектурно-­стилистические особенности

Прототипом здания городской бани в Тюмени (автор проекта А. С. Ладинский, консультант А. С. Никольский, 1929–1931) стал упомянутый проект «круглой бани» Никольского, реализованный в упрощенном варианте в Лесном. Здание тюменской бани имеет такой же цилиндрический приземистый основной объем, нижний этаж также заглублен в землю. Но, в отличие от ленинградского варианта, здесь нет высокого прямоугольного вестибюля, вместо него устроен низкий закругленный входной блок. Кроме того, на главный фасад вынесен выразительный консольный объем, а центральная ось здания акцентирована вертикальным витражом, поднятым на высоту второго и третьего этажей — освещение лестничных блоков. Все горизонтальные членения и здесь и там имитационные. В Тюмени они — в виде выступающих карнизных поясков, отражающих этажность и визуально делящих цилиндр на три части по горизонтали.

Здание бани трехэтажное, кирпичное. Главный фасад был некогда акцентирован мощным кубическим эркером (утрачен), придававшим объекту гармоничную цельность и стилевую законченность. В настоящее время консольный объем над главным входом представляет собой мезонин с балконом. Над балконом — навес на деревянных колоннах, ограждение резное дощатое.

Одноэтажный кирпичный оштукатуренный объем, через который организован главный вход в здание, был пристроен позднее.

Посетители тюменской бани. Фото конца 1940-х – начала 1950-х годов

Прямоугольные окна второго этажа бани, как и квадратные третьего, расположены в метрическом ритме по длине всего фасада и имеют характерную для конструктивизма раскреповку оконных рам в виде квадратных ячеек. Стены венчает деревянный подшивной карниз.

В архитектурно-­художественном и типологическом отношении объект представляет ценность в качестве уникального для Тюмени образца архитектуры авангарда, признанного во всем мире как важнейший вклад нашей страны в мировую культуру. Как о редчайшем образце такого рода, о тюменской городской бане на ул. Ленина написано в монографии Э. М. Ариевича, В. В. Горбачева «Проектирование и эксплуатация бани» (М., 1965): «единственная в СССР баня, имеющая такую конструктивную схему», об историко­-культурной ценности объекта сказано в книге Козловой-Афанасьевой Е. М. «Архитектурное наследие Тюменской области» (Тюмень, 2009).

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: