От площади труда до парка Маяковского

Мы публикуем один из восьми маршрутов, вошедших в путеводитель по архитектуре Свердловска 1920–1940-х годов: он пролегает от площади труда до Центрального парка культуры и отдыха имени В.В. Маяковского. Впрочем, прогулку от Первого до Третьего домов горсовета можно растянуть на пару дней. Город здесь застроен и освоен плотно, раскрывает все свои возможности: путь от площади Труда к улице Декабристов пролегает мимо старых дворов, кондитерских в первых высотных домах города, ресторанов в Центральной гостинице, первой общественной городской бани, одного из главных городских парков советской поры. 

Путешествие от площади Труда к улице Декабристов пролегает через разные по характеру кварталы города. Административно, исторически и укладом жизни они не связаны в один район, хотя иногда эту часть старого Екатеринбурга называют церковной стороной. Площадь Труда появилась на месте снесенного Екатерининского собора. Около Центральной гостиницы в интересующую нас эпоху находился костел с органом; в 1930 году он был переделан в клуб, а в 1960-е – снесен. Свято-Троицкая единоверческая церковь около Сенной площади превратилась в кинотеатр «Рот-Фронт», в котором впервые в Свердловске показали звуковой фильм (позже здесь располагались и ткацкий цех, и разные учреждения, а в середине 1970-х здание церкви перестроили в клуб «Автомобилист»). Сегодня это единственная восстановленная церковь на протяжении всего маршрута. На Ночлежной площади (в районе нынешней площади Обороны) располагалась Симеоновская церковь, в 1930 году перестроенная в школу.

Набережная реки Исеть. Фото 1930-х годов, Государственный архив Свердловской области

Мост на улице Декабристов. Фото 1930-х годов, Государственный архив Свердловской области

Улица Белинского, связывающая крайние точки маршрута, – одна из тех старинных центральных улиц, облик которых радикально изменился в 2000-е годы. Поиски города 1920–1930-х годов на этом пути познакомят как с дикостью современной строительной практики, так и с развитием в современном строительстве идей ранней модернистской архитектуры. Улицы Пушкина и Розы Люксембург сохранили свой облик дореволюционных «купеческих» улиц, несмотря на появление конструктивистских зданий. Кварталы на улицах Куйбышева и Декабристов появились на бывшей Сенной площади – старый город здесь почти исчез. Маршрут расскажет об изменении практик повседневной жизни в первые советские пятилетки, и о том, как один город, будь то Свердловск начала 1930-х или Екатеринбург 2010-х годов, «стирает» предшествующие городскую планировку и жизненный уклад. Однако если во время прогулки не только рассматривать фасады, но и делать остановки, заходить в работающие магазины, осматривать дворы или появляющиеся вокруг домов ограды, разрушающие ткань городской жизни, – можно почувствовать, как в каждую новую эпоху старая архитектура становится пространством новой жизни.

Начать путь лучше всего с площади Труда около бывшего здания Дома Советов (Облисполкома). В самом здании сейчас располагаются другие учреждения, в том числе Государственный архив административных органов Свердловской области, в котором собраны дела репрессированных в разные периоды советской истории. В архиве работает выставочный зал, где можно познакомиться с документами о судьбах людей, создававших довоенный Свердловск. «Солнечный свет сияет для рабочих и трудящихся», – писал в связи с постройкой домов Горсовета А. Нейштадт в книге «Свердловск индустриальный» 1934 года. Площадь Труда – то символическое пространство, в котором можно видеть первые достижения советской власти, выраженные в архитектуре надежды людей той поры.

Центральный парк культуры и отдыха им. В. Маяковского. Фото 1930-х годов, Государственный архив Свердловской области

Хотя конструктивистские комплексы Свердловска захватывают воображение, масштаб строительства был невелик в сравнении с ростом городского населения. Осмотрев на углу улиц Пушкина и Ленина Первый и Второй дома горсовета, здания на противоположной стороне и осознав масштаб перестройки города в конце 1920-х, можно свернуть во дворы Второго дома Горсовета и бывшего здания облисполкома. Это позволит не только рассмотреть кирпичную кладку под осыпающейся штукатуркой, но и выйти к ограде механического завода XIX века – воочию увидеть на улице Горького, как в первую пятилетку старый заводской город столкнулся с новым социалистическим. Спустившись до улицы Малышева, надо подойти к зданию фотоателье с огромным окном съемочного павильона. Ателье было построено фотографами Ф.С. Мурдасовым и К.Н. Никитиным в середине 1920-х годов. В 1930-е в здании размещалась уже не частная, а государственная мастерская, в которой, к слову, в свое время фотографировался работавший на Урале землемером Л.И. Брежнев. Благодаря большой сцене в фотоателье снимались участники многочисленных съездов и конференций, а также выпускники школ. Фотоателье построено в 1920-е, архитектурно и технологически принадлежа к уходящей эпохе: все чаще фотографы снимали не в павильонах с естественным солнечным светом, а при свете электрическом. Так и советская власть проектировала водопровод, вместе с тем строя общественные бани, поскольку огромное количество людей по-прежнему носило холодную воду из уличных колонок, а новые комфортные дома слишком скоро оказались перенаселены. Новая архитектура появилась в ситуации ограниченных ресурсов и устаревшей инфраструктуры.

Новые архитектурные формы быта не отменяли прежних традиций, социального неравенства, нехватки усилий по ремонту зданий и улиц. Часто эти новые формы корнями уходили в старые архитектурные практики: кирпичное строительство, украшение фасадов аллегорическими рельефами и рустовкой.

Улица Белинского. Фото 1930-х годов, Государственный архив Свердловской области

Изменения не происходили стремительно и наслаивались на прежний город. Например, до Дома коммунальщиков на перекрестке Белинского и Энгельса в 1930-е пригоняли с выпаса коров, которых держали горожане. «Уральский рабочий» летом 1942 года писал: «По улице Белинского издавна нельзя ни проехать, ни пройти». Но жители старых особняков и жители новых домов вроде «Уральского старожила» («инженерского дома», как его называли в ту пору) равно втягивались в жизнь нового Свердловска. Так, в доме на Белинского, д. 8/10 жил первый главный
инженер Уралмашзавода В.Ф. Фидлер. Напротив, на месте, где сейчас располагается Свердловская областная библиотека им. В.Г. Белинского, в небольшом особняке жил С.А. Захаров, летописец раннего пионерского движения в городе, рассказавший, кстати, о жизни улицы в ту пору и в своих записках, и в шпионской повести для детей «Ребята с улицы Никольской» (в другом издании – «Конец концессии»).

Чтобы больше узнать о районе между улицами Куйбышева и Декабристов, можно обратиться как
к запискам Стефана Захарова, так и к кинохронике. В 1920-е бывшую Сенную площадь кинооператоры снимали часто (записи можно посмотреть в Музее истории Екатеринбурга). Старый конный рынок превратился в огромный плац при располагавшихся рядом Оровайских казармах, но также и в огромную площадь для манифестаций. В 1919 году Сенная была переименована в площадь Первого мая. В январе 1924 года на ней проходил траурный митинг в память об умершем В.И. Ленине. Помимо военно-строевых учений, парадов, митингов когда-то здесь устраивались и футбольные матчи. К началу 1930-х площадь застраивается зданиями для учебных заведений и жилыми комплексами: Третьим домом горсовета и жилым комбинатом для военных. Каждый дом мыслился как небольшой городок со своей инфраструктурой и социальными связями.

Улица Энгельса. Фото 1930-х годов, Государственный архив Свердловской области

Улица Карла Маркса. Фото 1930-х годов, Государственный архив Свердловской области

Здания ушедшей эпохи по-разному встраиваются в практики современной жизни. Сегодня в бывшей фабрично-заводской школе на улице Куйбышева располагается один из корпусов Уральского федерального университета, в 2002 году на его фасаде появилась мозаика по эскизу голландского художника Арно Кунена, с которой начался выход современного искусства на улицы Екатеринбурга. Бывший же военный городок по соседству, с корпусами, построенными в разные десятилетия, воспринимается как один комплекс благодаря скорее нумерации домов, чем практике заселения и жизни квартала. Когда-то об образцовой жизни в построенном для военных первом доме рассказывала кинохроника, сегодня авангардный характер архитектуры домов на улице Куйбышева, д. 48 неочевиден для многочисленных прохожих.

В центре бывшей Сенной в 1930-е годы был разбит детский парк, названный в честь Павлика Морозова. Много раз он реконструировался. В 1950-е в газетах можно было прочитать о том, как парк «делили» велосипедисты, гуляющие с собаками взрослые и дети, которым надо играть на свежем воздухе. Эти споры о жизни города – то, что нас связывает с людьми той поры. Маршрут позволяет увидеть, как город меняется в целом, прочувствовать расстояния, пространство между новаторской архитектурой и старым городом. В какой-то момент в 1930-е годы сумма зданий в новом стиле в окружении старых особняков, доходных домов и торговых заведений превратилась в новое лицо Свердловска: жилые дома, общественные здания, инфраструктурные объекты и общественное пространство парка создали новый город и городские привычки.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: