Простой и ясный диалог

В 2015 году на Новоалексеевской улице завершилось строительство жилого комплекса «Эгодом». По словам архитектора Сергея Скуратова, команда которого занималась этим проектом, реализация выполнена на очень высоком уровне. Что важно, жилой комплекс завершает серию проектов бюро, для которых важнейшей характеристикой является мономатериальность. Все эти дома объединяет ярко выраженная концепция, по духу напоминающая некий арт-жест. Сдержанность и такт, присущие этому проекту, стали выражением максимально этичного отношения архитекторов к окружающему пространству. Каким образом один объект может упорядочить градостроительный хаос, от чего зависит композиционное направление будущей застройки и как достичь простого и ясного диалога с теми объектами, которые появились на выбранном участке раньше рассказывают архитекторы Сергей Скуратов и Никита Демидов. 

«Недолюбленный» ландшафт»

Сергей Скуратовархитектор, «Сергей Скуратов Architects»«Градостроительная и пространственная ситуация на перекрёстке, который теперь, после постройки жилого комплекса, превратился в полноценную площадь, изначально была связана с расположенным здесь многоэтажным зданием института “Гипростроймост”, а также со зданием бывшего ДК, в котором теперь находится Евангелическая церковь. Непосредственно на месте “Эгодома” раньше находились такие депрессивные объекты, как старая заправка, гараж и станция техобслуживания. Казалось, что это задворки какого-то провинциального города, а не район, расположенный достаточно близко к центру Москвы рядом с замечательным парком Сокольники. Надо сказать, что здесь же находится несколько уникальных объектов — приют братьев Бахрушиных (Бахрушинский приют — комплекс зданий, возведённый в 1898–1907 годах на средства промышленников Бахрушиных для устройства детского сиротского приюта — прим. ред.), а также Алексеевская насосная станция (этот комплекс сооружений был построен в 1830 году для перекачки воды в Крестовские водонапорные башни — прим. ред.) В общем, окружающий ландшафт был совсем не удручающим, а, скорее, стихийным, разрозненным и плохо организованным. Я бы сказал, “недолюбленным”. И “Эгодом” в результате стал тем объектом, благодаря которому здесь сложилась определённая пространственная режиссура и который упорядочил весь этот градостроительный хаос»

Форма диалога

Сергей Скуратовархитектор, «Сергей Скуратов Architects»«Для меня главное — выбрать основное композиционное направление будущей застройки и определить форму диалога между объектами. И здесь всегда возникает два пути: контраст или мимикрия. Выбор между ними зависит от степени яркости или, наоборот, ординарности существующего на той или иной территории объекта-лидера. Например, в историческом центре ярко выраженный лидер зачастую не нужен. Для такой среды намного важнее максимально точно сформировать образ здания. В идеале от любого нового дома в историческом окружении должно складываться ощущение, что он стоял здесь всегда. При этом по своей форме новое здание вполне может отличаться от окружающей застройки. Если историческая ткань города недостаточно самобытна, если ей не хватает важных характеристик, в таком случае необходимо заполнить эту лакуну и создать яркий объект, который либо возьмёт на себя роль лидера, либо вступит в определённый диалог с уже существующими объектами-лидерами. Из этих принципиальных для меня предпосылок и вырос проект жилого комплекса “Эгодом”, в основе которого нет никакой мимикрии, нет имитации, а есть простой и ясный диалог с теми объектами, которые появились здесь раньше. Этот диалог базируется не только на выборе основного строительного материала — клинкерного кирпича, но и на общих композиционных решениях, позволивших упорядочить окружающее пространство. В общем, наш проект — это довольно яркий и при этом осмысленный жест, простота и чёткость которого сделали его в этой ситуации абсолютно уместным»

Модернистская композиция

Сергей Скуратовархитектор, «Сергей Скуратов Architects»«Практически сразу, сначала на интуитивном уровне, а потом уже в виде оформленной концепции, было решено, что в данной ситуации нужно возводить два объёма, а не один. Логика такого решения в том, что, когда на площадке появляется не одиночный объект, а пара (в нашем случае — это два разных по высоте корпуса жилого комплекса) — окружающее пространство намного проще организовать. По сути, создав два объёма вместо одного, мы начали некий диалог, к которому присоединились расположенные поблизости сооружения. Они, как у Матисса, оказались вовлечены в этот танец, а одним из главных действующих игроков во всей композиции стала пустота, возникшая между двумя нашими корпусами. Благодаря созданию пары зданий, восприятие которых усилилось за счёт возникшего между ними пустого пространства, в этой части города сложился новый визуальный вектор, новое композиционное направление. Существовавшая здесь пара средненьких модернистских объектов — высокое здание института и низкое здание бывшего ДК — с появлением новой пары, в которой один корпус жилого комплекса также выше другого, оказалась включена в общую композицию, основанную на хорошо мне знакомых принципах модернизма. Прежде всего, я имею в виду чёткие и простые формы, а также ясные темы фасадов, артикулируемые в зависимости от расположения центральной видовой точки. В результате торцевые фасады двух корпусов нового жилого комплекса стали главными, а сам комплекс благодаря предложенным композиционным решениям и использованию клинкерного кирпича не вошёл в противоречие с окружающей обстановкой»

Внутренняя и внешняя логика

Сергей Скуратовархитектор, «Сергей Скуратов Architects»«В отличие от внешних фасадов, все фасады, которые открываются во внутренний двор — почти полностью стеклянные. Там практически нет внешних пилонов и глухих поверхностей. Это домашнее, интимное, разнообразное по ландшафту пространство было скрыто от посторонних глаз и надёжно защищено от воздействия внешней среды, во-первых, за счёт углубления внутреннего двора, а, во-вторых, благодаря кирпичному забору, который, к тому же, связал два жилых дома композиционно. Решение углубить внутренний двор, помимо прочего, позволило нам увеличить высоту входных зон и при этом не зайти за действующий на этом участке регламент, ограничивающий высоту здания 65 метрами. Важно отметить, что меньший по высоте 8-этажный корпус утоплен вглубь участка и не перекрывается высотным 17-этажным корпусом. Я бы сравнил расположение этих двух домов с размещением по координатам военных кораблей в морском бое, когда самый мощный корабль прикрывает своих менее защищённых товарищей. Получается, что к городу жилой комплекс “Эгодом” выходит более смелым высотным зданием, которое, как настоящий донжон, возвышается над перекрёстком и защищает внутреннее пространство комплекса. Верхняя часть этого корпуса слегка развёрнута, и кажется, что дом как будто бы осматривается по сторонам, демонстрируя окружающим свою независимость»

Мономатериальность

Никита Демидовархитектор, «Сергей Скуратов Architects»«Для нас принципиально важным было создание некой кирпичной “подошвы благоустройства”. Этот внутренний двор, или, точнее, заглублённый периметр, на котором и располагаются два жилых корпуса “Эгодома”, является основной связующей частью всего проекта и, надо сказать, продолжает важный для Сергея Скуратова мотив мономатериальности. Клинкерный кирпич стал для нас доминантным материалом, определившим основные внешние характеристики комплекса. Мощение выполнено из бетонной брусчатки, которая визуально максимально совпадает с клинкером. Ещё два вспомогательных материала, о которых стоит сказать отдельно, это стекло и металл. Если говорить о металлических элементах, то везде, где они появляются — и на витражах, и в ограждении — они используются в едином цвете и тактично сочетаются с клинкерным кирпичом. Добавлю, что этот кирпич мы использовали в нескольких видах. Это позволило нам усложнить фактуру поверхностей, которые в сочетании с прозрачным стеклом и пустотами создают определённый ритм»

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: