Как работать с объектами, не имеющими статуса памятника?

В любом городе есть знаковые архитектурные объекты, которые официально не являются памятниками и, следовательно, не защищены законом. Поэтому девелопер в классической фразе «снести нельзя реконструировать» смело ставит запятую после первого слова. В рамках проекта «Открытый город», Рубен Аракелян, руководитель архитектурного бюро WALL, прочитал для студентов и практикующих архитекторов лекцию, в которой на примере работы с Московского Дворца Молодежи рассказал, как архитектор может отстоять здание перед заказчиком и по-новому раскрыть потенциал объекта для города. 

«Проект Московского Дворца Молодежи, реконструкцией которого мы занимаемся, — яркий пример того, как можно сегодня использовать объекты культурного наследия. Здания модернизма, многие из которых стали для горожан знаковыми объектами, символами эпохи, к сожалению, формально не являются памятниками архитектуры. Юридическая незащищенность дает девелоперам возможность относить их к обременениям и сносить. В случае с МДМ, собственником которого является не государство, а акционерное общество, нам удалось убедить девелопера в том, что, не снося здание, можно придать ему новый смысл, новые ценности, не потеряв экономической, градостроительной и культурной рентабельности.

Справка о проекте: МДМ построен в 80-х годах XX века по проекту архитекторов Я. Белопольского, М. Беленя, М. Посохина и В. Хавина в одном из исторических районов Москвы, Хамовниках. В настоящее время в нем размещаются два больших зала на 1,8 тыс. мест и 2 тыс. мест, которые последние годы используются для показов мюзиклов, большая часть площадей сдана в аренду. Здание находится непосредственно над станцией метро.

Московский Дворец Молодежи

Работу над проектом мы начали с изучения объектов модернизма в Москве. В ходе исследования выяснилось, что многие из них по площади чуть ли не равны Кремлю. Например, здание Центрального Дома Художника на Крымском валу. Сейчас мы изучаем, какой процент территории города они занимают, исследуем их типологию и функции. Эти здания были построены в другом культурном контексте. МДМ, в частности, предназначался для того, чтобы молодые люди изучали основы идеологии, и пространство здания, его архитектура, внутреннее насыщение отражали менталитет своей эпохи. Здесь проводились массовые собрания, лекции, концерты — в советское время МДМ активно работал, его часто посещали. Современная экономика “съедает” и уродует здание. Сегодня МДМ завешен рекламой, сдается по частям разным арендаторам, часть территории отдана под парковку. Нашим проектом мы пытаемся отстоять ценность здания, показать, что у его внутренних пространств большой потенциал. Переосмыслив пространство и очистив от мусора, можно придать МДМ новое качество.

В ходе исследования мы изучали, как работают с такими памятниками, рассмотрели ряд как удачных, так и не очень примеров. К первым можно отнести реконструкцию ГЭС-2 на “Красном Октябре”. Главным архитектором проекта является Ренцо Пиано, известный как автор Центра Помпиду в Париже. Это потрясающий пример того, как используется существующая типология здания электростанции, и из нее делается новый культурный кластер.

Здание “Гаража” Рэма Колхаса представляет собой пример того, как из старого советского ресторана сделан музей. Здесь применен способ консервации: архитектор не сносил здание, а будто бы мумифицировал существующие остатки, накрыв прозрачным объемом, чтобы провести максимально нейтральную интервенцию. Еще один красивый пример — это “Стрелка”, история о том, как с помощью малых инвестиций получить модное знаковое место.

Среди интересных европейских проектов – центр Линкольна в Нью-Йорке, галерея Tate Modern в Лондоне, художественный квартал Fondazione Prada на территории бывшего спиртзавода на юге Милана.

Во всех этих проектах мы видим, что коммерция в чистом виде, просто как магазин, уже не работает. Людям интересно, когда она скрещена с культурным и образовательным квестом. Поэтому во всех успешных европейских примерах, названных выше, уклон сделан на общественные и культурные функции. Коммерция занимает не более 5%. Также необходимо, чтобы у здания был медийный имидж, умная навигация с приложением для iphone и ipad, позволяющая во время прогулки изучать, что находится внутри того или иного пространства. И, наконец, важна функция использования потенциала здания. Ни в коем случае нельзя его разрушать, менять структуру, застраивать. Наоборот, нужно его очистить от всего, что «наросло» в период рыночной экономики и найти пространства, которые можно использовать по-новому. Хороший пример — проект Рема Колхаса по реконструкции Малого Эрмитажа. Колхас предложил, в отличие от всех других участников конкурса, здание не трогать вообще, а перебрать все площади, которые там есть, убрать ненужные, оставить востребованные. В результате здание, не изменив внешних параметров, получит новые полезные пространства. Подобный подход будет использован и при реконструкции МДМ: трансформировать ненужные площади в открытые общественные пространства.

Я также считаю нужным включить здание МДМ в культурную карту Москвы. Сейчас в столице формируется культурный кластер, от парка “Зарядье” до “Лужников”, включающий в себя ряд объектов разных функций: Пушкинский музей, “Красный октябрь”, Парк Горького, “Музеон”, ЦДХ. Объекты будут связаны единой пешеходной набережной.

Идея сделать МДМ частью коллекции формирующихся общественных пространств сработала. Собственники стали искать способы убрать с площади перед МДМ машины, чтобы площадь возле Комсомольского проспекта соединить с городом и люди могли бы пройти “сквозь” здание прямо в парк.

Определенные сложности работы над проектом были связаны с тем, что здание находится в сложном социальном контексте, рядом много домов, жители которых не хотят ни шума, ни яркого света по вечерам. Недалеко от МДМ находятся “Садовые кварталы”, жилой комплекс класса премиум, нужно принимать во внимание потребности и этой аудитории. При этом МДМ расположен фактически над станцией метро, и этот фактор также нельзя было не учитывать. Нам стоило большого труда договориться, чтобы не застраивать периметр здания, оставить его проходным.

Изначально МДМ, несмотря на его брутальность, связанную с идеологической нагрузкой здания, представлял собой спокойную внешнюю архитектуру с анфиладой, равномерной чередой колонн. Это делало здание максимально прозрачным. В результате реконструкции планируется сохранить и подчеркнуть эту его особенность.

Советские архитекторы, работавшие над МДМ, хотели сделать так, чтобы здание работало изнутри. В итоге получился коворкинг с большим количеством общественных пространств. Также у Якова Белопольского, главного архитектора проекта, была идея сделать здание без кровли с двумя объектами — рестораном и театральным залом. В нашем проекте мы возобновили эту идею, сделав пространство максимально свободным. Сегодня здание, плотно забитое арендаторами, люди вынуждены обходить по периметру. А в советское время было по-другому: люди заходили внутрь, гуляли. Мы предложили центр здания отдать под культурную функцию, а все коммерческие точки расположить по периметру.

В ходе реконструкции планируется расчистить площадь внутри здания, сделать большой амфитеатр на втором этаже, внутреннюю улицу, кинотеатр и лектории, вертикальный музей, использовать кровлю здания — там, на уровне 30 м над землей, будет расположена видовая площадка. У здания есть исторически сложившаяся емкость площадей (42 тыс. м2). В 1990-е годы собственникам здания разрешили увеличить его площадь на 10 тыс. м2, добавив галерею с тыльной стороны здания. До нас свои варианты реконструкции разрабатывали многие как российские, так и западные архитекторы. Все предлагали галерею застеклить. После таких «преобразований» внешний облик здания будет просто убит, поэтому мы категорически отказались от такого пути. Мы сохранили здание, а галерейные 10 тыс. м2 развели по двум зонам. Около 4 тыс. м2 “закопали” в стилобате, придав тем самым ему новое использование. На месте прежней галереи, где были киоски с шаурмой и парковка, мы сделали новую улицу, условно названную art-батом, улицей искусств.

Таким образом, проект реконструкции МДМ сохраняя исторический облик здания, будет представлять собой комфортное открытое общественное пространство с множеством культурных и образовательных функций, востребованных горожанами, и с развитой коммерческой составляющей, учитывающей интересы собственников».

 

«Открытый город» – образовательный проект, который Москомархитектура проводит уже четвертый год подряд для студентов и практикующих архитекторов. Он включает в себя обширную программу воркшопов, круглых столов, экскурсий и завершается 2-дневной конференцией «Открытый город», которая в этом году пройдет 3-4 октября. Подписывайтесь на группы проекта в VK и FB, не пропускайте анонсы, новости и фотоотчеты со всех мероприятий «Открытого города». Лекция Рубена Аракеляна прошла в рамках исследовательского воркшопа «Наследие 2.0», который в этом году входит в программу «Открытого города». 

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: