«От площади до площади»

В середине июля 1933 года в Свердловске запущен Уральский завод тяжёлого машиностроения, историю строительства которого можно охарактеризовать одним словом — вопреки. УЗТМ, впоследствии ставший гордостью страны, создавался несмотря на нехватку финансирования, репрессивную машину и многое другое. И всё же фантастический проект стал реальностью. TATLIN публикует фрагмент книги «Главный коридор Уралмашзавода» серии Archive, посвящённый «сердцу» всего Уралмаша.

Центр соцгорода Уралмаш — площадь Первой Пятилетки, от которой отходят улицы-лучи, насквозь пронизывающие жилые кварталы. В разное время она выглядела по-разному и выполняла различные функции. Здесь проходили многочисленные мероприятия для всех жителей Уралмаша, в том числе митинги в связи с посещением завода важными персонами. Людей на ней тогда набивалось, как говорится, «под завязку». Во время приезда Фиделя Кастро 14 мая 1963 года даже пришлось оцепить площадь военными грузовиками, чтобы не допустить опасной давки 1. На площади же формировались колонны для парадов, следующих к центру города, проходили народные гуляния в новогодние праздники с ледовым городком и ёлкой. Бывали и траурные поводы: гробы с особо выдающимися уралмашевцами устанавливали в центре площади. И завод прощался с ними своим гудком.

1. В Свердловске революционер пробыл всего два дня, но это событие надолго осталось в памяти жителей. На Уралмаш Кастро отправился на второй день пребывания в городе. Тогда над площадью звучала песня: 

Родина или смерть! —
Это бесстрашных клятва.
Солнцу свободы над Кубой
гореть! Родина или смерть!

Фиделю организовали экскурсию по заводу длительностью в несколько часов. После осмотра цехов кубинский лидер выступил с двухчасовой речью на площади Первой пятилетки. И тысячи уралмашевцев скандировали: «Куба — си! Янки — но! Патриа о муэртэ!»

Для уралмашевцев 1930-х годов площадь была символом приобщения к новой жизни. По дороге на работу, переходя с деревянных дощатых тротуаров на благородную брусчатку, они говорили: «Совсем как на Красной площади в Москве». Сходство с ней придавала и усыпальница с прахом Банникова и Фидлера — явное подражание Мавзолею Ленина.

Усыпальница с прахом Владимира Фидлера и Александра Банникова. Фото начала 1933 года

Площадь Первой Пятилетки окружена конструктивистскими зданиями. В 1932 году на северной её стороне появился 48-квартирный дом, построенный по проекту архитектора Петра Оранского. Как жилой дом это здание почти не использовалось. Первые три года в нём располагалось заводоуправление, а потом, более шести десятилетий, — отдел кадров и отдел технической учёбы. Здание стало называться Домом техучёбы, даже соответствующая светящаяся надпись появилась на его фасаде — правда, ненадолго. Дело в том, что буква «ч» в ней постоянно гасла, и никому не удавалось это исправить. В конце концов, вывеску сняли 2.

2. На снимках начала 1930-х годов Дом техучёбы увешан плакатами на военную тему: тут и красноармеец, и парашюты, и самолёты. Один из лозунгов, фигурировавших на фасаде, гласил: «Да здравствует наша родная непобедимая Красная армия — могучий оплот мирного труда народов СССР, верный страж границ СССР». А рядом с ним был установлен портрет наркома Климента Ворошилова.

Дом техучёбы. Фото 1935 года

Раньше со стороны площади к Дому техучёбы примыкал небольшой уютный сквер, в котором летом открывалось кафе-мороженое. Вероятно, этот сквер был создан для того, чтобы скрыть необычное инженерное сооружение — трансформаторную подстанцию, на крышу которой вела широкая лестница. Там же, на крыше, была установлена скульптура девушки с мячом. Гипсовая девушка исчезла в начале 1950-х годов, но сквер остался — его ликвидировали только во время реконструкции площади, которая пришлась на конец 1950-х – начало 1960-х годов.

Скульптура девушки с мячом на крыше трансформаторной подстанции у Дома техучёбы. Фото 1933 года

В начале 1960-х между Домом техучёбы и жилым домом на б-ре Культуры, 4, располагался популярный среди уралмашевцев стенд «Под башмак экскаватора». На этом стенде регулярно обновлялись сатирические листки с карикатурами и стишками в адрес дебоширов, пьяниц, воров. Тогда Уралмаш был небольшим посёлком и «героев» сатирических листков знали почти все. Одно время на стенде часто мелькали материалы о так называемых стилягах — тех, кто пытался следовать тогдашней моде: носил узкие брюки-дудочки, ботинки на толстой подошве, клетчатый пиджак. Кроме того, они коллекционировали грампластинки, изданные на Западе. Советские люди со скепсисом относились к увлечению западной культурой. Не зря в то время была распространена поговорка: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!»

Высмеивали стиляг нещадно, что, впрочем, не мешало им каждый вечер собираться в сотне метров от сатирического стенда на так называемом Броде — пятачке в районе бульвара Культуры и улицы Красных партизан 3. Время от времени там происходили жестокие драки с хулиганами из барачных посёлков, которые стиляг сильно не любили.

3. «Брод» — искажённое слово Бродвей. «Броды» были во всех советских городах, и не по одному. В Свердловске их было не менее двух, главный — в самом центре, на проспекте Ленина, неподалёку от памятника Свердлову. Второй — на Уралмаше. На «Бродах» стиляги общались, гуляли, показывая себя во всей красе.

Площадь таких масштабов не могла обойтись без скульптуры Ленина, возможно, первой в столице Урала. Она была воздвигнута между улицами Сталина (ныне пр-т Орджоникидзе) и Ильича (где теперь находится троллейбусная остановка). Статуя Ленина на высоком цилиндрическом постаменте с трибуной у подножия стояла на этом месте до 1937 года, когда над Уралмашем пронёсся ураган. Под напором ветра рухнул цирк в соцгороде, а гипсовая статуя Ленина была сильно повреждена и её демонтировали.

Митинг в честь пуска Уралмашзавода 15 июля 1933 года. Слева — статуя Ленина

За заводской центральной проходной есть ещё одна площадь — как бы для посвящённых, только для заводчан. Чтобы попасть на неё, следует пересечь площадь Первой Пятилетки с севера на юг и миновать небольшой сквер с фонтаном. Далее пройти через центральную проходную, где раньше проверяли пропуска девушки с револьверами «Наган» в кобурах. Следует отметить, что завод ранее очень тщательно охранялся: вдоль забора были расставлены вышки с караульными, вооружёнными карабинами; за каждой проходной и неподалёку от наиболее важных оборонных цехов стояли бронеколпаки с бойницами, через которые можно было отстреливаться от нападавших. Рядом с заводской территорией построили здание штаба полка НКВД с казармой (ул. Машиностроителей, 29). Этот полк сняли с границы с Польшей, в его составе было три батальона, один из которых охранял Уралмашзавод совместно с военизированной охраной завода (ВОХР). Сейчас в этом здании размещены многочисленные офисы.

Именно от заводской площади берёт своё начало главный заводской коридор. Каждое утро за очень короткий промежуток времени на завод должны были пройти тысячи уралмашевцев. Заходя на режимную территорию, они попадали не в узкое «горлышко», а на широкое, свободное пространство и через него двигались своими маршрутами к цехам.

Заводская площадь. Фото 1933 года

Создатели Уралмаша, романтики индустриализации, строили не просто новое предприятие и жилой посёлок при нём, они грезили о городе будущего, городе-саде. И завод тоже мечтали превратить в цветущий сад. Уже в 1930-е годы на заводской площади разбили клумбы, впоследствии высадили декоративные кусты и деревья, а затем — роскошные голубые ели. Со временем зазеленел и весь главный коридор.

Здесь же был установлен знаковый для каждого советского предприятия объект — Доска почёта. Она, кстати, и по сей день находится на том же месте. В 1946 году на заводской площади был воздвигнут монумент, символизирующий героический труд уралмашевцев во время войны. Автором памятника стал Моисей Рейшер, к тому времени уже известный архитектор. Символично, что ему, стоявшему у истоков создания проекта застройки промышленной площадки Уралмашзавода, доверили поставить финишную точку в архитектурной композиции главного заводского коридора. Монумент представляет собой боевую машину СУ-100 — лучшую самоходную артиллерийскую установку (САУ) Второй мировой войны, установленную на постамент в виде огромной скалы, которая олицетворяет могучий Урал.

Митинг на площади Первой Пятилетки в связи с передачей Красной армии САУ СУ-100. Фото 1930-х годов

Постамент отливали неподалёку, в цехе № 34 Уралмашзавода (ранее — чугунолитейный цех). Художественное литьё таких масштабов на заводе никогда раньше не делали, поэтому его изготовление поручили лучшим бригадам модельщиков и формовщиков. Работали как в войну — по 12 часов без выходных 4.

4. Существует миф, что СУ-100, установленная на постаменте, была последней самоходкой, которую изготовили на Уралмаше во время Великой Отечественной войны, а впоследствии она была оставлена на заводе как символ трудового героизма уралмашевцев. На самом деле, согласно приказу, эта СУ-100 действительно создавалась не для боев, а как памятник.

Открытие монумента состоялось в сентябре 1946 года в День танкиста. Завершая торжественный митинг, зазвучали гудки заводских паровозов — в годы войны еженедельно завод покидал очередной эшелон с самоходками, и всегда паровоз давал пронзительный прощальный «крик», а сейчас этот звук символизировал окончание военного лихолетья. Ветераны завода, участвовавшие в создании памятника, утверждали, что внутри постамента заложена капсула с посланием потомкам, которое следует вскрыть через 100 лет, в сентябре 2046 года, но никаких документальных подтверждений этому нет.

Центральная заводская площадь ещё не раз становилась местом проведения многотысячных митингов в честь трудовых побед Уралмашзавода. А 9 марта 1953 года заводчане со скорбными лицами слушали здесь плавный и величавый голос Юрия Левитана и вождей страны — Никиты Хрущёва, Лаврентия Берии, Георгия Маленкова, Вячеслава Молотова: хоронили Сталина. Как два стража, встречающие заводчан после окончания рабочего дня, по сторонам от самоходки стояли огромные бетонные фигуры Ленина и Сталина с суровыми лицами.

Заводская площадь с памятником в честь самоотверженного труда уралмашевцев в годы ВОВ. Впереди слева и справа скульптуры Сталина и Ленина. Фото середины 1950-х годов

Вскоре после этого, когда был развенчан культ личности, на шею гипсобетонной скульптуры Сталина набросили петлю стального троса, подрезали ей ноги, снесли танком с постамента и, если верить байкам старожилов, утопили в болотце на территории завода, где в своё время первостроители стреляли уток на обед, — ещё некоторое время над кочками были видны носки сапог. А одинокую скульптуру Ленина перенесли в 1960-е годы к БЦСМК — блоку цехов сварных машиностроительных конструкций. Так и стоит она там незаметная среди ёлок.

В 1950-е годы было принято решение озеленить главный коридор. Ради этого даже ломали асфальтовое покрытие. Озеленялся не только коридор, в разных местах на территории завода возникали скверы, иной раз украшенные гипсовыми скульптурами, в том числе классической «Девушкой с веслом». В это же время на заводской площади появился пешеходный мост, протянувшийся над железнодорожными путями. Подниматься и спускаться с моста мало кому хотелось, к тому же зимой ступени были очень скользкими — не обходилось без падений и травм. В начале 1970-х годов было решено, что движение составов на этом участке не слишком интенсивное и можно обойтись светофором и звуковыми сигналами. К большой радости рядовых уралмашевцев мост демонтировали.

Заглавное фото — сквер перед центральной заводской проходной, 1933. 

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: