- Текст:Оксана Самборская3 апреля 2017
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Интерес к выжившим промышленным зданиям обусловлен в том числе и тем, что пришло понимание их архитектурной ценности — в конце XIX — начала XX веков многие здания были гордостью владельцев и строились по проектам известных архитекторов. За последние 15 лет в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Саратове, Твери и других городах появились примеры сохранения и преображения наследия промышленной архитектуры.
Первоначально здания стали трансформироваться в креативные офисные пространства. В Москве такими стали «Красная Роза» — бывшая текстильная фабрика, «Даниловская мануфактура» и другие. Но рыночная ситуация заставила собственников вновь пересмотреть концепцию: офисные пространства перестали пользоваться былым спросом, на смену офисам пришли проекты лофт-апартаментов, добавляющих офисную составляющую комплекса, а в некоторых случаях и заменяя ее. Успешных примеров трансформации цехов в жилье уже немало. В Москве жилые лофты наряду с офисными помещениями существуют на «Даниловской мануфактуре», в деловом квартале «Новоспасский», в комплексе «Парк Мира» и других.
Один из заметных новых проектов — комплекс премиальных апартаментов на бывшей кондитерской фабрике «Большевик». Корпуса под жилую функцию приспосабливаются по проекту IND architects, эта же команда создала интерьеры общественных зон и самих жилых пространств, а также разработала благоустройство территории. В результате, вдобавок к офисному центру, на «Большевике» появятся 3 корпуса апартаментов — всего около 12 000 м², в частности проектом предусмотрены двухуровневые лофт-апартаменты и апартаменты с собственными двориками-патио. Между корпусами будет благоустроенный двор, удалось организовать подземный паркинг. Архитекторы задействовали и крыши — там расположатся террасы и зимние сады.
Амир ИдиатулинГенеральный директор IND architects«Для превращения в жилые помещения подходят не все промышленные объекты. В зданиях, пригодных для перепрофилирования в лофты и апартаменты, важна исходная геометрия: они не должны быть слишком глубокими — иначе возникают сложности с инсоляцией, сама высота помещений не должна быть избыточной. Также препятствием может служить и большая плотность корпусов, то есть недостаточное для жилых домов расстояние между зданиями. На “Большевике” таких проблем не было — фабрика построена довольно “просторно”. Мы спроектировали пространство для жизни современного человека, сохранив дух места и поддержав дизайн-код, созданный нашими британскими коллегами из бюро John McAslan + Partners, которые занимались проектом бизнес-центра и музея в составе комплекса. Все новые архитектурные решения были разработаны с учетом богатой истории места. Так, металлическая лестница, как архитектурная скульптура, стала ниточкой к индустриальному прошлому здания. В вечернее время эта лестница подсвечивается и смотрится особенно эффектно».
Если здание признано памятником архитектуры и стоит под охраной — это также становится ограничением для развития всего проекта редевелопмента или отдельных объектов в рамках бывшей промзоны. Так фабричные фасады корпусов фабрики «Большевик», где сейчас расположен бизнес-центр, внесены в список объектов культурного наследия. Они были отреставрированы и стали визитной карточкой комплекса. При этом внутренний объем был превращен в эффектный атриум бизнес-центра с белыми опорами, держащими стеклянное перекрытие.
В одном из корпусов апартаментов также присутствует историческая кирпичная кладка. Ее рисунок, который был разработан еще французском архитектором Оскаром Дио в XIX веке, был бережно восстановлен. При редевелопменте щепетильно подбирались материалы так, чтобы они соответствовали единой стилистике комплекса. В части корпусов, где историческая кладка не сохранилась, был использован бельгийский кирпич ручной формовки, похожий на оригинал. По авторским проектам выполнены и «детали» — изготовлены перфорированные металлические панели, которыми облицованы первые этажи и надстройки-террасы. В обрамлении входной группы использованы панели из стали «кортен», создающей эффект ржавого железа. Жилой дух комплексу добавляют лобби с островками живой зелени, озелененные мансарды и элегантные французские балконы.
Еще один проект, который мог бы стать хорошим образцом грамотного «приспособления» старой фабрики — проект редевелопмента завода «Кристалл». Дизайн интерьеров лофтов здесь разрабатывался архитектурным бюро ai-architects. В созданной архитекторами концепции подчеркивается брутальная красота материалов, из которых построены заводские строения — кирпича и бетона.
Одним из первых увидел в бетоне материал, который не нужно скрывать при отделке помещений, стал Ле Корбюзье. Теперь при перепрофилировании промышленных объектов под жилую функцию бетон наравне с кирпичом становится одной из главных отправных точек лофт-интерьера — пожалуй, ключевого стилистического направления в интерьерах жилых пространств в бывших фабриках и заводах.
Александр Томашенко Партнер архитектурного бюро ai-architects
«Обнаженный железобетонный конструктив промышленных зданий позволяет создать лаконичные, чистые интерьеры. Бетон становится отличным фоном, гармонично сочетается с металлом, стеклом, на контрасте с бетоном прекрасно звучат теплые натуральные материалы — дерево и кожа».
Задача качественной реновации промышленных зданий решается в несколько этапов, и грамотная архитектурная концепция и дизайн, поддерживающие историю места, — это далеко не первые итерации в ее решении. Отнюдь не все здания пригодны для такого редевелопмента: еще на этапе принятия решения об инвестициях в объект и определения его будущей возможной функции проводится анализ качества этих объектов. Если уже на этой стадии девелопер привлечет для консультаций грамотных архитекторов, проектировщиков и профессиональных строителей, можно избежать многих ошибок и необдуманных трат, связанных со слабой предпроектной проработкой и с недостаточно тщательным анализом существующей ситуации. Реновация промышленных объектов таит в себе много подводных камней.
Вадим КирилловУправляющий партнер строительной компании «АрТель»
«Первое, что необходимо делать на таких объектах — это тщательная предварительная экспертиза, обследование несущих конструкций и дополнительные изыскания в процессе реализации. Как бы ни были на первый взгляд симпатичны промышленные здания, они могут таить неприятные сюрпризы — и лучше их выявить на этапе проектирования, а не в ходе стройки. Необходимость усилить несущие конструкции очевидно ведет к дополнительным затратам. В этом как раз и кроется один из больших минусов редевелопмента по сравнению с новым строительством — риск непрогнозируемого роста бюджета строительства».
В условиях сложившейся застройки в центрах крупных российских городов переформатирование промышленных объектов дает редкую возможность создавать здесь новое, переосмысливая старое — индустриальное. Жилые лофты в бывших цехах оказались востребованным продуктом: желающих жить в нестандартном помещении с флером богемности и шиком индустриальной стилистики немало. Конечно, такие проекты требуют особой работы с пространством, а потому они интересны не только покупателям, но и архитекторам. Промзоны обретают новую жизнь, становятся деловыми, культурными, жилыми только при условии грамотного определения новой функции вкупе с обоснованным и деликатным архитектурным решением, основанном на тщательном анализе потребностей новых пользователей и бережном отношении к истории места.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: