Новая жизнь советских кинотеатров

В советское время, когда кино официально считалось главным среди искусств, кинотеатры работали везде, даже там, где их не было — в домах культуры, клубах. Потом случилась перестройка, и кино перестало быть «государственной» задачей, часть кинотеатров превратилась в автосалоны, офисы, рынки. Вопрос о реконструкции построек, относящихся к советскому периоду, на сегодняшний день стоит довольно остро, ведь сохранение или отказ от прежних функций нередко определяют путь развития не только самого здания, но и территории вокруг него. Не оставаясь в стороне, TATLIN решил поговорить с Александром Балабиным — генеральным директором компании «СЕВЕРИН ПРОЕКТ», лидера в области проектирования и строительства киноцентров в России, — о том, как реализовывались первые проекты по реконструкции советских кинотеатров, об особенностях и сложностях комплексного обновления таких объектов.

Как известно, с каждым годом количество реконструированных советских кинотеатров заметно увеличивается. Однако можете ли вы сказать, с чего началось это направление? Каким образом оно оформилось, кто стал его инициатором?

— Думаю, все началось с 2000 года — именно тогда у инвесторов появилось желание возродить отечественный рынок кинотеатров. Одним из первопроходцев стала компания «Карофильм», которая первой принялась создавать кинопрокатную сеть нового типа. Все началось с пилотного проекта многозального кинотеатра в Москве, в реализации которого участвовала и наша компания. По сегодняшним стандартам он был невелик, всего 4 экрана, но принципиально отличался от всего существовавшего на тот момент.

Первыми советскими кинотеатрами, которые подверглись реконструкции, стали «Ударник», «Алмаз», «Электрон», «Киргизия», «Россия». В то время объекты реконструировались и проектировались очень быстро, комплексной проектной документации не разрабатывалось. Работа строилась таким образом: архитекторы делали планировки, параллельно под них кто-то выполнял расчеты конструктивных решений, другие участники процесса договаривались с инвесторами о монтаже инженерных систем и проектировали их. Иными словами, дизайнеры делали «дизайн», рекламщики — «рекламу», «барщики» — бары.

Весь процесс проектирования шел параллельно со стройкой. Зачастую необходимые строителям узлы рисовались на строительной площадке, прямо на только что прикрученном к каркасу новом листе гипсокартона, который уже через день был ошпаклеван и окрашен.

Постепенно у компаний-заказчиков выстраивались упорядоченные структуры управления строительными процессами, формировались технические «отделы» из «инженеров» и «специалистов», часто выросших здесь же за первые годы этой пионерской работы. Проектировщики, участвовавшие в создании первых мультикомплексов, также менялись вместе с клиентами. Предложения по комплексному проектированию многозальных кинотеатров, управлению инвестпроектами и строительству многозальных кинотеатров сформировались на этом рынке только к 2005-2007 годам.

Однако применяемые технологии утрачивают свою актуальность достаточно скоро. Поэтому интересно узнать, как часто кинотеатр требует обновлений? И насколько этот процесс сложен, если речь идет не о новоделах, а уже на несколько раз реконструированных кинотеатрах?

— Год назад, в 2016 году, в Москве началась новая волна реконструкции модернизированных в нулевых «советских» кинотеатров, связанная с реализацией комплексной городской программы «Московский дворик».

Кинотеатр «Саяны» и проект его реконструкции

Ранее построенные сетевые мультиплексы также подошли ко времени, когда их было необходимо привести в соответствие с новыми требованиями. В частности, мы разработали проекты обновления кинотеатров «Формула Кино» на Мичуринском проспекте, в ТЦ «Европейский». Самая долгая история связана с проектом «Саяны», он находится в процессе реконструкции где-то с 2005 года. Приходят заказы и из регионов, в частности не так давно нами был выполнен проект частичной реконструкции с перепланировкой многозального кинотеатра Star & Mlad, расположенного в Воронеже.                                                                                      

Все ли постройки, основной функцией которых в прошлом был показ кино, способны и сегодня работать в прежнем режиме?

— Реконструкции в основном подвергаются кинотеатры, построенные в 60-80 годы прошлого века и расположенные в сложившейся городской застройке. После реконструкции в таких объектах, как правило, из одного-двух больших по метражу залов устраивают 3-5 или даже 7 кинозалов меньшего размера. Это связано с современными условиями кинопроката и коммерческой целесообразностью: отправной характеристикой является необходимое количество посадочных мест для всего кинотеатра и для каждого зала в отдельности.

Архитектурно-функциональная концепция мультиплекса начинается с компоновки объемов зрительных залов, фойе и путей эвакуации на выделенном «пятне» (поэтажном плане или участке нового строительства). От того, насколько эффективны и продуманны планировочные решения, во многом зависит будущий коммерческий успех проекта и удобство его эксплуатации.

Без чего кинокомплекс не мыслит своего существования сегодня?

— Важной составляющей современного кинотеатра является организация зоны кафе. Устройство полноформатных ресторанов в составе кинокомплексов сопряжено с техническими трудностями, объемно-планировочными коллизиями и не является бесспорным с точки зрения бизнес-процессов.

По действующим нормативам в технологических помещениях кафе и ресторанов должно быть естественное освещение. Весь объем предприятия «общественного питания» необходимо оснащать независимыми системами приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования. Но с этим спорят сами принципы компоновки мультиплексов. 

Дело в том, что все общественные пространства, а рестораны к ним и относятся, обычно размещаются внутри общего объема кинотеатра, ограниченного по периметру путями эвакуации, в результате чего естественный свет в центральной части площадей оказывается практически недоступен. Более того, и устройство обособленных инженерных коммуникаций для этих функциональных зон сопряжено с серьезными сложностями из-за все той же специфики объемно-планировочных решений мультиплексов и невозможности организовывать транзитные коммуникации через помещения кинозалов.

Вне всяких сомнений, качественная реконструкция уже существующего объекта сложнее нового проектирования. С какими трудностями обычно вы сталкиваетесь? И всегда ли удается вернуть здание к жизни?

— В процессе инженерно-технических обследований, необходимых для определения объемов предстоящих проектных задач, могут выявиться скрытые ограничения. В частности, недостаточная несущая способность конструкций здания, не соответствующие новым задачам технические мощности, устаревшие инженерные коммуникации, особенности окружающей застройки, дорожной сети и прочее. 

Усложняет процесс и то, что градостроительные нормы с советских времен существенно изменились, а, следовательно, при реконструкции таких объектов приходится вносить очень серьезные изменения в принципиальные планировочные решения здания, и кинотеатры не являются здесь исключением.

В связи со сложностями процесса реконструкции, а также с особенностями расположения некоторые советские кинокомплексы решено сносить и строить на их месте новые объекты (к примеру, это коснулось кинотеатров «Киргизия» и «София») или перепрофилировать, что, например, случилось с кинотеатром «Восход». Но я считаю, что эти изменения вполне закономерны и их можно приветствовать, так как в результате они ведут к улучшению качества городской среды и, как следствие, уровня жизни в целом.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: