Жизнь без Красоты

Всемирно известный голландский архитектор Эрик ван Эгераат одним из первых европейских мастеров начал работать в современной России. Но параллельно с архитектурной практикой Эгераат активно участвует в дискуссиях на тему места современной архитектуры в мировой экономике и места архитектора в современном обществе. На протяжении четырех лет он публиковал свои статьи в журнале Commercial Real Estate Russia, которые были собраны и опубликованы в книге «Жизнь без Красоты». Мы делимся эссе архитектора, чье название вторит названию издания и утверждает мысль о том, что Красоты не нужно бояться, ее следует воспевать. 

За последние тридцать тысяч лет человечество обогатило свою земную жизнь неисчислимым количеством прекрасных вещей. Была ли у этого причина? Ну конечно! Именно потому, что люди использовали свои мыслительные способности не только для выживания, но и для создания Красоты, они избежали вымирания!

Но отчего мы так изменились в последнее время? Почему мы стали бояться Красоты?

Мы живем в уникальное время: можем путешествовать, куда пожелаем, получать информацию и опыт о любом событии будущего или настоящего в любой точке мира в удобный для нас момент. Мы живем в новом мире: еще юном (по сравнению с возрастом планеты), но уже свободном от границ. Впервые за время существования Земли мы можем по-настоящему считать весь мир своим домом. Преодолев географические, политические и идеологические границы, глобализация стала фактом, нравится нам это или нет. Но у новообретенной свободы есть границы. В отличие от предков нашему воображению вновь открытая территория представляется не ценным приобретением, а серьезной угрозой. Подгоняемые инстинктивным стремлением увидеть обратную сторону вещей и явлений, мы концентрируемся не на возможностях, а на препятствиях. Опаснее всего то, что мы мыслим о новом глобальном сообществе преимущественно в финансовых категориях. В результате формируется далеко не самый привлекательный образ. Когда финансовая ситуация в мире складывается неблагоприятным образом, нам кажется, что весь мир катится в преисподнюю. У нас развилась кризисная ментальность, которая свела к минимуму такие «лишние» навыки, как умение активно взаимодействовать в рамках социума, получать удовольствие от жизни и создавать Красоту — в общем, все, что выходит за пределы обычных расчетов.

Со времени публикации моей первой статьи в журнале CRE в 2008 году мир изменился. Мы едва преодолели один кризис и уже готовы объявить приближение второй волны. Обсуждение сложившейся ситуации идет в основном в финансовом ключе. Состояние рынков формирует наши мнения, которые определяют всю нашу жизнь! Как случилось, что рынок стал жизнеобразующим фактором? Рынок!

Многофункциональный комплекс «Юберзееквартир SPV  1-4», Гамбург, Германия. В рамках проекта развития портовой части Гамбурга данное здание было официально открыто в декабре 2011

Обратимся к истокам рынка. Традиционный рынок отличался от сегодняшнего и своим содержанием, и отношением к нему людей. В прошлом рынок считался вульгарным местом, оплотом материальных ценностей в прямом смысле этого слова: там обменивали товары на деньги. Все прочие виды обмена, включая обмен интеллектуальный и тем более духовный, не входили в сферу рынка. Однако традиционный рынок выполнял важную социальную функцию, чего не скажешь о сегодняшних финансовых рынках, которые едва ли можно назвать ареной социальных событий. Люди больше не встречаются на рынке для обмена идеями, Рынок сам превратился в идеологию. Свято веря в его непогрешимость, мы окружаем себя людьми, вооруженными знанием его законов: по нашей инициативе и с нашего согласия эти люди следят за состоянием рынков и за тем, чтобы мы продолжали считать, что рынок всегда прав!

Мы, разумеется, не должны недооценивать или полностью отрицать наличие проблем в мировой экономике. Дела в мире идут не лучшим образом, мягко говоря. Но проблемы глобальной экономики не означают конец нашего существования. Речь не идет об угрозе голода или потери жилья (по крайней мере не для тех, кто живет в западных и развивающихся странах). Риски, о которых идет речь, касаются не наших основных потребностей, а излишеств. Под угрозой находится не наша жизнь, а наше беспечное благосостояние.

Что стоит за спорами о судьбах мировой экономики и связанными с ними страхами: желание сохранить деньги?

Умножить их количество? С какой целью? Нехватку чего мы чувствуем так остро, что нуждаемся во все большем количестве денег? По-человечески понятным является ответ «здоровье». Но многочисленные исследования показывают, что большинство людей не готовы на него тратиться. Расходы на здравоохранение, даже для людей, заботящихся о своей физической форме и хорошем самочувствии, занимают непочетное пятое место после расходов на питание, жилье, одежду и предметы роскоши... Парадоксальной приметой современности является одновременная погоня за роскошью и бегство от Красоты.

Колледж «Метцо», Дутинхем, Нидерланды. Проектирование было завершено в 2007, летом 2008 года совет школы решил трансформировать внутренний двор в крытое пространство 

Тому, что Красота в современном мире подвергается массированной критике, мы обязаны глобализации. В глобальном мире Красота потеряла свойство универсального языка, распавшись на миллионы «диалектов» с локальной спецификой и индивидуальным эстетическим зарядом. Беседуя о Красоте в отрыве от конкретного, индивидуального случая, мы скатываемся к бессмысленным разговорам о Красоте вообще: о ней можно рассуждать, но трудно по ней жить. В повседневной жизни мы отчуждены от Красоты: с одной стороны, мы отвергаем ее как нечто недоступное, игрушку для немногих избранных, а с другой — убеждаем себя, что нехорошо желать для себя Красоты в то время, когда мировая экономика переживает трудности. В результате все наши размышления о Красоте блокируются отрицанием. Обращали ли вы внимание на то, как редко современный мир взывает к Красоте? Как скупо о ней высказываются, предпочитая ей ценности минимализма? Дизайнеры рассуждают о необходимости обращения к чистой сущности вещей, отстраненности, отсутствии излишеств. На первой странице «Херальд Трибьюн» от 7 октября 2011 года слово редактора, посвященное Стиву Джобсу, воздает должное «гению, который вернул высоким технологиям простоту и стиль». Простоту? Неужели?! Почему так сложно признать, что Стив Джобс стремился хорошо и красиво жить? И что занимающий активную позицию человек под «красиво жить» поздразумевает личное участие в создании Красоты! 

Разве правильно бояться Красоты? Ведь это одна из фундаментальных ценностей, сформировавших нашу цивилизацию. 

Об истоках нашей концепции Красоты и ее влиянии много спорят. Некоторые полностью отрицают это влияние. Но эти люди руководствуются сегодняшними взглядами и интересами, как тонко показал в своем эссе о Красоте итальянский писатель и специалист по семиотике Умберто Эко. Каждая последующая эпоха создает непроницаемую сеть фальсификаций, скрывающих эпоху предыдущую: многие находят такую иллюзорную жизнь гораздо более удобной. В сегодняшнем технократическом мире, где правят такие ценности, как польза и функциональность, трудно признать важность красоты. Красоты, которая, даже не неся определенных функций и конкретной, прикладной пользы, может быть ценностью сама по себе.

Частная вилла «Янсен», Роттердам, Нидерланды. Первоначальный эскиз появился в 2007, вилла была построена в 2010

В своем предисловии к альбому, изданному по случаю моей персональной архитектурной выставки, голландский философ Роланд ван Флит заметил, что человеческое стремление к совершенной Красоте проистекает из внутреннего сознания нашего несовершенства. Вслед за Платоном он повторил, что идея Красоты является частью интуитивного знания каждого из нас, часто неосознанного, но пробуждающегося при виде Красоты и проявляющегося в желании создавать Красоту.

В глубине души каждый из нас понимает Красоту и стремится к ней.

Наши представления формируются под влиянием ощущений. Так как ощущения являются сугубо индивидуальными, мы обладаем способностью конструировать полностью субъективную реальность на основе наших эмоций. Так человечество существовало веками. Со временем укреплялась его вера в силу разума. Но мыслительные конструкции разума нисколько не уменьшают нашу потребность в Красоте, совсем наоборот! Такие успешные проекты Стива Джобса, как IPhone или IPad, вряд ли бы появились, если б их создатель просто хотел получить функциональный и высокотехнологичный продукт. Они возникли благодаря пониманию глубинной человеческой потребности: каждая вещь в окружении должна не просто выполнять свою функцию, но и радовать глаз, вызывая чувство привязанности. Часто говорят, что красивые вещи лучше продаются. Я бы сформулировал так: в процессе созидания понимание Красоты как ценности несомненно повышает ценность созидаемого.

Тема Красоты особенно актуальна для России. Могут ли русские обойтись без Красоты? Нет, и еще раз нет!

Для русской ментальности Красота является не просто синонимом удовольствия, а частью общества и повседневной культуры. В современном отношении к Красоте Россия сталкивается с теми же проблемами, что и остальной мир, находящийся под влиянием фальсификаций, созданных идеологией капиталистического рынка. Здесь тоже верят в то, что любая вещь хороша только с «благословения» финансовых рынков. Но, в конце концов, универсальным мерилом деятельности общества или отдельного человека является не произведенное им количество денег, а созданная им Красота.

Давайте создавать Красоту и учиться видеть ее в повседневности.

Главное здание и Лекционный зал Лейпцигского Университета, Лейпциг, Германия. Эскиз был создан в 2005 году, его образ был использован для памятных сувениров в честь празднования 600-летия Университета в декабре 2009

В российской жизни она повсюду, стоит только взглянуть поближе. Возьмем московское метро: при созерцании этого творения рук человеческих возникает ощущение прорыва в вечность. Жаль, что не каждый может в полной мере это ощутить, просто в силу неудобства пользования. Я бы с удовольствием снял покрывало с этой Красоты, явив ее взглядам всех — иными словами, создал бы удобную систему обозначений на двух языках и усовершенствовал систему пользования метро, улучшив его международный имидж и повысив популярность... Вот если бы моя статья попалась на глаза мэру Москвы! Если Платон был прав, то интуитивное понимание Красоты, свойственное московскому градоначальнику, как и любому человеку вообще, побудило бы его дать дорогу Красоте в повседневной жизни великого города. 

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: