Жилой дом ИТР Свирьстроя в Ленинграде

Жилой дом предназначался для инженерно-технических работников, занятых на строительстве Нижне-Свирской ГЭС. Первый камень этой гидроэлектростанции был торжественно заложен в 1927 году. Пять лет спустя, в 1932 году, был проведён закрытый конкурс на жилой дом ИТР Свирьстроя в Ленинграде, в котором победил проект Игоря Георгиевича Явейна. TATLIN делится фрагментом из полного каталога проектов архитектора Игоря Явейна

В заключении жюри закрытого конкурса отмечалось, что высшую оценку получил проект, обеспечивший лучшую инсоляцию, ориентацию и компоновку квартир. Вместо общепринятой периметральной застройки участка предлагалась более сложная конфигурация здания с глубокими отступами от красной линии, образующими курдонёры, ориентированные на юго-восток и юго-запад. Один из заглублённых корпусов прорезан до уровня третьего этажа широкой улицей-проездом.

В планировке жилых ячеек автор проекта с самого начала предлагал принцип вынесения кухни в глубину квартиры. Этот принцип обосновывался И. Г. Явейном как новый для 1930-х годов, хотя в нём, конечно, угадываются отзвуки планировки старых петербургских квартир с жилой зоной и гостиной у входа, кухней и чёрной лестницей в глубине. Эту знакомую автору с детства модель достойной жизни И. Г. Явейн пытался преобразовать в планировке небольших советских квартир с одним входом. Новое здесь создавалось на основе совсем ещё свежей памяти о старом. Кстати, похожие планы жилых ячеек можно найти и в экономичных домах Германии ХХ века. В доме ИТР Свирьстроя автор провёл этот «несвоевременный» принцип через все стадии проектирования и осуществил его, опираясь, в том числе, и на поддержку жильцов дома.

Фото-альбом: фото30

Проектирование и строительство здания шло с 1932 по 1938 год. За эти шесть лет ушла эпоха конструктивизма и наступили времена «сталинского ампира». На месте последней очереди строительства этого дома было построено здание с полуколоннами и капителями, заказанное уже другому архитектору. Из общей композиции здания ИТР Свирьстроя ушли гладкие плоскости и резкие асимметрии. Отстоять и реализовать их в реалиях конца 1930-х годов было совершенно невозможно. Мало того, строительство заканчивалось уже в период полного господства неоклассических ретроспективистских форм, когда даже в ходе строительства фасады зданий требовалось перерабатывать или, как тогда говорилось, «обогащать» элементами ордеров. На это И. Г. Явейн пойти не мог и никогда не шёл в дальнейшем.

Дворовый фасад (сверху) и главный фасад (снизу). Фотокопия с оригинала

Сохранилась авторская рукопись статьи 1938 года, где собраны аргументы, с помощью которых И. Г. Явейн отстаивал принципы принятых им решений и обосновывал свою неуступчивость1.

«Автор стремился найти новый архитектурный образ современного жилого дома.

…. Если обратиться к классической древности, то рядовому жилому дому (не дворцам и не дворцам-крепостям) также не были свойственны монументальные архитектурные формы.

… Распространённая в последнее время чрезмерная монументальность архитектурных форм казалась автору абсолютно неприемлемой.

…. Автор стремился к максимальной архитектурной правдивости сооружения. Все архитектурные моменты вытекают из внутреннего содержания сооружения.

… Автор не применяет архитектурных мотивов и архитектурных деталей, некритически заимствованных из классического наследия прошлого».

Перспектива. Фотокопия с оригинала

В результате И. Г. Явейн сумел настоять на своей трактовке обязательных в то время требований, трансформируя и направляя их в нужное для него русло. Эстетика чистых плоскостей и объёмов не отменяется, а осложняется введением тяг, геометризированных профилей и обрамлений. Вводится традиционная петербургская двухцветность. Однако при внимательном рассмотрении видно, что перед нами не классическое решение (светлые детали на цветном фоне), а авангардное разделение на серые и красные объёмы, так что серые пластические тела существуют и отдельным независимым блоком, и проникают в красные объёмы, рассекают и обрамляют их. Резкая рельефная пластика во многом и возникает от таких проникновений. Единый масштаб жилого дома сменяется иерархией масштабов, объёмов и обрамлений — от малых, подчёркивающих истинный масштаб шестиэтажного здания, до крупномасштабных серых «перспективных рам», объединяющих на всю высоту угловые лоджии и уступами уходящих в глубину. Образуются своего рода «вынутые углы» (приём современной архитектуры) и гигантская разомкнутая рама, охватывающая на крестообразных столбах центр здания с проходящей под ним улицей.

Фото-альбом: эскизы

И. Г. Явейн имел все основания утверждать: «В процессе детализации проекта, а также и во время постройки архитектура здания, спроектированного ещё в 1932 году, подверглась значительной переработке, однако в основе полностью сохранена композиция первоначального проекта».

В этом здании нестареющие темы архитектуры пересказываются средствами современного языка. Дом стал редчайшим случаем введения в строй в 1938 году конструктивистского объекта, и в качестве одного из лучших образцов позднего конструктивизма он взят под охрану как памятник архитектуры.

Фото-альбом: современные фото

1.      Приведённые авторские комментарии к этому зданию составлены из фрагментов рукописи И. Г. Явейна, текст которой в 1930-е годы был широко известен в профессиональной архитектурной среде.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: