Неделя Масленицы в этом году стартует 4 марта, и каждый в России относится к этому восточнославянскому празднику по-своему. Например, в арт-парке Никола-Ленивец уже несколько лет подряд масленичная неделя заканчивается массовым сожжением специально сконструированной скульптуры. Каждый год — это новый образ и история, которые группа художников и мастеров воплощают на протяжении нескольких недель. На этот раз гореть будет Бастилия — 20-метровая башня, возведенная художником Николаем Полисским по мотивам знаменитой крепости. Мы спросили организаторов зимнего карнавала о выборе образа, как проходило масленичное сожжение в предыдущие годи и как возводилась башня в этот раз.
- Текст:5 марта 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Николай Полисский основатель и худ. руководитель арт-парка Никола-Ленивец«Как выяснилось, огонь не всеми воспринимается как материал, из которого создается художественный образ, как это задумывалось в прошлом году. Для многих это все-таки перформанс символического исчезновения, разрушения. Мы решили это учесть и найти символ архитектуры, разрушенной во благо, знаменитой своим исчезновением. Бастилия как раз хороша именно тем, что ее больше нет. Как гласит историческая табличка на месте сноса: “Здесь танцуют и всё будет хорошо” (ici l'on danse, ah ça ira, ah ça ira!). Форма же по-прежнему определяется в первую очередь процессом горения. Башня сконструирована по принципу трубы для хорошей тяги.
Хороший горючий материал — нетривиальная задача. Дерево должно быть сухим и укладываться с протоками воздуха, поэтому выбор поддонов технологически безупречен. Покупать их неэтично и очень дорого, но позже мы обнаружили, что немного подпорченные поддоны и «нестандарт» утилизируют, поэтому калужские и кондровские заводы с радостью нам предоставили гигантский объём (более дюжины фур-длинномеров) бесплатно. Строительство заняло примерно месяц. Сначала в центре был установлен подиум для свободного поддува от уровня земли. Дальше на том же месте укладывалось “топливо”, деревянный мусор, а в два ряда по окружности шли поддоны, которые по диаметру перевязывались тёсом для конструктивной прочности. Верхний уровень стилизован под зубчатую башню. Вся конструкция в диаметре 10 метров и в высоту приближается к 20 метрам. Для поджига устроено специальное окно, чтобы длинной “спичкой” можно было достать до центра конструкции»
Иван Полисскийуправляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец «Традиция в Никола-Ленивце — это источник для вдохновения и поиска новой формы. Да и какая традиция, кто скажет? В массовом сознании — это тряпичное пугало, тлеющее под частушки, но стоит сделать над собой усилие и прочитать хотя бы статью из Википедии, и выясняется, что традиция Масленицы — это сумасшедший деревенский карнавал и, видимо, разный в каждом месте нашей необъятной страны, а не унифицированный по методичкам советских массовиков-затейников 1970-х. Традиция — это локальное понятие, идентичность места, а не общий знаменатель. Никола-Ленивецкая Масленица — это, конечно, большой объект, который ярко горит. Его должно быть сложно построить и поэтому жалко сжигать, но всё проходит, и время идёт дальше. Зима остается позади, а впереди весна и лето. Наверное, именно в этом и есть ключевой нарратив праздника, а кульминация — яркий огонь, который не увидишь как процесс искусства больше нигде.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: