На «Октаву» выше

Сегодня редевелопмент является безусловной тенденцией в пересборке российских городов: некоторые заводы и промышленные предприятия закрываются, часть из них сокращает свои площади. Многие расположены в центральной части городов, поэтому возникает логичный вопрос: что делать с пустующими пространствами? Рассказываем о том, как этот актуальный вопрос решала Тула.

— Создание кластера на базе действующего завода — один из громких кейсов недавнего времени. Обычно новое пространство создается на месте когда-то работающего предприятия, вам же удалось сохранить производство. Расскажите о заводе и создании проекта кластера. 

Василий Бровко Руководитель проекта«В последние годы часть площадей легендарного завода «Октава» простаивала: современное производство не требует тех площадей, какие были необходимы в XX веке. Это “пустующее пространство” в центре города негативно влияло на его развитие. В то же время в Туле существовал запрос на создание нового центра притяжения, места альтернативного досуга и творчества, а также на решение ряда социально-экономических вызовов: отток молодежи, кризисное состояние производственных объектов. Эти “запросы” сошлись: было принято решение не только создать кластер «Октава» на неиспользуемых площадях одноименного завода, но и при этом модернизировать само предприятие. Разработкой проекта занималась Госкорпорация Ростех при поддержке частного инвестора Михаила Шелкова и губернатора Тульской области Алексея Дюмина»
Ольга ПивеньРуководитель креативной рабочей группы кластера «Октава»«С лета 2017 года на заводе работает новая управленческая команда под кураторством председателя совета директоров Василия Бровко. За это время к проектированию микрофонов привлекли экспертов в промышленном дизайне, продуктовая линейка пополнилась четырьмя новыми моделями микрофонов, идет разработка вокальных динамических моделей и наушников. Купить профессиональный микрофон «Октава» теперь можно в России, США и Центральной Европе, идут переговоры со странами Азии и Грецией. На предприятии провели глубокую реновацию системы теплоснабжения, отремонтировали более 15 тыс. м² производственных корпусов»

— Какие сложности возникли при работе над старым промышленным зданием?

Екатерина ГольдбергЭксперт по культурному программированию и вовлечению жителей«Еще раз отмечу, что кластер остается частью функционирующего завода: за стеной продолжается производство микрофонов, известных на весь мир. Несмотря на то, что историческое здание завода не выделялось какими-то значительными архитектурными особенностями, для нас было важно сохранить и переработать часть элементов, которые были частью истории завода. В частности, в интерьерах многофункционального зала мы использовали старые станки, переработали часть мебели завода. А сложностей, на самом деле, было не так много: все-таки индустриальные пространства очень просторные и гибкие в использовании, их легко приспосабливать под современные функции» 

Екатерина ГольдбергЭксперт по культурному программированию и вовлечению жителей«Новые интерьеры кластера деликатно дополняют брутальную структуру заводских цехов. Стеклянные перегородки в стальных рамах контрастируют с массивными монолитными конструкциями здания. Светодиодное освещение подчеркивает грубую фактуру бетона и оттеняет сколы и неровности. Входная группа выделена полупрозрачными стеклоблоками — характерными для советской производственной архитектуры. Среди отделочных материалов также используется цементная штукатурка и горячекатаные листы, отсылающие к заводской эстетике. Полы выполнены из наливного бетона, типичные для больших производств. На пол в рекреации первого этажа нанесена сигнальная графика, структурирующая пространство и подчеркивающая линейную структуру бывшего цеха»

— Как было переосмыслено индустриальное наследие завода и города в целом?

Екатерина ГольдбергЭксперт по культурному программированию и вовлечению жителей«Во время разработки проекта кластера мы провели исследование региона и разработали социокультурную программу. Состоялось 125 глубинных интервью, изучены документы регионального и муниципального значения, а также организованы стратегические сессии с ведущими городскими активистами и экспертами. Учитывая изученные особенности региона, были разработаны концепция и бренд кластера, сформирована событийная программа, а также выявлены потенциальные резиденты»

Екатерина ГольдбергЭксперт по культурному программированию и вовлечению жителей«Наш основной подход состоял в том, чтобы соединить новое творческое общественное пространство с ценностями и деятельностью завода. До начала проектирования мы провели много времени на заводе, встречались с его сотрудниками, определили основные факты, истории и элементы, о которых можно рассказывать в кластере. Реконструкция части пространств "Октавы" не перечеркивает прошлого завода, а, напротив, является логичным продолжением его жизни»

Алиса ПрудниковаСоавтор концепции Музея станка«У Музея станка есть своя, особая история, связанная с идентификацией Тулы как родины оружейного производства, лидера военно-промышленного комплекса, поэтому логика возникновения проекта абсолютно естественная: это новый уровень репрезентации исторического и культурного сознания Тулы, это оправдано эмоционально, исторически и культурно»

— Насколько известно, одна из задач кластера — преображение центра Тулы. Расскажите об этом. 

Ольга ПивеньРуководитель креативной рабочей группы кластера «Октава»«Мы исследуем город и прорабатываем различные варианты развития и преобразования городского центра. Тулякам очень полюбились спектакли, которые были показаны в кластере, поэтому наша команда приняла решение развивать это направление. Мы прорабатываем возможность создания нового арт-пространства — современной театральной площадки в помещении "Гаража" кластера. Резидентами "Театра на Октаве" смогут стать как современные театральные коллективы и труппы экспериментального театра, так и талантливые уличные художники, необычные музыканты, яркие представители современного искусства. Одним из кураторов театральной программы и активным участником станет резидент кластера — независимая театральная компания "Барабан"»

Ольга ПивеньРуководитель креативной рабочей группы кластера «Октава»«При "Театре на Октаве" мы бы хотели создать Лабораторию уличного искусства, которая станет творческой и образовательной платформой для объединения креативных лидеров и художников. Также мы бы очень хотели создать уличные арт-проекты (граффити). Они бы стали важным шагом в процессе масштабирования концепции кластера через популяризацию искусства и артикуляцию актуальных городских ценностей»
Подписка на журнал
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: