Путь с нуля и за его пределами

Фигура Казимира Малевича не нуждается в особом представлении, однако своей славе он часто обязан всего нескольким работам. Желая уладить это недоразумение, мы публикуем большую статью о великом художнике, в которой помимо известных фактов рассказывается о его детстве и жизни в Курске, участии в выставках «Московского товарищества художников», пребывании в Витебске и деятельности в составе УНОВИСа, тюремном заключении и всемирном признании. 

Казимир Северинович Малевич (1879–1935) родился в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Отец работал на свекольно-сахарных заводах. Семья часто переезжала с места на место. Примерно в 1890 году Северина Антоновича перевели на завод, который находился в селе Пархомовка, где Казимир закончил пятиклассное сельскохозяйственное училище. «Деревня <...> занималась искусством (такого слова я не знал тогда). <...> Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печке. <...> (К. Малевич. Главы из автобиографии) Четыре года спустя семья переезжает в Волчок, затем — в Конотоп. Там Казимир продолжает рисовать. «Тюбики, палитра, кисти, зонтики, стул складной с самого Белополья не давали мне покоя. Мне было 16 лет, я уже рисовал, как мне казалось, все, и коров, и лошадей, и людей, как рисовали художники в журналах» (К. Малевич. Главы из автобиографии).

Юный Казимир поступает в Киевскую рисовальную школу. В 1896 семья Малевичей переезжает в Курск, где отец поступает на работу в Управление железной дороги. «Город Курск в будущей моей биографии займет большое место. Работа моя в Курске развивалась под влиянием “передвижников” Шишкина и Репина, с которыми я был знаком по репродукциям. Природа стала для меня той действительностью, которую нужно в полной правдивости передать в этюде» (К. Малевич. Главы из автобиографии). Среди чиновников, работавших в Управлении железной дороги, были ценители искусства и художники-любители. Малевич знакомится с ними и совместно создает ателье и кружок любителей искусства. «На тусклом фоне курского бытия наш кружок был настоящим вулканом жизни искусства. <...> (К. Малевич. Главы из автобиографии).

Цветочница. Холст, масло. 80.0 х 100.0. 1903

Казимир поступает на службу в технический отдел Управления железной дороги чертежником. Осенью 1904 года Малевич едет в Москву, где посещает Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Весной возвращается в Курск и до осени работает на природе, его работы приобретают неоимпрессионистический характер. С 1907 до 1910 года Малевич посещает занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве. Тогда же начинает участвовать в выставках «Московского товарищества художников». В декабре 1910 принимает участие в первой из серии московских выставок «Бубновый валет», организованной Ларионовым и Гончаровой. В 1911 году на «Первом московском салоне» Малевич показывает три серии своих работ. В апреле-мае вместе с московскими художниками Д. и В. Бурлюками, Гончаровой, Ларионовым, Моргуновым и Татлиным принимает участие в третьей выставке петербургской группы «Союз молодежи». На организованной Ларионовым и Гончаровой выставке под названием «Ослиный хвост», Малевич выставляет большую группу работ в неопримитивистском стиле и знакомится с Михаилом Матюшиным, приехавшим в Москву для организации сотрудничества между «Бубновым валетом» и петербургским «Союзом молодежи».

В конце года на выставке «Современная живопись» художник показывает пять работ, среди которых «Женщина с ведрами и ребенком», «Жница», «Косарь» и «Голова крестьянина». Сразу же после этого принимает участие в пятой выставке «Союза молодежи» в Петербурге. 3 января 1913 года становится членом «Союза молодежи». В марте-апреле 1913 года Малевич принимает участие в выставке «Мишень», где в ответ на ларионовскую интерпретацию футуризма (лучизм) представляет свои изображения форм, как бы покрытых металлом: «Утро после вьюги в деревне», «Женщина с ведрами», «Точильщик», «Лесоруб». С июля по декабрь 1913 года по инициативе Матюшина, совместно с писателями Хлебниковым и Крученых, Малевич участвует в создании оперы «Победа над солнцем», увидевшей свет 3–5 декабря на сцене петербургского Луна-парка. Текст для оперы написал Крученых, музыку — Матюшин, эскизы декорации и костюмов сделал Малевич.

Купальщицы. Холст, масло. 59.0 х 48.0. 1908

На проходившей в то же время седьмой и последней выставке «Союза молодежи» Малевич выставил две новые группы работ. В январе 1914 года Малевич посылает свои новые работы, среди которых «Портрет Матюшина», на выставку «Бубновый валет». В марте-апреле 1915 года, по приглашению Н. Кульбина, выставляет три работы в «Салоне независимых» в Париже. 21 февраля 1916 года он и Татлин отказываются от членства в «Союзе молодежи». В первые месяцы войны Малевич рисует шесть антинемецких агитационных плакатов в стиле русского лубка. В марте-апреле принимает участие в организованной в Петрограде Иваном Пуни и его женой «Первой футуристической выставке «Трамвай В». На второй «Последней футуристической выставке картин», названной «0,10», он показывает 39 новых картин. Это были совершенно беспредметные работы, представленные под названием «Новый живописный реализм». Наряду с короткой декларацией, входившей в совместный манифест Пуни, Богуславской, Малевича, Клюна и Менькова, Малевич выпустил брошюру, в которой объяснил значение и смысл своей новой работы. В следующем году декларация была использована им в качестве введения к новой брошюре «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». 21 января 1917 года Малевич вместе с Пуни читают «Публичную научно-популярную лекцию супрематистов». Малевич проводит также «опытное демонстрирование с натуры рисунка по принципу кубофутуризма». В марте принимает участие в выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным. На ней он представляет только кубофутуристические работы под названием «Алогизм форм». В июне призывается на военную службу в Смоленск. 

Автопортрет. Бумага, гуашь. 27.0 х 26.8. 1908

После Февральской революции Казимир Малевич присоединяется к «Объединению левых художников». В первые дни Октябрьской революции избирается членом комиссии по охране художественных ценностей Кремля. Принимает участие в последней выставке «Бубнового валета». В марте и апреле 1918 года пишет серию статей для газеты «Анархия», в которых выступает против консервативных сил, пытающихся сохранить свою власть в мире искусства, после чего вместе с Татлиным и Моргуновым уезжает в Петроград, поскольку они были недовольны методами нового руководителя ИЗО. В Петрограде Малевич возглавляет студию в «Свободных художественных мастерских» и вместе с Матюшиным проектирует большую настенную декорацию и обложку папки для материалов Съезда комитетов деревенской бедноты. Создает театральные декорации для постановки пьесы Маяковского «Мистерия-буфф», посвященной революции. В 1919 году Малевич возвращается в Москву, где в «Свободных художественных мастерских» руководит мастерской по живописи и, совместно с Удальцовой, — текстильной мастерской. Выставляет 16 работ на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм». В июне Малевич завершает свою первую большую теоретическую работу «О новых системах в искусстве».

Супрематизм (supremus № 58. Желтое и черное). Холст, масло. 79.5 х 70.5. 1916

В сентябре едет работать в Витебск, в «Народную художественную школу», организованную Марком Шагалом. В состав 16-й Государственной выставки, открывшейся в Москве в декабре, вошла большая обзорная выставка его работ. В 1921 году уезжает вместе с Ермолаевой, Чашником и некоторыми витебскими учениками в Петроград, чтобы там продолжить идеи Уновиса. Читает лекции в Петроградском музее художественной культуры. В мае 1923 года вместе с другими художниками Уновиса принимает участие в выставке картин «Петроградские художники всех направлений», проходившей в Академии художеств в Петрограде.

В октябре Малевич начинает реорганизацию МХК, в результате которой в 1924 году создается Институт художественной культуры. В июле 1926 года завершает статью «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи». В 1927 году, в связи с предстоящей поездкой в Германию, Малевич вместе с Юдиным, Лепорской и Рождественским заканчивает серию из 22-х объяснительных таблиц, используемых как визуальная опора при чтении лекций о значении и пользе прибавочного элемента в художественном образовании. 8 марта уезжает в Варшаву, где показывает польским художникам им самим отобранные и привезенные с собой работы. С 29 марта по 5 июня находится в Берлине. 7 апреля Малевич посещает «Баухауз» в Дессау, где знакомится с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надей, которые берут на себя заботу о том, чтобы в ряде публикуемых «Баухаузом» книг появилось введение Малевича о супрематизме. С 7 мая по 30 сентября того же года выставляет свои работы в предоставленном ему зале на выставке «Grosse Berliner Kunstausstellung». Обсуждает с кинорежиссером Гансом Рихтером идею создания фильма о супрематизме, для которого пишет короткий текст. Уезжая, он оставляет Густаву фон Ризену пачку теоретических работ, привезенных им с собой, а секретарю союза архитекторов Гуго Херингу — картины и серию объяснительных таблиц — своих и аналогичных таблиц Матюшина.

Черный крест. Холст, масло. 106.0 х 106.0. начало 1920-х

Приехав из Германии, продолжает исследовательскую работу в Государственном институте истории искусств в Ленинграде. Его работы экспонируются на организованной Николаем Пуниным выставке «Новые течения в искусстве», проходившей в Государственном Русском музее. Вместе с Чашником и Суетиным Малевич разрабатывает идею социалистических городов-спутников Москвы. В харьковском журнале «Новая генерация» с апреля 1928 по октябрь 1930 года публикует 12 статей о новых направлениях в искусстве. Искусствоведы Государственного института истории искусств отрицательно относятся к исследовательской работе Малевича, и к концу года он покидает институт. Ему предоставляют возможность работать в Киевском художественном институте. В конце ноября на своей обзорной выставке в Третьяковской галерее в Москве показывает новые работы, которые по форме и теме примыкают к его работам конца 1912 – начала 1913 года. В 1930 году читает курс лекций по теории живописи в «Доме искусств» в Ленинграде. Две работы экспонируются на выставке «Sowjetmalerei» в Берлине. Работа «Солдат» экспонируется на выставке «Russische Kunstvon Heute», проходившей в октябре в Вене. Александр Дорнер, возглавлявший Provinzialmuseum в Ганновере, берет оставленную в Берлине коллекцию работ на хранение и выставляет некоторые из них в музее.

В конце 1930-го года Казимир Малевич какое-то время пробыл в тюрьме, где подвергался допросу и пыткам. Его друзья из предосторожности сожгли большое количество его рукописей. В 1931 году Малевич освобождается из тюрьмы и создает эскизы Красного театра в Ленинграде, интерьер которого выполнен по его проекту. Малевич получает экспериментальную лабораторию в Государственном Русском музее. Его работы включены в экспозицию выставки «Искусство эпохи империализма». 1932 год — работы Малевича в большом количестве представлены на выставке «Советское искусство за XV лет», проходившей с ноября по май 1933 года в Государственном Русском музее, а затем в Москве под названием «Художники РСФСР за XV лет».

Чашки. Фарфор. 7.0 х 8.7 х 8.5 (левая); 7.8 х 11.7 х 7.0 (правая). 1923

В 1933 году Малевич продолжает руководить лабораторией в Государственном Русском музее. В апреле 1935 года принимает участие в «Первой выставке ленинградских художников», выставив пять портретов 1933 и 1934 годов. Альфред Г. Барр, директор Музея современного искусства в Нью-Йорке, отбирает некоторые работы из находящейся в Ганновере берлинской коллекции произведений Малевича для первой большой обзорной выставки кубизма и абстрактного искусства, проходившей в 1936 году в Нью-Йорке.

Малевич, проболев несколько месяцев, умирает 15 мая 1935 года. После кремации урна с пеплом была захоронена около дачи в Немчиновке. Место погребения отмечено белым кубом с черным квадратом на нем, спроектированном и изготовленном Николаем Суетиным. Большая часть творческого наследия Малевича передана на хранение в Государственный Русский музей.

Казимир Малевич стал одним из выдающихся реформаторов ХХ века, проповедником нового искусства и ключевой фигурой русского авангарда. Он изобрел абсолютно новое направление в живописи — супрематизм, в котором основными доминантами были признаны форма и цвет. Используя разноцветные геометрические фигуры как универсальные инструменты, Малевич получил возможность создавать композиции, глубина и выразительность которых были безграничны и зависели лишь от восприятия зрителя. Начав свой творческий путь с натурализма, художник пробовал найти себя в импрессионизме, футуризме, а затем и в кубизме, но скоро его перестали удовлетворять современные эстетические принципы. Поиски собственного пути с нуля, за пределами нуля, завершились появлением «Черного квадрата» — произведения, знаменующего собой новую эру в искусстве. 

Похоронная процессия. 1935

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: