Здесь работали известные свердловские скульпторы

Вечером 10 июня 2021 года в Екатеринбурге пожар уничтожил здание скульптурных мастерских на улице Сони Морозовой, 161. «Вот так красиво сгорела 40-летняя история Союза Художников... скульптурные мастерские. Классика жанра», — написала у себя в Фейсбуке Таня Колпакова, вдова скульптора Андрея Антонова, чья мастерская в этом месте находилась много лет. Здание было уникальным для нашего города — по инициативе молодых скульпторов в начале 1980-х годов для устройства мастерских был реконструирован расселенный барак. Мастерские стали творческим кластером своего времени, домом и местом встреч легендарных художников Свердловска-Екатеринбурга и фактически были памятником истории и культуры города, хотя такого статуса и не имели. Спустя тридцать с лишним лет скульпторы были вынуждены покинуть здание — после земельной реформы им выставили миллионный долг за землю, где стояли мастерские. После, почти четыре года, здание простояло пустым. 

Весной 1985 года в новые мастерские переехали восемь скульпторов, членов Свердловского отделения Союза художников: Владимир Егоров, Андрей Антонов, Лев Пузаков, Андрей Онуфриев, Людмила Кружалова, Ольга Мудрова, Валентина Соколова и Петр Сажин. 

Место для мастерских на спрятавшейся во дворах Бажова и Энгельса улице Сони Морозовой нашли сами скульпторы. «Мы были молодыми специалистами, уже членами Союза художников, но профессиональных помещений не хватало, нам приходилось работать в самых неудобных условиях. Совершенно случайно, проходя по этому двору, мы обнаружили остов старого барака и сами выступили с инициативой реконструировать его под мастерские», — рассказывает Людмила Кружалова. 

Дом был заброшен и фактически готовился под снос. Район рядом с парком Энгельса в это же время активно застраивался типовыми многоэтажками, старый фонд уступал место новому жилью, и здание, которое по словам скульпторов было построено в 1930-е годы1, ждала та же участь. 

Людмила Кружалова тогда занимала пост председателя парткома Свердловского отделения Союза художников, и ей удалось получить необходимые разрешения, чтобы здание отдали скульпторам. В то время она специально ездила в Ленинград посмотреть на мастерские местных мастеров — Михаила Аникушина, Анатолия Новикова, Анатолия Дёмы. Эскизный проект реконструкции по дружбе сделал архитектор Николай Мамаев.

От старой постройки остались только фундамент и коробка, все остальное было устроено для профессиональной работы мастеров: кирпичной кладкой надстроены стены, увеличены оконные проемы, сделаны окна верхнего света, получились высокие — четыре с половиной метра по высоте стен и семь метров в коньке крыши — потолки для объемного проектирования. На стенах — трехметровые щиты для больших рельефных изображений, пол выстелен брусом — специально, чтобы выдерживать тяжелые материалы, а для хранения глины организованы специальные ямы под полом. Каждая пара мастерских имела свой отдельный вход, всего их было четыре.

К проекту привлекали ресурсные организации. Сейчас это бы назвали фандрайзингом — реконструкции помогали и местный художественный фонд, и городской отдел культуры, партийные чиновники и неравнодушные директора местных заводов. Делились материалами, рабочими, временем, полезными контактами. Художники и их друзья приходили на стройку субботничать: убирали мусор, штукатурили, красили, обустраивали рабочие помещения.

Скульптурный жанр требует пространства для создания масштабных работ, в этих мастерских оно было. Общая площадь каждой мастерской — от 60 до 80 метров, были устроены антресоли — для отдыха (во время срочных заказов скульпторам часто приходилось оставаться в мастерской и ночью). Вместе с молодыми специалистами в мастерские переехали и мэтры свердловского монументального искусства — Владимир Егоров и Петр Сажин. Даже их прежние мастерские уступали новым по площади и возможностям. Свою последнюю работу перед переездом — четырехметровый памятник уральским углежогам, утраченный в 1990-е годы, Владимир Егоров делал прямо на улице — в специально сооруженном для этого летнем пристрое. 

Владимир Егоров и Петр Сажин, 1989 год. Фото из книги «Путь скульптора Владимира Егорова» Вадима Гривского

Людмила Кружалова и Ольга Мудрова приехали в Свердловск из Ленинграда. Из культурной столицы после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной вернулись в родной город Валентина Соколова и Лев Пузаков. Андрей Антонов — после Московского высшего художественно-промышленного училища («Строгановки»). «Если бы не эти мастерские, я бы, наверно, в Свердловске не осталась», — говорит Людмила Кружалова. Она переехала вместе с мужем-физиком, он писал здесь диссертацию, и, благодаря возможности работать по профессии в уникальных условиях мастерских, семья решила не менять места жительства.

Скульптор, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства УрГАХУ Лев Пузаков вспоминает переезд в мастерские: «Мы ошалели от счастья, целый месяц казалось, что это нам снится. Работать в новых мастерских было сказкой. Представить сейчас, что молодой скульптор может получить для работы такое пространство, совершенно невозможно. Было другое время». До переезда Лев Пузаков, как и многие другие художники, у которых не было персональной мастерской, работал в подвале Союза художников. Ольга Мудрова и Людмила Кружалова делили до этого мастерскую площадью 18 м2. «А чтобы сделать большую работу надо было ждать, пока освободится какой-нибудь цех, договариваться, ездить», — делится Ольга Мудрова. В новой мастерской можно было легко делать скульптуры высотой до шести метров.

Мастерская Чернышева. Фото из архива Андрея Чернышева

Дизайнер и галерист Таня Колпакова рассказывает, что мастерские стали не только местом работы скульпторов, но и точкой притяжения людей культуры. Здесь даже принимали творческие делегации из других стран: «Часто к нам в гости приезжали атташе по культуре многочисленных консульств, в Дни французской культуры в Екатеринбурге мы принимали посла Франции в России. Во время гастролей мастерские посетила труппа «Балета Биаррица» в полном своем составе — французские артисты с большим интересом знакомились с творчеством российских скульпторов». Люди искусства, науки, представители власти и каждый, кто был знаком со скульпторами, с гордостью приводил в мастерские своих друзей и гостей со всех концов света.

«Каждое утро в мастерскую Антонова заходили Виталий Михайлович Волович и Миша Шаевич Брусиловский — такая была у них традиция. Пили кофе, смотрели работы, обсуждали новости, газеты, слушали «Эхо Москвы»… Каждый день в 10–11 утра их можно было там застать, а после они уже расходились по своим мастерским. Виталий Михайлович шел к себе на Луначарского, Миша Шаевич — на Декабристов», — вспоминает Таня Колпакова.

Там же в мастерской Антонова появилась любимая многими жителями Екатеринбурга скульптурная группа «Горожане». Сейчас она украшает сквер на улице Мичурина — три знаменитых уральских художника Виталий Волович, Миша Брусиловский и Герман Метелев, отлитые в бронзе, ведут оживленный разговор. 

Андрей Антонов с героями скульптурной композиции «Горожане»  художниками Мишей Брусиловским и Виталием Воловичем  в своей мастерской. Фото из архива Андрея Чернышева

Сколько работ было создано в мастерских за время их жизни, никто не считал. «Образ жизни скульптора такой, что он работает и в выходные, и в праздники. Есть заказ – работает по заказу, нет заказа — работает над своими творческими идеями, готовит работы для выставок»,  объясняет Лев Пузаков. Большая часть важных городских памятников того времени была сделана скульпторами именно здесь. 

Вот небольшой перечень основных работ, сделанных для Екатеринбурга одним только Андреем Антоновым в стенах мастерской: первая городская скульптура Екатеринбурга (не памятник) «Лето» (мальчик  с лошадкой у детской поликлиники на улице Испанских рабочих), Д.Н. Мамину-Сибиряку (1985) на набережной городского пруда, 11 мемориальных досок академикам города (И.П. Бардину, Н.С. Алферову, И.Я. Постовскому) и военным деятелям (Г.К. Жукову), бюст Татищева — установленный в Администрации города Екатеринбурга, а также портреты 12 глав Екатеринбурга для здания Администрации (1995–1998), рельеф для Свердловского академического театра музкомедии (2002), портреты уральских дирижеров, создателей Свердловской филармонии, — М. Павермана и А. Фридлендера (2005). Более 500 работ, а также эскизы, рисунки, формы хранились в мастерской Андрея Антонова.

Здесь скульптор Владимир Егоров проектировал барельефы для станции метро «Уралмаш» в Екатеринбурге — для реализации сверхмасштабной работы пришлось даже на время арендовать пустующий спортзал в соседнем училище. После смерти Владимира Егорова в 1991 году в его мастерскую переехал скульптор Юрий Крылов, другой талантливый выпускник «Строгановки», автор более 200 станковых скульптур (его большая персональная выставка этой весной прошла в Музее Эрнста Неизвестного). Их совместная работа с Львом Пузаковым — бронзовый Архангел Михаил — в 2000 году появился у Церкви Рождества Христова на Уралмаше, а в 2015 году вместе со своими студентами Юрий Крылов оформлял муляжами-скульптурами экспозицию «Река Амур, озеро Ханка и озеро Байкал» одного из крупнейших научно-познавательных комплексов мира — «Приморский океанариум» на острове Русский.

Юрий Крылов в своей мастерской. Фото из архива Андрея Чернышева

Петр Сажин успел сделать в новых мастерских барельеф с изображением Свердлова для стелы, встречающей гостей города на площади железнодорожного вокзала. Одна из последних работ мастера, которую он лепил, уже почти потеряв зрение — эскиз памятника «Матерь человеческая». Это символ единства всех народов и поколений, который должен был появиться на границе Европы и Азии, но так и не был реализован. С 1999 года в мастерскую Петра Сажина переехал работать Андрей Чернышев, известный своими экспериментами со скульптурой малых форм. Наследие Сажина он бережно хранил все эти годы.

В мастерской Валентины Соколовой была сделана рабочая модель памятника декабристам, который планировали открыть в 1987 году. Перестройка и 1990-е отложили эти планы до лучших времен, которые, казалось, настали в нулевые. Памятник в граните открыли на улице Декабристов в годовщину восстания, в декабре 2000 года. Там же в мастерской Валентина Соколова начала работу над Екатериной Великой, восьмиметровый памятник которой был открыт в Ирбите в 2013 году.

Андрей Чернышев в своей мастерской. Фото из архива Андрея Чернышева

Большую часть XX века советские скульпторы работали на государство. Однако программа развития монументального искусства, выдвинутая еще в 1918 году Лениным, обеспечивала их не только идеологическими заказами, но и способствовала общему развитию пластического искусства, поиску самобытного стиля каждого мастера. 

Доход скульпторов от госзаказов позволял художникам творческие эксперименты — создавая официальные памятники, художники обеспечивали себе финансовый тыл и работали над тем, что было интересно им. Например, мастерская Антонова была заставлена от пола до потолка, отнюдь незаказными работами. 

По словам Андрея Чернышева, в свое время, будучи молодым специалистом, он сразу попал на большие монументальные работы — помогал в создании рельефов свердловского цирка, участвовал в реставрациях Оперного театра, объектов здания городской администрации. Сейчас такое вряд ли возможно — подобных заказов немного.

Валентина Соколова в своей мастерской. Фото из архива  Андрея Чернышева

Время изменилось. В 1990-е годы растерянные художники не приватизировали здание, хотя такую возможность обсуждали. Мастерские продолжали работать на условиях аренды, которую скульпторы ежемесячно перечисляли Союзу художников вместе с коммунальными платежами. При этом сами проводили ежегодную реставрацию и справлялись с проблемами здания. Дом требовал дорогого капитального ремонта, но силами самих скульпторов сделать его было нереально. У здания была какая-то непонятная история с документами. По воспоминаниям скульпторов, когда в мастерских стала протекать крыша, жилищная контора Октябрьского района отказалась делать ремонт, потому что «здание нигде не числилось». Долгое время на нем не было даже таблички с адресом.. 

Данные из госреестра о переходе прав на этот объект недвижимости содержат только одну запись, а именно регистрацию здания в собственность муниципальным образованием «город Екатеринбург» 20 октября 2016 года. А дата присвоения кадастрового номера земельному участку — 2005 год. 

В конце января 2017 года Администрация Екатеринбурга обратилась в суд с иском к местному отделению «Союза художников России», чтобы взыскать с арендаторов 1 210 368 руб. 93 коп. Предмет иска — земельный участок, на котором стоят мастерские. Суть претензий — отсутствие платежей за аренду земли, которые после земельной реформы должны были выплачиваться арендатором. Ответчик оценил участок в 1925 м2, что больше в 2,5 раза чем реальная площадь здания (723 м2). Сумма задолженности была выставлена сразу за три года и сразу с пени за несвоевременный платеж. Валентина Соколова вспоминает, что требование выплатить долг им пришло сразу после новогодних праздников, причем дата выплаты к тому моменту уже прошла. 

Впрочем, у скульпторов не было никакого договора об аренде земли, с ними никогда не обсуждали такую необходимость, условия этого договора, их права и обязанности. Иск был неожиданным.

Земельное законодательство и судебный опыт чиновников оказались сильнее творческих заслуг. Когда Союз художников проиграл первый суд, обитатели мастерских приняли решение покинуть здание и начали готовиться к выезду. 

Не с первого раза, после апелляции, удалось доказать, что художники никак не могут пользоваться территорией, на которой находятся частные гаражи и стихийная парковка (она входила в кадастровую оценку земельного участка). Но даже в этом случае стоимость аренды земли делала бессмысленной работу в здании. «Мастерская должна работать на художника или художник на мастерскую?» — Андрей Чернышев говорит, что переезд был неизбежен, — «хотя мы искали разные варианты, обсуждали возможность съехаться и делить вдвоем одну мастерскую, оставить одно из помещений для молодых скульпторов, но решения не было».

Людмила Кружалова в своей мастерской. Фото из архива Андрея Чернышева

Долг уменьшился, и, чтобы его выплатить, Андрей Чернышев, Юрий Крылов, Валентина Соколова, Лев Пузаков и Андрей Онуфриев взялись за последний большой и срочный заказ в мастерских. За полтора месяца они сделали 16 барельефов для реконструкции исторического фасада Центрального стадиона («Екатеринбург — Арена»).

Переезд поставил точку и на культурных инициативах мастерских. Таня Колпакова планировала сделать мастерскую Андрея Антонова мемориальной, чтобы она могла продолжить работать как просветительский центр: «В России скульптуру как вид искусства не очень понимают, мало знают о ней — так сложилось исторически. И если в Европе мы видим городские скульптуры на улицах и скверах даже в небольших городах, то у нас этот вид искусства реализован только в столицах и мегаполисах. Мы навели порядок в мастерской Антонова, создали экспозиции, иллюстрирующие процесс создания скульптуры, организовали выставочное пространство, предоставили возможность пользоваться уникальной библиотекой Антонова, принимали там и студентов творческих специальностей, и школьников, и просто всех желающих, которых было очень много! Мы не брали за это никаких денег, нам хотелось делиться своей любовью к этому искусству».

Фото-альбом: арена

В августе 2017 года мастерские открыли свои двери гостям в последний раз. Скульпторы вывезли все свои работы, в том числе внучка Татьяна Арбенева забрала скульптуры Петра Сажина, которые там еще хранились. Два года после ее квартира была заставлена бюстами и скульптурами, пока их не забрали сотрудники музея изобразительного искусства: «Передала выбранные работы в дар. Переживаю. Но думаю, что сделала по совести, для изучения истории, для потомков. Даже если сегодня они стоят в запасниках и может я их больше никогда не увижу. Советский период нынче не показывают в оригинале». Людмила Кружалова вспоминает, что часть своих работ просто раздала, даже те, которые нигде еще не успела показать. Раздарила друзьям свою керамику и Ольга Мудрова. Культурное наследие отправилось по квартирам, гаражам и дачам. В каждой мастерской были большие библиотеки — часть книг пришлось вынести и просто оставить во дворе, на радость прохожих ценителей. Пришлось бросить печи для обжига — только в мастерской Льва Пузакова их было три. 

Перед тем, как скульпторы покинули здание, автор медиа-проекта «Арт-пространства Урала» Денис Лебединцев отснял несколько помещений, чтобы осталась возможность посетить их хотя бы виртуально. Мастерская Людмилы Кружаловой. Фото и виртуальный тур по ссылке – Денис Лебединцев

Мастерская Андрея Антонова. Фото и виртуальный тур по ссылке – Денис Лебединцев

История грустная, но в духе времени: стало меньше заказов, сами заказы стали меньше, и скульпторы разъехались по маленьким помещениям. Таня Колпакова после закрытия мастерских переехала жить в Санкт-Петербург, открыла там галерею Антонова и в Екатеринбурге бывает нечасто. 

Кстати, мастерские Аникушина, которые когда-то стали отчасти прототипом свердловских скульптурных мастерских, в Санкт-Петербурге сейчас работают как мемориальный музей и просветительский центр. В 2004 году правительство Санкт-Петербурга передало это здание музею городской скульптуры, были выделены средства на масштабные ремонтные работы. С 2015 года там работает мемориальная экспозиция художника и площадка для современных выставочных проектов, проходят экскурсии и мастер-классы. «Когда-то здесь рождались знаменитые монументы, а теперь все желающие могут познакомиться с той стороной жизни памятников, которая обычно скрыта от зрителя — от появления первого наброска на бумаге до отправки готовой модели на завод для отливки в бронзе», — на сайте мастерских с любовью рассказывают об этом важном для города культурном пространстве.

Мемориальная мастерская Михаила Аникушина. Фото с сайта Музея скульптуры Санкт-Петербурга

В Екатеринбурге же уникальный объект культуры вернулся в полное владение администрации города и оказался без всякого надзора и содержания. Периодически двери мастерской оказывались открыты и там ночевали бездомные. Окна разбили,  фасад покрылся вандальными граффити и бранными надписями. Валентина Соколова продолжала приходить к мастерским – кормила местных кошек, к которым привыкла за время работы. Смотреть на то, как здание разрушается, было тяжело.

Ситуация оказалась какой-то бессмысленной. Безымянные чиновники не сделали ничего для сохранения и способствовали утрате знакового места. В 2020 году на сайте муниципального предприятия «Специализированное управление эксплуатации и реабилитации жилья» появилась информация о сдаче здания в аренду. А местный новостной сайт цитировал заместителя главы города по вопросам управления имущества – тот сообщал, что дом находится «в неудовлетворительном состоянии» и новому арендатору предстоит его отремонтировать. Желающих взять на себя арендные платежи за здание, земельный участок и затраты на капитальный ремонт так и не нашлось.

Вход в мастерские Андрея Чернышева и Валентины Соколовой после их закрытия. Фото Татьяны Арбениной

Пожар 10 июня 2021 года окончательно превратил все в руины. Сейчас они напоминают прохожим спрятавшегося среди многоэтажек старого двора о том, как легко все сломать и художника обидеть, а земельный кодекс может противоречить кодексу чести и здравому смыслу. Но может быть когда-то на этой земле появится хотя бы мемориальная доска: «Здесь работали, творили и жили известные свердловские скульпторы»?

1. Никаких документов на это здание в архивах (ГАСО, архив Музея архитектуры и дизайна) нет, поэтому точное время постройки установить не удалось.

Благодарим Екатеринбург Арена за помощь в организации съемки на территории стадиона.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: